Статья «Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка при помощи видеоматериалов»
Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка при помощи видеоматериалов
В условиях ФГОС целью уроков иностранного языка является достижение образовательных результатов, (т.е. компетенций), через компетентностный подход. Учитель определяет компетенции на формирование которой рассчитан урок, разрабатывает план по достижению запланированной цели (определяет результат обучения, указывает на действия учащихся, отвечая на вопрос что должен сделать ученик за урок).
Среди проблем, теоретически и экспериментально решаемых методикой иностранных языков, коммуникативная компетенция и способы её достижения по-прежнему актуальны.
Не случайно в Примерных программах по учебным предметам, созданных в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения» в качестве основной цели изучения иностранного языка выдвигается развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих: языковой, речевой, социокультурной и учебно-познавательной.
Поэтому перед учителем стоит важная задача – создать условия для общения на уроке иностранного языка, используя для этого различные методы и приёмы работы (ролевые игры, дискуссии, проекты и др.). Не менее важно приобщить школьников к культурным ценностям народа-носителя языка.
Достижению этих целей могут служить видеоматериалы, использование которых способствует реализация важного требования коммуникативной методики «…представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной действительности…».
Следует отметить, что применение на уроке видеофильма – это не только использование ещё одного источника информации. Создаются условия для развития различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. Для того чтобы понять содержание фильма, учащимся необходимо приложить определённые усилия. Так непроизвольное внимание переходит в произвольное. А интенсивность внимания оказывает влияние на процесс запоминания.
Использование видеоресурсов на уроках выступает важным компонентом системы образования и представляет собой нетрадиционный способ организации обучения через активные способы действий, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода.
В отличие от аудио или печатного текста, которые, безусловно, могут иметь высокую информативную, образовательную, воспитательную и развивающую ценность, видеотекст имеет преимущество, соединяя в себе различные аспекты акта речевого взаимодействия. Помимо содержательной стороны общения, видеоматериал содержит визуальную информацию о месте и событии, внешнем виде и невербальном поведении участников общения в конкретной ситуации, обусловленных зачастую спецификой возраста, пола и психологическими особенностями личностей говорящих. Визуальный ряд позволяет лучше понять и закрепить как фактическую информацию, так и чисто языковые особенности речи в конкретном контексте.
Сегодня использование и применение видео становится очень востребованным и эффективным приемом в обучении школьников английскому языку.
На первый взгляд представляется излишним доказывать преимущества и достоинства использования видео в учебных целях сегодня, поскольку они достаточно очевидны. Тем не менее ответ на простой вопрос о том, как часто наши учителя используют видео на уроках английского, показывает огромный разрыв между утверждениями «понимаю все плюсы» и «использую все плюсы».
Безусловно, использование видео на уроке английского языка и во внеурочной деятельности открывает ряд уникальных возможностей для учителя и учащихся в плане овладения иноязычной культурой, в плане формирования социокультурной компетенции.
Достоинства видео:
информативная насыщенность;
концентрация языковых средств;
ускорение процесса обучения;
рост интереса учащихся к предмету;
улучшение качества усвоения материала;
эмоциональное воздействие на обучаемых и др.
Можно использовать такие видеоматериалы, как:
1) учебное видео;
2) художественные и документальные фильмы;
3) мультфильмы;
4) видеозаписи телевизионных новостей и других телепередач;
5) музыкальные видеоклипы;
6) рекламу;
7) видеоэкскурсии по различным городам и музеям мира;
Учебные задачи, которые можно решать с помощью видео:
1. Повторение лексики и расширение словарного запаса.
2. Видео можно использовать и для введения новых лексических единиц или новой лексической темы.
3. Повторение грамматических структур
4. Обучения пониманию речи на слух.
4. Использование видеодиалогов
Использование видео на уроках помогает решению следующих задач:
Повышение мотивации обучения
Активизация обучаемых
Самостоятельная работа учащихся
Повышение качества знаний учащихся
При отборе видеоматериалов мы руководствуемся следующими критериями:
соответствует уровню общей и языковой подготовленности учащихся
длительность используемого видеофрагмента не превышает реальные возможности урока или этапа урока
ситуации видеофрагмента предоставляют интересные возможности для развития языковой, речевой, социокультурной компетенции учащихся.
контекст имеет определенную степень новизны или неожиданности
Иногда учителя говорят о том, что в процессе просмотра видео учащиеся отвлекаются от урока, плохо себя ведут, воспринимают начало просмотра как сигнал к развлечению. Конечно, ситуации могут быть разными, поэтому я предлагаю использовать на уроке английского языка интерактивное видео, т.е. видео с заданиями.
Варианты заданий для работы с интерактивным видео:
Практический опыт показывает, что использование видеоматериалов является эффективным средством развития речемыслительной деятельности учащихся, позволяя решать одновременно несколько задач, что соответствует принципу комплексного подхода в обучении. Учащиеся получают наглядное представление о жизни, традициях, языковых реалиях англоязычных стран. Использование видеозаписей способствует индивидуализации обучения и развитию мотивированности речевой деятельности обучающихся. За счёт смены впечатления и эмоционального воздействия видеофильма формируется личностное отношение учащихся к увиденному.
Видеоматериалы предоставляют практически неограниченные возможности для проведения анализа, построенного на сравнении и сопоставлении культурных реалий и особенностей поведения людей в различных ситуациях межкультурного общения (при условии, что отобранные видеотексты дают необходимую основу для такого сравнения).
Очевидно и то, что просмотр видео может иметь сильное эмоциональное воздействие на обучаемых, служить стимулом и условием для создания дополнительной мотивации в дальнейшей учебно-поисковой и творческой деятельности.
Многие учителя и методисты полагают, что простая перспектива просмотра видео на уроке (и не только в группах младших школьников, но и во взрослой аудитории) может стать хорошим стимулом для усиления эффективности работы обучаемых и использоваться учителем в качестве «поощрительной премии» за хорошую работу.
Компетентностно – ориентированный урок позволяет создать условия, способствующие развитию учащихся через выполнение практической деятельности посредством говорения, чтения, письма и аудирования. Урок в соответствии с ФГОС способствует формированию компетенций, формированию личностных качеств, которые позволяют эффективно действовать в различных жизненных ситуациях.
Эффективность использования видеофильма при обучении речи зависит не только от точного определения его места в системе обучения, но и от того, насколько рационально организована структура видеозанятия, как согласованы учебные возможности видеофильма с задачами обучения.
Таким образом, психологические особенности воздействия видеофильмов на учащихся способствуют интенсификации учебного процесса и создают благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции школьников. Успешное достижение этой задачи возможно лишь при систематическом показе видеофильмов и методически организованной демонстрации