Доклад на тему «Развитие универсальных учебных действий младших школьников через гендерный подход»
Оглавление
Различия между понятиями пола и гендера 2
Гендерный подход в образовании 6
Гендерный подход в формирование универсальных учебных действий младших школьников 10
Введение
На современном этапе развития российского общества следует отметить возникновения гендерной образовательной технологии - нового направления, связанного с усилением противоречий между воспроизводством патриархальных стереотипов во взаимодействии полов и реальными трансформациями гендерных отношений в современном российском обществе.
Анализ публикаций отечественных исследователей демонстрирует отсутствие единого видения концепции по поводу гендерной проблематики в образовании. Определяя процессы формирования гендерного подхода в образовании, у специалистов нет единого взгляда на эту проблему. Существуют две основные тенденции, связанные с половым воспитанием мальчиков и девочек и с воспитанием андрогенной личности, независимо от пола. При этом, наиболее часто поднимаются вопросы, связанные с биологическими и социальными характеристиками представителей разных полов, с половым воспитанием в образовательном учреждении или семье, внедрением гендерного компонента в содержании учебных дисциплин, проблемой совместного или раздельного обучения при организации учебно-воспитательного процесса и т.д.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.
Целью данного реферата является изучение развития универсальных учебных действий младших школьников через гендерный подход.
Различия между понятиями пола и гендера
Между понятиями «пол» и «гендер» есть нечто общее, но и много различий. Оба понятия касаются человека. Но если пол есть и у некоторых растений и животных, то гендер - ни к растениям, ни к животным, камням или звездам на небе никакого отношения не имеет.
Пол определяет, является ли человек мужчиной или женщиной. Он обусловлен структурой генов и является понятием биологическим.
От пола зависит строение половых органов, возможность стать матерью или отцом, а также некоторые другие признаки: пропорции тела (рост, ширина плеч, объем бедер), распределение жировых тканей, количество волос на теле и на лице, особенности полового созревания, мышечная сила, выносливость, черты лица, тембр голоса и даже мимика и походка.
Признаки пола формируются в процессе полового развития человека с момента зачатия до достижения им половой зрелости.
Гендер (половая роль) - понятие культурное и социальное. Оно определяет черты характера и особенности поведения, которые считаются характерными для мужчин и женщин в определенном обществе. Например, в большинстве культур женщинам приписывают такие черты характера, как заботливость, уступчивость, эмоциональность, а мужчинам - лидерство, сдержанность1.
Реальное поведение конкретного человека может соответствовать принятому в обществе поведению, а может, наоборот, считаться характерным для противоположного пола. Так, мужчины бывают мужественными и заботливыми, а женщины - нежными и энергичными. В этом нет ничего плохого. Более того, считается, что сочетание в одном человеке традиционно мужских и женских черт характера делает его полноценной и чрезвычайно дееспособной личностью, которая выбирает стиль поведения в зависимости от конкретной ситуации, а не ограничивается тем, что отведено для ее пола.
В таблице 1 представлена сравнительная характеристика признаков пола и гендера.
Таблица 1. Сравнительная характеристика признаков пола и гендера
Признаки пола |
Признаки гендера |
появляются сами собой (без внешнего воздействия) |
являются культурной традицией |
являются универсальными, не зависят от страны, культуры, религии (например, только женщины рожают детей) |
существенно отличаются в разных странах и даже в одной стране (в зависимости от населенного пункта или социального слоя) |
никогда не меняются в историческом процессе |
могут меняться со временем |
свойственны только одному полу |
свойственны людям разного пола |
От рождения родители воспитывают ребенка в соответствии с его полом. В этом во всех странах существует немало традиций. Например, девочкам покупают одежду розового цвета, а мальчикам - голубого; девочкам дарят куклы, а мальчикам - машинки.
Родители поощряют поведение ребенка, соответствующее их представлениям о том, как должны вести себя мальчики и девочки. Формирование гендерных ролей происходит и под воздействием воспитателей, учителей, церкви, соседей, телевидения.
В теории гендера говорится, прежде всего, о размытии категории «пол», о лишении значимости каких-либо различий между женщиной и мужчиной. Только так возможно постичь цель «равенства», - и здесь мы встречаемся с подменой понятий в термине «равенство»: «равенство» означает здесь полную взаимозаменяемость женщины и мужчины.
Здесь, собственно, заключается основание, почему теория гендера отвергает понятие «пол» и выбрала вместо него «гендер» как центральное понятие. С «гендером» становится возможным то, что невозможно с «полом». Гендер - произвольно изменчив.
Понятие гендерного равенства означает, что все люди имеют свободу выбора для развития своих способностей без ограничений, связанных с гендерными ролями и стереотипами.
Гендерное равенство исключает двойные стандарты в отношении мужчин и женщин, то есть разное отношение к людям в зависимости от их пола и гендерной идентичности. Гендерное равенство не отменяет половых и гендерных различий, но позволяет каждому человеку найти свой способ самореализации, определить свой жизненный выбор независимо от привычных гендерных стереотипов.
Упрощенные представления о том, как должны вести себя люди разного пола, какую одежду носить и чем заниматься, называют гендерными стереотипами.
Гендерные стереотипы отражают то, что характерно для большинства людей того или иного пола, и не учитывают индивидуальных особенностей. Например, эмоциональность считается характерной женской чертой, а сдержанность - мужской. Однако есть немало эмоциональных мужчин и сдержанных женщин2.
Принятые в обществе гендерные стереотипы влияют не только на то, что девушки и ребята учатся и чем занимаются, но и на их отношения, в том числе и половые. Эти стереотипы определяют, как девушки и парни должны относиться к браку, кто из них должен быть инициатором отношений, кто отвечает за возможные негативные последствия (например, беременность).
Большинство гендерных стереотипов помогают мальчикам и девочкам подготовиться к социальным ролям, которые они будут выполнять во взрослой жизни, - матери или отца, мужа или жены. Однако часть гендерных стереотипов сформировалась очень давно в совершенно иных исторических условиях. Многие из них устарели и нередко ограничивают возможности людей в современном мире.
Некоторые женские стереотипы особенно опасны, поскольку повышают уязвимость в условиях эпидемии ВИЧ / СПИДа. В начале эпидемии казалось, что риск инфицирования ВИЧ для женщин минимальный, поскольку он касался преимущественно мужчин - потребителей инъекционных наркотиков. В последние десять лет ситуация кардинально изменилась, и женщины с периферии эпидемии переместились в ее эпицентр. Когда эпидемия выходит за пределы потребителей наркотиков, наиболее пострадавшей социальной группой становятся женщины, которые инфицируются от своих мужей и половых партнеров.
Гендерная идентичность - это ощущение человеком своего пола независимо от того, является ли он биологически женщиной или мужчиной. Гендерная идентичность формируется в процессе воспитания и социализации3.
В два года девочки и мальчики знают свой пол, но не до конца понимают, что это значит. Взрослея, ребенок учится различать пол окружающих по внешним признакам: одежде, прическе, чертам лица. До семи лет ребенок осознает неизменность своего биологического пола и начинает формировать свои гендерные установки.
В подростковом возрасте бурное половое созревание, изменение форм тела, романтические переживания, эротические желания стимулируют формирование гендерной идентичности. Происходит активное усвоение норм поведения и становление характера под влиянием социальных норм и ожиданий.
Гендерный подход в образовании
Современное состояние развития государства характеризуется значительными общественными изменениями, которые, в том числе, вызывают необходимость перестройки системы образования и ее адаптации к новым обстоятельствам и потребностям. Демократическое общество, основанное на принципах приоритета прав человека, нельзя построить без учета гендерных стратегий, которые разворачиваются в социуме. Гендерный подход базируется на основе анализа гендерных особенностей человека, которые развиваются в обществе в процессе социокультурного взаимодействия.
Термином «гендер», следуя традициям английской исследовательской литературы, обозначающие понятия «социальный пол» (gender), в противовес «биологическому полу» (sex).
Определяя гендерные влияния общества на социализацию молодежи, следует отметить, что происходят объективные процессы, обусловленные изменениями во взглядах общества на гендерную природу личности, оказывает существенное влияние на подготовку подрастающего поколения к общественному взаимодействию. Среди них4:
слом традиционных взглядов на гендерную идентичность личности, особенности проявления социальных ролей мужчины и женщины;
трансформация культурных стереотипов относительно маскулинности и феминности (они становятся менее жесткими и полярными);
сохранение традиционных черт мужской гендерной самоидентификации (пожизненная потребность отличаться от женщин, отделение от первоначально женской, материнской сути);
изменения гендерных отношений власти в политической сфере;
изменения в брачно-семейных отношениях (растет их вариативность, что усиливает ценность индивидуальности);
изменения в отношениях между полами, в отношении к сексу, в характере мужской и женской сексуальности;
изменения в характере социализации детей (возрастает роль влияния сверстников по сравнению с влиянием семьи, а поскольку образовательный процесс организован таким образом, что в своей предпочтительности является общим, это облегчает взаимопонимание ребят, создавая психологические предпосылки для их более гармоничных отношений в различных сферах взрослой общественной и личной жизни).
Что касается сферы образования, то гендерные исследования как отдельная проблематика впервые вошли в образовательную практику Западной Европы и США в конце 60-х годов ХХ в., когда феминистское движение вызвало всеобщий интерес к проблемам политической, экономической, социальной дифференциации по половому признаку. По мнению исследователей тех лет, патриархальная школа несет ответственность за реализацию политики о творческой и интеллектуальной несостоятельности женщин, формирование у них комплексов «профессиональной некомпетентности», «боязни успеха» и другие.
Гендерная педагогика - это совокупность подходов, направленных на то, чтобы помочь детям разного пола почувствовать себя в школе комфортно, успешно подготовиться к поло-ролевому поведению в семье. Цель гендерной педагогики - коррекция влияния гендерных и сексуальных стереотипов в пользу проявления и развития личностных качеств индивида. Основная идея полового подхода в образовании - в учете специфики влияния на развитие мальчиков и девочек всех факторов учебно-воспитательного процесса (содержание, методы обучения, организация школьной жизни, педагогическое общение, состав предметов и т.п.).
Относительно гендерной педагогики существует два распространенных научные направления. Специалисты, разрабатывающие первое направление, связывают гендерный подход с обязательным учетом особенностей биологического пола ребенка и созданием оптимальных условий для его половой самоидентификации. Представителями данной точки зрения являются сторонники традиционного обучения, которые занимаются вопросами так называемого полового и семейного воспитания.
Представители второго научного направления считают, что задачей гендерной педагогики является воспитание андрогенной личности (всестороннее обучение ребенка, с учетом необходимых физических показателей, без акцентирования на его поле). То есть, отмечают создание педагогической системы, которая в обществе будет учитывать особенности обоих полов - равных в своих правах и возможностях, с учетом их гендерных потребностей и интересов. В этом случае, гендерный подход определяется полом, в его классической модели.
В последнее время, имеет право на существование мнение, объединяющее эти два обоснования, и на уровне гендерного подхода требует относиться к ученику на биосоциальном уровне, то есть не исключает влияния половых (биологических) особенностей, но доказывает важность социальных (гендерных) воздействий, связанных с традициями, культурой, процессами обучения и воспитания, существующих в данном обществе.
Процесс внедрения гендерного знания в образование затруднено вследствие ряда факторов, среди которых исследователи выделяют:
отсутствие четкой государственной программы развития гендерного компонента в образовании, неготовность общества к восприятию гендерных проблем как действительно актуальных;
ограничение гендерной проблематики женской темой;
отсутствие образовательных программ, методического обеспечения, квалифицированных кадров.
По мнению специалистов, все указанные факторы объективные, а на их преодоление пойдет не одно десятилетие педагогического поиска.
Именно поэтому, определяя направления научных исследований по гендерному подходу в образовании, следует отметить важность:
исследование психофизиологических и социальных особенностей ребят;
выявление психолого-педагогических аспектов формирования гендерной идентичности представителей обоих полов;
исследование закономерностей влияния других участников учебно-воспитательного процесса на гендерную социализацию ребят как субъектов образовательного процесса;
определение условий, которые необходимо создать для представителей обоих полов как субъектов образовательного процесса, по реализации их гендерных стратегий;
построение психолого-педагогических моделей оптимальной среды для развития гендерной идентичности учащихся на уровне их индивидуальности.
Гендерный подход исходит из того, что в образовательные учреждения приходят не ученики без проявлений индивидуальности, а ребята, которые требуют дифференцированного подхода со стороны педагогов. Как внутри, так и вне образовательных учреждений, все участники учебно-воспитательного процесса сталкиваются со сложным миром меняющихся представлений и стереотипов, касающихся стратегий, поведения, внешнего вида, мышления, приемлемых для представителей определенного пола. Важно сосредоточить внимание педагогов на том, чтобы поведение ребенка больше зависело от его личных склонностей, а не от необходимости вести себя так, как того требует социум или общество.
Именно поэтому, реализуя гендерный подход в образовании, обязательно нужно внедрять гендерные стратегии на уровне содержания стандартов высшего образования, а при разработке образовательно-квалификационных характеристик подготовки специалистов в сфере образования, учитывать гендерный направление развития модели специалистов.
Гендерный подход в формирование универсальных учебных действий младших школьников
С позиций гендерного своеобразия рассмотрим психофизиологические особенности девочек и мальчиков. Все дети развиваются по-разному. Учёными-психофизиологами получены данные о различиях в восприятии, мышлении, эмоциональной сфере мальчиков и девочек, основа которых лежит на уровне межполушарных взаимодействий головного мозга5.
У девочек намного быстрее развиваются функции левого полушария, которое ответственно за осознаваемые произвольные акты, словесно-логическую форму памяти, рациональное мышление, положительные эмоции. Соответственно, у мальчиков быстрее созревает правое полушарие, которое влияет на реализацию непроизвольных интуитивных реакций, иррациональной мыслительной деятельности, образной памяти, отрицательных эмоций.
Девочки лучше осознают свое поведение и умеют им управлять, осмысливать поступки в разных направлениях, чаще открыто радуются. У мальчиков наблюдается более медленное развитие левого полушария, что ведет к неразвитости сферы положительных эмоций, сказываясь в поведении, где легче и ярче проявляются отрицательные эмоции. Для мальчиков является важной эмоционально положительная оценка его деятельности, для девочек – отрицательная; для мальчиков важно «что» оценивается в его деятельности, для девочек – «кем» производится оценка; мальчики проявляют более низкие показатели понимания другого человека, поскольку у них «понимание» другого происходит через интеллектуальное сходство, у девочек через эмоциональное сочувствие. Девочки редко переоценивают качества своей личности и дают адекватную или заниженную из-за большой критичности самооценку. Завышенная либо заниженная самооценка мальчиков связана, как правило, с низким уровнем оценки другого. Мальчики лучше решают задачи и отгадывают кроссворды; они более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпимы, не уверены в себе и более агрессивны, чем девочки. Девочки чувствительны к шуму, резким звуковым эффектам. У девочек больше развита чувствительность кожи, поэтому девочкам надо чаще гладить их кожные покровы; у девочек лучше развита беглость речи и скорость чтения; у девочек лучше развита мелкая моторика рук, поэтому они пишут аккуратно и лучше выполняют работу, связанную с мелкой моторикой (вышивание, бисероплетение). Мозг девочек готов к ответу на любую неприятность, готов отреагировать на воздействие с любой стороны (инстинкт выживания), так как цель женского пола – рождение жизни и ее сохранение. А цель мужского пола – это прогресс. Открытия делают мужчины, а женщины эти открытия совершенствуют6.
При оценке поведения детей и результатов их деятельности учителю необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т. п. Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом:
научился здороваться;
следить за своей одеждой;
конструировать что-то и т. п.
Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Особенно заметны различия девочек и мальчиков в игровой деятельности7.
Учебные действия - конкретные способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных задач. Учебные действия всегда связаны с содержанием учебных задач, решаемых. Как показал П.Я. Гальперин, оцениваются такие характеристики учебных действий как:
степень самостоятельности ученика в их применении;
степень усвоения;
обобщенность;
разумность;
осознанность;
критичность;
временные показатели выполнения.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик8.
Среди видов универсальных учебных действий, которые включают совокупность ключевых компетенции, в том числе учебно-познавательные, различают компетенции ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающих элементы логической, методологической, , способы организации исследования, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. При этом ученик овладевает различными способами получения знаний в процессе изучения окружающего мира, организации действий в нестандартных ситуациях.
Важное место среди различных направлений развития универсальных учебных действий имеет технологический подход, предусматривающий четкое инструментальное управление учебным процессом и гарантированное достижение учебных целей, которые были поставлены9.
В гендерном образовании перед учителем стоит непростая задача преодоления формализма в обучении и воспитании, поворота к интересам и потребностям конкретного ребенка, к умению видеть, слышать и понимать его своеобразие, индивидуальные и возрастные особенности вне зависимости от пола. Сложность заключается и в особой специфике нашего образования, которое подчас носит парадоксальный характер: по своему содержанию оно носит «мужской характер», так как учебные планы, учебные предметы имеют определенную технократическую, естественнонаучную тенденцию и построены с расчетом включения подготовленного ученика в технологические процессы. Но формы организации обучения, способы передачи знаний выстроены таким образом, что являются преимущественно «женскими» по своим психофизиологическим параметрам10.
Тем не менее, не взирая ни на какие обстоятельства, основная цель учителя – развить универсальные учебные действия в каждом младшем школьнике, привить любовь к образовательному процессу. Проведение уроков с учётом гендерных особенностей учащихся отвечает этой цели.
Заключение
Таким образом, основой для моделирования проблемных ситуаций в адаптации школьников является гендерный подход, который мы рассматриваем как дальнейшее развитие совокупности научных идей и положений о конструировании гендера и реализации дифференцированно-личностной составляющей педагогической деятельности, направленной на проявление ребенком своей идентичности.
В результате применения проблемных ситуаций гендерного характера учащийся как субъект педагогического процесса оказывается всегда вовлеченным в социальную адаптацию, в любом возрасте, условиях жизни, во взаимодействии со средой, интегрируя влияния различных факторов и рисков, преобразуя их в соответствии со своими индивидуальными, возрастными и гендерными различиями. Стратегия гендерного подхода дает возможность мальчикам и девочкам, опираясь на их способности, склонности, интересы и ценностные ориентации, реализовать себя в творческом познании, разнообразной учебной деятельности и поведении.
Универсальные учебные действия важны не только для овладения учащимися учебной деятельностью, всеми предметами школьной программы, но и в первую очередь, для дальнейшей профессиональной деятельности.
В настоящее время есть отдельные методические способы обучения, которые могут стать основой для создания технологии формирования универсальных учебных действий.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений, компетенций, включая умение учиться.
Список используемой литературы
Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система задач: пособие для учителей / под ред. Асмолова А.Г. - М.: Просвита, 2015. - 159 с.
Бендас Т.В. Гендерная психология: учеб. пособие. СПб., 2015. С. 188.
Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2014.
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя /Поливанова К.Н. - М.: Просвещение, 2018. - 192 с.
Сиротюк А.Н. Дифференциация обучения на основе гендерного подхода // Народное образование. 2015. № 8. С. 138.
Скрипко С. А. Формирование универсальных учебных действий учащихся в процессе преподавания физики / Скрипко С. А., Артемова Н. Д. // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2016. - №5. - С. 184-186.
1 Сиротюк А.Н. Дифференциация обучения на основе гендерного подхода // Народное образование. 2015. № 8. С. 138.
2 Бендас Т.В. Гендерная психология: учеб. пособие. СПб., 2015. С. 188.
3 Бендас Т.В. Гендерная психология: учеб. пособие. СПб., 2015. С. 188.
4 Сиротюк А.Н. Дифференциация обучения на основе гендерного подхода // Народное образование. 2015. № 8. С. 138.
5 Бендас Т.В. Гендерная психология: учеб. пособие. СПб., 2015. С. 188.
6 Бендас Т.В. Гендерная психология: учеб. пособие. СПб., 2015. С. 188.
7 Сиротюк А.Н. Дифференциация обучения на основе гендерного подхода // Народное образование. 2015. № 8. С. 138.
8 Сиротюк А.Н. Дифференциация обучения на основе гендерного подхода // Народное образование. 2015. № 8. С. 138.
9 Скрипко С. А. Формирование универсальных учебных действий учащихся в процессе преподавания физики / Скрипко С. А., Артемова Н. Д. // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2016. - №5. - С. 184-186.
10 Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система задач: пособие для учителей / под ред. Асмолова А.Г. - М.: Просвита, 2015. - 159 с.