12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Меджидов Руслан Шабанович97
Семья, природа, школа, рыбалка.
Россия, Тверская обл., с. Юрьево-Девичье

МБОУ СОШ с. Юрьево-Девичье

Учитель биологии: Меджидов Руслан Шабанович

Проектная деятельность в биологии.

Модернизация образования предполагает приоритет компетентностного подхода, когда на первое место выдвигается не информированность ученика, а умение разрешать проблемы, возникающие в различных ситуациях.

Такое обучение отличается от того, где необходимо «запомнить и ответить», где есть готовая формула, в которую надо только подставить значения. Ученик должен осознавать постановку самой задачи, оценить новый опыт, контролировать эффективность собственных действий. Словом, речь идет о проектировании решения тех или иных проблем. Отсюда и название метода - метод проекта. Таким образом, на метод проекта в образовании стали возлагаться большие надежды, связанные с его возможностями организовывать обучение в процессе деятельности, развивать способность использовать и применять знания, умения и навыки для решения практических, жизненно важных задач. Предполагается, что проектное содержание деятельности меняет образовательную практику, давая возможность участникам образовательного процесса проявлять собственные инициативы, замыслы, разворачивать личностное содержание деятельности участникам образовательного процесса. Отмечается, что проектирование рассматривается как средство для развития разнообразных компетенций.

С помощью метода проектов возможно научить детей:

выявлять и формулировать проблемы;

проводить их анализ;

находить пути их решения;

работать с различными источниками информации;

находить необходимый источник, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации;

применять полученную информацию для решения поставленных задач.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

По мнению И.С. Сергеева проект - это “пять П”:

Проблема - Проектирование (планирование) - Поиск информации - Продукт - Презентация.

Возможно выделение и «Шестого “П” проекта - его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта.

Действия учителя, выбравшего методику проектной деятельности учащихся:

Составить план работы.

Ознакомиться с методами исследования проблемы и данными науки по этому вопросу.

Создать положительную мотивацию к работе у учащихся.

Совместно с учащимися участвовать в анализе проблем по теме проектной работы.

Осуществлять промежуточный контроль и коррекцию выполняемой учеником работы.

Выработать критерии оценки проектной деятельности учащихся.

Составить нормы и требования по оформлению работы.

Разработать примерные критерии оценки выступления докладчиков на защите проекта.

Составить положения методического подхода к проектной деятельности.

Составить совместно с учащимися список тем для проектной деятельности.

Для организации проектной деятельности я предъявляю определенные требования, например, примерные критерии оценки и методические подходы к выбору темы, выполнению проекта, оформлению проекта и защите проекта.

Прежде всего, следует четко сформулировать цель работы и составить план исследования.

Учащийся, работающий над исследовательским проектом по биологии, должен понимать, что эта работа потребует от него больших усилий и разносторонней подготовки. Он должен научиться организовывать свои полевые исследования и стационарные, уметь быстро перестраиваться в ходе исследования в соответствии с получаемыми данными и первыми результатами, т.е. уметь корректировать свою деятельность.

Учащийся должен овладеть необходимыми в работе методиками, уметь правильно оценивать результаты своего исследования, делать выводы и обобщения, сравнивать, выявлять закономерности. Кроме того, от учащегося потребуются умения выстраивать графики, составлять таблицы, диаграммы, карты, схемы, пользоваться компьютером, умение фотографировать, делать гербарий, составлять коллекции различной тематики, работать с определителями и словарями, подбирать и использовать в своей работе необходимую литературу.

Тематика проектов по биологии может затрагивать самые разнообразные проблемы и вопросы от частных, локальных, до глобальных проблем, стоящих перед человечеством.

Объектом изучения может быть не только отдельный организм или вещество, но и, например, участок расположенный рядом с учебным заведением, пруд, речка, заповедник, промышленный объект, даже собственная квартира, в том числе и сам человек его самочувствие в связи с воздействием определенных условий окружающей среды.

Проектные работы могут содержать также и социологические опросы населения или учащихся школы.

Работа над частной проблемой позволяет ученику хорошо познакомиться с объектом изучения, рассмотреть его с различных сторон, провести необходимые исследования. Взять пробы, детально описать изучаемый объект, сделать выводы, и в дальнейшем спрогнозировать результаты своей работы, в отличие от работ, затрагивающих глобальные проблемы и темы, которые, будут, по сути носить реферативный характер. Поэтому, правильная тема и поставленная цель, во многом определит успех проектной работы.

Типология проектов

Важной характеристикой, влияющей на организацию проектной деятельности обуающихся является типология проектов. Рассмотрим общедидактическую типологию проектов. Прежде всего определимся с типологическими признаками:

доминирующий в проекте метод или вид деятельности: исследовательский, творческий, ролево- игровой, информационный, практико- ориентированный и т. п.

предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знаний) и межпредметный проект

характер координации проекта: с открытой координацией, явной координацией и со скрытой координацией.

характер контактов: (среди участников одной школы, одного класса, города, региона, одной страны, разных стран мира) внутренний или региональный, или международный.

количество участников проекта (личностные, парные, групповые)

продолжительность проекта (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный).

В соответствии с признаком доминирующего в проекте метода можно обозначить следующие типы проектов: исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико­ориентированные.

 

Исследовательские проекты.

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснований актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинному научному исследованию или полностью совпадающую с ним аргументация актуальности принятой для исследования темы; определение проблемы исследования, его предмета и объекта; обозначение задач исследования, определение методов исследования , источников информации, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определения путей её решения, обсуждение полученных результатов, выводы; оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего процесса исследования). Всё сказанное выше, разумеется, должно полностью соответствовать уровню предметной подготовки школьников определённого этапа обучения

Творческие проекты.

Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, ролевой игре и т. д.)это могут быть проблемы, связанные с содержанием или образом жизни какого- то живого организма , статьи, фильма, посвященного животному, растению и пр.

Оформление результатов проекта требует чёткой продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, альбома и т. д. В данной категории мною были реализованы проекты «Весенняя флора», «Дары осени», «Гипотетическое животное», «Гипотетическое растение», «Г ипотетический остров», «Братья наши меньшие», «Путешествия с комнатными растениями» и др.

Ролево-игровые проекты.

В таких проектах структура также только намечается и остаётся открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенность решаемой проблемы. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности всё-таки является ролево - игровая. Примером таких проектов являются: «Суд над хищными птицами», «Конкурс красоты «Царевна-лягушка», «Жизнь общественных насекомых», «Красота человеческого тела» и др.

Информационные проекты.

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком- либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, предмет информационного поиска, источники информации( средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, проведение « мозговой атаки» и т. д.; способы обработки информации( анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы); результат информационного поиска( статья, аннотация, реферат, доклад, видео т. и д.; презентация (публикация, в том числе в Интернете, обсуждение в телеконференции)

Такие проекты часто интегрируются исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.

Примером таких проектов, реализованных на уроках биологии являются: «Электронный учебник по природоведению для младших школьников», «Электронный учебник по биологии «Растения» для младших школьников», «Создание фильма «Движение Простейших», «Родословная А.С.Пушкина с точки зрения генетики» и пр.

Практико-ориентированные проекты.

Эти проекты отличает чётко обозначенный с самого начала результат деятельности учеников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования по экологии, биологии; программа действий; рекомендации и направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в природе; проект по получению конкретного «биологического продукта», справочный материал и пр.).

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функции каждого из них, чёткие результаты совместной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организация систематической внешней оценки проекта.

Практико-ориентированные проекты, реализованные на уроках биологии и во внеурочной деятельности: «Клумба: от семени до цветения», «Выгонка луковичных растений в условиях школьного кабинета», «Топинамбур: от весны до весны. Условия выращивания, использования и сохранения клубней», «Использование различных сортов бархатцев для создания клумбы - «Бабочки», «Выращивание рассады мелкосемянных цветковых растений: преодоление трудностей», «Гидропоника» и др.

По признаку предметно-содержательной области можно выделить монопроекты и межпредметные проекты.

Монопроекты. Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются темы, связанные с многообразием живых организмов, адаптацией к различным условиям обитания, а также наиболее сложные разделы, требующие глубокого погружения в тему (например, из раздела «Общие закономерности биологии»). Разумеется, работа над монопроектами предусматривает применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Подобный проект также требует тщательной структуризации и по урокам с чётким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны в результате приобрести. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам(роли в группах распределяются учащимися. , форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно. Часто работа над такими проектами имеет своё продолжение в виде нидивидуальных или групповых проектов во внеурочное время. Примерами таких проектов являются: «Приспособления животных к водной среде обитания: от циклопа до кита», «Приспособления животных к воздушной среде обитания: от комара до орла» и пр, проект «Селекция как искусство», «Биохимические процессы в клетке», «Способы деления клетки», «Современные методы антропогенетики», «Евгеника: зло или добро?» и др.

Межпредметные проекты. Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а так же достаточно объёмные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную задачу, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих чётко определённые исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций. По характеру координации это могут быть проекты с открытой, явной координацией и со скрытой координацией( это относится в основном к телекоммуникационным проектам).

 

Проекты с открытой, явной координацией. В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников , организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников, например, если нужно договориться о встрече в каком- то официальном заведении, провести анкетирование, взять интервью.

Проекты со скрытой координацией. В таких проектах координатор выступает как полноправный участник проекта (один из...). Примером таких проектов могут известные телекоммуникационные проекты, организованные и проведённые в Великобритании, в которыхв одном случае профессиональный детский писатель выступал в качестве участника проекта, стараясь «научить» «коллег» грамотно и литературно излагать свои мысли по различным поводам. По окончании проекта был издан интереснейший сборник детских рассказов по типу арабских сказок. В другом случае в качестве такого скрытого координатора экономического проекта для учащихся старших классов выступал британский бизнесмен, который под видом одного из деловых партнёров пытался подсказать наиболее эффективные решения конкретных финансовых, торговых и других сделок.

Что касается характера контактов, то проекты могут быть внутренними, или региональными международными.

Внутренние или региональные. Это проекты, организуемые или внутри одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные, ли между школами , классами внутри региона, одной страны.

Международные проекты. Участниками проекта являются представители разных стран. Эти проекты представляют исключительный интерес, поскольку для их реализации требуются средства информационных технологий.

Так же проекты могут быть личные, групповые и парные; краткосрочными и продолжительными. Таким образом, следует заметить, что к какому типу не относился бы проект, любой из них требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно и нужно назвать творческим.

Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.

Любая работа требует оценивания. Для этого необходимо предъявить требования к проектной деятельности.

Общие требования к оформлению проектной работы: представляемый проект должен иметь титульный лист с указанием: фамилии, имени, отчества исполнителя и руководителя (ей) проекта, название проекта, года написания работы, указанием целей и задач проектной работы.

Содержание проектной работы должно включать такие разделы, как:

введение, в котором обосновывается актуальность выбранной или рассматриваемой проблемы;

обзор литературы, научных статей, работ, уже выполненных ранее по решению аналогичных проблем;

место и время выполнения работы;

краткое описание используемых методик ссылками на их авторов (если таковые необходимы для работы или использовались в ней);

систематизированные, обработанные результаты исследований;

выводы, сделанные после завершения работы над проектом;

практическое использование результатов проекта;

социальная значимость проекта;

приложение: фотографии, схемы, чертежи, гербарии, таблицы со статистическими данными и т.д.


 

Критерии оценки проектов по биологии

четкость поставленной цели и задач;

тематическая актуальность и объем использованной литературы;

обоснованность выбранных методик для проведения исследований;

полнота раскрытия выбранной темы проекта;

обоснованность выводов и их соответствие поставленным задачам;

уровень представленных данных, полученных в ходе исследования выбранной проблемы (объекта), их обработка (при необходимости);

получение конкретного «продукта» проекта, анализ полученных результатов;

наличие в работе вывода или практических рекомендаций;

качество оформления работы (наличие таблиц, схем, графиков, фотоматериалов, зарисовок, списка используемой литературы, гербарных материалов к проектам по ботанике и т.д.).

Критерии оценки выступления при защите проекта:

обоснованность структуры доклада;

вычленение главного;

полнота раскрытия выбранной тематики исследования при защите;

использование наглядно-иллюстративного материала;

компетентность, эрудированность докладчика (выступающего) и умение его быстро ориентироваться в своей работе при ответах на вопрос, задаваемые комиссией (членами жюри или экспертной комиссией);

уровень представления доклада по проекту (умение пользоваться при изложении доклада и ответах на вопросы материалами, полученными в ходе исследования), четкость и ясность при ответах на все возникающие в ходе доклада вопросы по проекту, что является неотъемлемым показателем самостоятельности выполнения работы по выбранной теме.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Проектная и исследовательская деятельность учащихся способствует лучшему усвоению учебного материала.

Отмечается повышение интереса к предмету при использовании разных методов обучения.

Проектная и исследовательская деятельность способствуют развитию навыков самостоятельной работы учащихся, творческого подхода к решению проблем.

Отрабатываются навыки работы с различными источниками дополнительной информации.

Работая по собственному плану действий, ученик меняет виды работ (практическая работа чередуется с теоретической), что важно для снижения утомления и выполнения способ здоровьесберегающего подхода к обучению.

Постепенное усложнение проектов от творческих, игро-ролевых до исследовательских способствует развитию исследовательских умений и навыков.

7. Создается методическая копилка пособий (в том числе презентаций),которую можно использовать и при изучении новых тем, и при повторении, и при индивидуальной коррекции знаний.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.