Формирование коммуникативных УУД на уроках окружающего мира
«Формирование коммуникативных УУД на уроках окружающего мира»
Автор: Лащакова Анна Михайловна
3 курс
Специальность: «44.02.02 Преподавание в начальных классах»
Аннотация.
В статье дается характеристика понятия «универсальные учебные действия» (УУД), описываются особенности формирования коммуникативных УУД школьников на уроках окружающего мира и предлагаются методы и приемы работы по формирования коммуникативных универсальных действий.
Ключевые слова.
Окружающий мир; Коммуникативные УУД на уроках; Формирование УУД на уроках окружающего мира; Формирование коммуникативных УУД.
Из года в год представления людей о целях образования и путях их реализации меняется. Простая передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику становится менее актуальной и приоритетной, по сравнению с развитием способностей ученика самому ставить перед собой учебные цели, проектировать пути их реализации; умением контролировать и самостоятельно оценивать свои достижения. Другими словами, главная задача учителя сформировать у учеников умение учиться.
Всё выше перечисленное присутствует в концепции развития универсальных учебных действий. Учебные действия - составная часть учебной деятельности; обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая в себя осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
В широком значении "универсальные учебные действия" – это саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении УУД можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Универcaльные учебные действия (УУД) обеcпечивaют возможноcть кaждому ученику caмоcтоятельно оcущеcтвлять деятельноcть учения, cтaвить учебные цели, иcкaть и иcпользовaть необходимые cредcтвa и cпоcобы их доcтижения, уметь контролировaть и оценивaть учебную деятельноcть и ее результaты. Они cоздaют уcловия рaзвития личноcти и ее caмореaлизaции. Кaждый учебный предмет, в зaвиcимоcти от предметного cодержaния и релевaнтных cпоcобов оргaнизaции учебной деятельноcтио бучaющихcя рacкрывaет определённые возможноcти для формировaния универcaльных учебных дейcтвий. В данной статье мы будем рассматривать толькокоммуникативные универсальные учебные действия.
В ряде современных нормативных документов коммуникативная подготовка обучающихся является одной из важных задач начального языкового образования в условиях внедрения ФГОС НОО которая включает в себя два аспекта: этико-мировоззренческий и социально-практический. Они предполагают понимание того, что язык как система символов и коммуникация как процесс использования этих символов есть не только способ выражения и передачи мыслей и чувств, но главное, есть способ совместного конструирования социальной реальности.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Для того чтобы сформировать коммуникативные универсальные действия у младших школьников необходимо развить коммуникативные умения, а для этого учителю важно регулярно:
· включать каждого учащегося в специально организованные ситуации коммуникации, когда он должен слушать, читать, излагать определенные вопросы письменно или устно;
· обеспечить рефлексию учащимся его действий в коммуникации с другими людьми, в частности, осознании им связи между умениями коммуникации и успешностью действий;
· ставить перед учащимся дальнейшие образовательные задачи по развитию коммуникации в соответствии с результатами рефлексии.
Источниками коммуникативной подготовки младших школьников являются: реальная речевая действительность, искусство, учебные и художественные тексты русского литературного языка, справочная литература, СМИ, общение со взрослыми и пр. Дидактическими единицами коммуникативной подготовки младших школьников избраны: культура в целом, а также формы языковых знаков, слово, высказывание, текст. Коммуникативная подготовка младших школьников предполагает владение ими коммуникативной образовательной компетенцией, которая входит в состав одной из ключевых компетенций, формируемых в системе общего образования.
Особенность предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегрированный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязей.
Для формирования коммуникативных универсальных действий на уроках окружающего мира можно использовать такие методы и приемы работ как:
Работа в парах или группах – форма организации деятельности учащихся на уроке, которая необходима для того, чтобы обучить сотрудничеству. При такой форме работы:
· возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
· возрастает сплочённость класса;
· ученик более точно оценивает свои возможности;
· дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт и так далее;
· формируется умение решать конфликтные ситуации, умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение работать в группе.
Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.
Речевые упражнения «Придумай продолжение текста».
Творческие пересказы текста от лица разных героев-персонажей.
Упражнение «Повторяем с контролем». Данное задание направлено на развитие у детей умений задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнёра по деятельности. Ученики составляют списки контрольных вопросов ко всей изученной теме. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие отвечают на них, ученики могут попарно отвечать на вопросы друг друга.
Формированию коммуникативных УУД способствует большое количество заданий и приемов, которые рекомендуется использовать на уроках окружающего мира, такие как: «Вертушка», «Пила», «Зигзаг», «Индивидуальная работа в команде», «Командно-игровая деятельность», «Учимся вместе».
При их использовании обогащается опыт культурного общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми; приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, в группе, осваиваются различные способы взаимной помощи партнёрам по общению, осознаётся необходимость доброго, уважительного отношения между партнёрами.
Коммуникативные универсальные учебные действия рассматриваются как смысловой аспект общения и социального взаимодействия. Для их формирования младших школьников необходимо побуждать к целенаправленному общению. Общение должно являться неотъемлемой частью любого урока. Овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.
Список используемой литературы:
Асмолов, А. Г., Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / , . - М.: Просвещение, 2008. – 160 с.
Божович, и ее формирование в детском возрасте / . - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 464 с.
Еремишин, О. Афоризмы. Золотой фонд мудрости / О. Еремишин. - М.:Просвещение, 2006. – 1695 с.
Карабанова, универсальных учебных действий учащихся начальной школы / // Управление начальной школой. - 2009. - № 12. - С.9-11.
Ковалева, формирования универсальных учебных действий / Под ред. , // Планируемые результаты начального общего образования. – М, 2009. – 32 с.
Федотова, А. В Дошкольное и начальное образование перспективы развития / . – АмГПГУ, 2008. - С. 5.