ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ОДАРЕННОЙ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ОДАРЕННОЙ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
В этой статье представлена система деятельности учителя информатики, направленная на развитие компетентностей одаренных учащихся через урочную и внеурочную деятельность. Статья содержит описание опыта работы преподавателя с одаренными учащимися и материалы по педагогической практике, направленные на формирование навыков определения, поиска, управления, интеграции, оценки, создания и сообщения информации. Из понятия «компетентность» следует и условие, необходимое для ее формирования. Компетентность можно сформировать только на практике. Задача учителя сегодня - попробовать шире взглянуть на содержание и методы обучения, попробовать развить те умения по предмету, которых сегодня не хватает ученикам.
Изменения в обществе значительно влияют на развитие образования. Возникает необходимость инновационных подходов к обучению и воспитанию детей. От знаниевой парадигмы мы переходим к компетентностной парадигмы, когда на первое место выдвигается не количество знаний, накопленных в процессе обучения, а умение работать с информационными источниками, коммуникабельность человека, умение себя презентовать, способность к постоянному самообразованию, то есть все то, что называется жизненной компетентностью. Важную роль в этом процессе играет информатика как наука и учебный предмет, так как компетентности, формируемые на уроках информатики, могут быть применены для изучения других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся.
Реализация творческих способностей, самостоятельности, стремления к самореализации и самоопределению происходит на фоне общей компьютеризации и информатизации общества. ИК-компетентность ставится в современном обществе на первое место в любой области деятельности человека. Задача среднего образования – сформировать у ребенка необходимую компетентность, при этом научить ее грамотно использовать ПК как высокотехнологичное средство для решения практических задач и личностного развития. Информационно-коммуникационная компетентность является одной из ключевых компетенций современного человека и проявляется, прежде всего, в деятельности при решении различных задач с привлечением компьютера, средств телекоммуникаций, Интернета. [2]
Информатика является одной из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации. Сейчас стремительно развивается и постоянно расширяется область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий. [4]
Значимость информатики связана с возможностью формирования основ научного мировоззрения учащихся, развитием мышления, способностей, подготовкой к профессии, профессиональной деятельности, продолжения образования.
Таким образом, одной из основных целей, стоящих перед нами, как учителями информатики, является повышение уровня информационно-коммуникационной и учебно-познавательной компетентностей учащихся, способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру, благодаря оптимизации образовательного процесса с помощью использования личностно ориентированного обучения (индивидуальная работа с учащимися), информационно-коммуникационных технологий (компьютерный эксперимент, практическая деятельность, самостоятельная работа), метода проектов, исследовательских методов (исследовательское моделирование, сбор новых фактов, задание, проектирование). [5]
Работа с одаренными детьми содержит следующие компоненты:
1. Работа со способными и одаренными учениками:
а) на учебных занятиях по информатике;
б) во внеурочной деятельности.
2. Работа по повышению профессиональной компетентности учителя:
а) диагностика и анализ информации об одаренных детях, условиях их обучения и развития;
б) создание банка методических материалов для работы с одаренными детьми;
в) внедрение в образовательный процесс развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
г) сотрудничество с психологами, другими учителями, родителями одаренных детей. [1]
Одаренность к информатике – это то, благодаря чему развивается качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми результатов в информатике. Одаренность также может быть в отдельных разделах информатики, например «архитектура компьютера», имея в качестве предпосылки интерес к технике; в «программировании» – имея предпосылкой способности к обработке информации. [3]
Для развития этих способностей в алгоритмическом языке используется среда программирования Scratch. Для лучшего понимания учениками действий исполнителя нами используется театрализация, манипуляция с физическими предметами; затем переходим к манипуляции с объектами на экране компьютера, работе в командном режиме управления экранными объектами и, наконец, управляем экранными объектами с помощью программ. Важно на учебных занятиях индивидуально варьировать сложность заданий в зависимости от уровня развития учащихся.
Во время проведения практических работ, с целью сокращения времени, предлагаем ученикам готовые алгоритмы, записанные на компьютере. Затем их легко прокручивать и модифицировать с разными данными.
Опыт преподавания информатики в нашем учебном заведении доказывает, что ученики среднего звена легко справляются с заданиями. Благодаря использованию среды Scratch достигается высокий уровень наглядности и доступности обучения. У многих учеников формируется уверенность в собственных силах, возникает интерес к предмету. Обучение в системе программирования Scratch формирует у учащихся алгоритмический стиль мышления, позволяет закрепить понимание различных команд, алгоритмических структур, привить ребенку правильные принципы программирования, заложить хорошую базу для изучения других языков программирования. После изучения среды Scratch ученики легче усваивают язык программирования Pascal.
Также на занятиях по информатике рассматриваем много различных задач, формирующих логическое мышление, например:
1. Задачи, решаемые по трафаретам (Кто в какой стране побывал? Таня, Оля, Светлана и Наталья по путевкам поехали во Францию, Италию и Англию. Известно, что две девочки побывали в одной и той же стране. Оля ездила в Италию, Светлана была вместе с Натальей не в Англии);
2. Задание на перебор возможных вариантов (Школа собаководства. Друзья Дима, Миша и Олег тщательно занимались в школе собаководства, тренируя своих воспитанников. Вскоре приняли участие в соревнованиях. Один из судей на вопрос о результатах соревнования ответил: «Дима занял второе место. Миша, по-моему, не второй. Олег не был первым». После объяснения результатов оказалось, что судья дважды ошибся, а один раз был прав. Как распределились призовые места, если все участники заняли разные места?);
3. Задачи, решаемые с помощью графа (Одежда. У Даши четыре блузки: красная, желтая, голубая, зеленая, а также две юбки: синяя и оранжевая. Сколькими способами она может составить себе костюм?);
4. Задачи на переправу (Поход. Отец с двумя сыновьями отправился в поход. На их пути встретились река, у берега находился плот. Он может выдержать на воде отца или двух сыновей. Как переправиться на другой берег отцу и сыновьям?);
5. Задачи с отношениями (На каком инструменте играл Юра? Два мальчика играли на гитарах, а один на балалайке. На чем играл Юра, если Миша с Петей и Петя с Юрой играли на разных инструментах?).
На учебных занятиях учителю иногда не хватает времени для работы с одаренными детьми. В этой ситуации единственное, что может сделать учитель – смоделировать так учебную деятельность, чтобы ученик смог максимально самореализоваться.
Верный способ помочь ученику раскрыть себя – научить учиться. В этом помогает самостоятельный поиск. Иногда во время объяснения нового материала, рассказав суть, и не вникая в подробности, предлагаем некоторым ученикам продолжить работу самостоятельно, отыскав свой способ решения задачи.
Моделирование подобных ситуаций на учебных занятиях способствует тому, что каждый одаренный ребенок так или иначе раскроет в себе новые способности.
Другой способ самореализации одаренных детей заключается в организации их исследовательской деятельности. Такая форма деятельности предоставляет учащимся возможность выбрать не только направления опытной работы, но и индивидуальный темп и способ продвижения в предмете.
Нами выяснено, что учащиеся при изучении различных тем не могут самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, моделировать информационные процессы и применять полученные знания на практике. Им не удается должным образом анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать ее и представлять перед аудиторией. Поставленная нами цель-найти способ, формы и средства для решения этой проблемы. Решение многих задач на занятиях по информатике трудно назвать проблемными. Ученики, выполняя проекты, решают не проблему, а выполняют определенные алгоритмы действий, упражнения, развивающие познавательный интерес к предмету. Следовательно, задача одна (допустим, выполнение рисунка), а варианты ее решения зависят от особенностей мышления, видения мира, степени информационной компетентности учащихся, использование совокупности различных методов и средств обучения, интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Поэтому на занятиях по информатике полезно использовать элементы проектной деятельности. Это не привычное решение задач, а выполнение творческих проектов, где оформление, способ реализации зависят от ученика и его возможностей.
Метод проектов является одним из эффективных методов повышения мотивации, познавательного интереса учащихся. А также этот метод помогает развивать у старшеклассников информационную и коммуникативную компетентности. В процессе изучения информатики в старших классах, предлагаем ученикам представить себя человеком, который создает собственную фирму.
Литературные источники
Коношевський Л.Л., Коношевський О.Л. «Формування інформаційно-комунікаційної компетентності майбутніх учителів математики». [Електроний ресурс] / Коношевський Л.Л., Коношевський О.Л. – Режим доступа до ресурсу http://www.kpi.kharkov.ua/archive. Наукова періодика.
Куулар Д.О. «Феномен одаренности в контексте подготовки школьников по информатике и информационно-коммуникационным технологиям» ». [Электронный ресурс] / Куулар Д.О. – Режим доступа к ресурсу http://www.science-education.ru/115-12166
Онишко О.Г. «Трансформація змісту навчання інформатики з метою розвитку творчих здібностей студентів».
[Електроний ресурс] / О.Г. Онишко – Режим доступа до ресурсу http://ito.vspu.net/upload/zbirnuku/imad/z_30/r5/transformacia_zmisty_navchania_informatuku.pdf
http://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2012/08/05/informatsionno-kommunikatsionnaya-kompetentnost