12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Анна Лащакова16 |
«Формирование коммуникативных УУД на уроках окружающего мира»
«Формирование коммуникативных УУД на уроках окружающего мира»
Автор: Лащакова Анна Михайловна
3 курс
Специальность: «44.02.02 Преподавание в начальных классах»
Аннотация.
В статье дается характеристика понятия «универсальные учебные действия» (УУД), описываются особенности формирования коммуникативных УУД школьников на уроках окружающего мира и предлагаются методы и приемы работы по формирования коммуникативных универсальных действий.
Ключевые слова.
Окружающий мир; Коммуникативные УУД на уроках; Формирование УУД на уроках окружающего мира; Формирование коммуникативных УУД.
Из года в год представления людей о целях образования и путях их реализации меняется. Простая передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику становится менее актуальной и приоритетной, по сравнению с развитием способностей ученика самому ставить перед собой учебные цели, проектировать пути их реализации; умением контролировать и самостоятельно оценивать свои достижения. Другими словами, главная задача учителя сформировать у учеников умение учиться.
Всё выше перечисленное присутствует в концепции развития универсальных учебных действий. Учебные действия - составная часть учебной деятельности; обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая в себя осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
В широком значении "универсальные учебные действия" – это саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении УУД можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Универcaльные учебные действия (УУД) обеcпечивaют возможноcть кaждому ученику caмоcтоятельно оcущеcтвлять деятельноcть учения, cтaвить учебные цели, иcкaть и иcпользовaть необходимые cредcтвa и cпоcобы их доcтижения, уметь контролировaть и оценивaть учебную деятельноcть и ее результaты. Они cоздaют уcловия рaзвития личноcти и ее caмореaлизaции. Кaждый учебный предмет, в зaвиcимоcти от предметного cодержaния и релевaнтных cпоcобов оргaнизaции учебной деятельноcтио бучaющихcя рacкрывaет определённые возможноcти для формировaния универcaльных учебных дейcтвий. В данной статье мы будем рассматривать толькокоммуникативные универсальные учебные действия.
В ряде современных нормативных документов коммуникативная подготовка обучающихся является одной из важных задач начального языкового образования в условиях внедрения ФГОС НОО которая включает в себя два аспекта: этико-мировоззренческий и социально-практический. Они предполагают понимание того, что язык как система символов и коммуникация как процесс использования этих символов есть не только способ выражения и передачи мыслей и чувств, но главное, есть способ совместного конструирования социальной реальности.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Для того чтобы сформировать коммуникативные универсальные действия у младших школьников необходимо развить коммуникативные умения, а для этого учителю важно регулярно:
· включать каждого учащегося в специально организованные ситуации коммуникации, когда он должен слушать, читать, излагать определенные вопросы письменно или устно;
· обеспечить рефлексию учащимся его действий в коммуникации с другими людьми, в частности, осознании им связи между умениями коммуникации и успешностью действий;
· ставить перед учащимся дальнейшие образовательные задачи по развитию коммуникации в соответствии с результатами рефлексии.
Источниками коммуникативной подготовки младших школьников являются: реальная речевая действительность, искусство, учебные и художественные тексты русского литературного языка, справочная литература, СМИ, общение со взрослыми и пр. Дидактическими единицами коммуникативной подготовки младших школьников избраны: культура в целом, а также формы языковых знаков, слово, высказывание, текст. Коммуникативная подготовка младших школьников предполагает владение ими коммуникативной образовательной компетенцией, которая входит в состав одной из ключевых компетенций, формируемых в системе общего образования.
Особенность предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегрированный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязей.
Для формирования коммуникативных универсальных действий на уроках окружающего мира можно использовать такие методы и приемы работ как:
Работа в парах или группах – форма организации деятельности учащихся на уроке, которая необходима для того, чтобы обучить сотрудничеству. При такой форме работы:
· возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
· возрастает сплочённость класса;
· ученик более точно оценивает свои возможности;
· дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт и так далее;
· формируется умение решать конфликтные ситуации, умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение работать в группе.
Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.
Речевые упражнения «Придумай продолжение текста».
Творческие пересказы текста от лица разных героев-персонажей.
Формированию коммуникативных УУД способствует большое количество заданий и приемов, которые рекомендуется использовать на уроках окружающего мира, такие как: «Вертушка», «Пила», «Зигзаг», «Индивидуальная работа в команде», «Командно-игровая деятельность», «Учимся вместе».
При их использовании обогащается опыт
Коммуникативные универсальные учебные действия рассматриваются как смысловой аспект общения и социального взаимодействия. Для их формирования младших школьников необходимо побуждать к целенаправленному общению. Общение должно являться неотъемлемой частью любого урока. Овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.
Список используемой литературы:
Асмолов, А. Г., Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / , . - М.: Просвещение, 2008. – 160 с.
Божович, и ее формирование в детском возрасте / . - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 464 с.
Еремишин, О. Афоризмы. Золотой фонд мудрости / О. Еремишин. - М.:Просвещение, 2006. – 1695 с.
Карабанова, универсальных учебных действий учащихся начальной школы / // Управление начальной школой. - 2009. - № 12. - С.9-11.
Ковалева, формирования универсальных учебных действий / Под ред. , // Планируемые результаты
Федотова, А. В Дошкольное и начальное образование перспективы развития / . – АмГПГУ, 2008. - С. 5.