Статья на тему «Создание условий для формирования и развития спортивно - одаренной личности»
Методическая разработка участника образовательного вебинара методического объединения учителей физической культуры
"Педагогическая мастерская на уроках физкультуры"
Тема доклада: «Создание условий для формирования и развития спортивно - одаренной личности».
Автор-составитель: Хорев А. С.,
учитель физической культуры
МБОУ СОШ 22
г. Оленегорск
2020
Аннотация: в статье представлено обобщение опыта работы учителя физкультуры, подходы к работе с одаренными детьми.
Цель: Активизация мер по созданию условий формирования и развития спортивно- одаренной личности.
Ключевые слова: физическая культура, спортивная деятельность, спортивно одаренные дети, методы, формы работы с одаренными детьми.
Спортивная деятельность – одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в различных жизненных проявлениях.
Во все времена истории человечества физкультура и спорт играли важную роль в развитии и воспитании подрастающего поколения. Изучение закономерностей формирования и развития спортивно одаренной личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей индивида.
Определенны виды одарённости:
- умственная,
- социальная,
- моторная,
-практическая.
Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей Моторной организации человека и его психических способностей, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе деятельности. Одаренные дети есть в любой школе. Задача учителя физической культуры - разглядеть в ребенке физические способности ( силу мышц, быстроту, генетическую выносливость), волевые, моральные и духовные качества. Далее важно ПОМОЧЬ развить и РЕАЛИЗОВАТЬ возможности ученика.
В своей работе на уроках физической культуры и внеурочной деятельности я использую следующие признаки одаренности:
- внутренняя мотивация ребенка.
- быстрое освоение деятельности и ее выполнения,
- использование новых типов деятельности,
- проявление максимума самостоятельности в овладении и развитии деятельности,
- устойчивость интересов, упорство в достижении цели, широта интересов,
- анализ реальных достижений детей в спортивных соревнованиях и конкурсах.
- наблюдение.
Огромную роль играет личный пример родителей, учителя. Успехи ребенка наиболее значимы при совместных усилиях учителей и родителей.
При выборе содержания и методов работы с одаренными детьми я учитываю, что каждому возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности. Здесь и немаловажно привлечение родителей, как один из мотивационных моментов. Так как в развитии и формировании одаренности большое значение имеет их участие. По максимуму стараюсь привлекать родителей к совместной деятельности:
- совместные традиционные соревнования, посвященные значимым, для семейных ценностей, праздникам.
- проектная деятельность на темы: « Спорт моей семьи», « Мой папа (мама) чемпион», « На Севере жить, здоровым быть».
- спортивные игры с родителями.
Немаловажно аспект в работе с одаренными детьми соревнования с такими же одаренными детьми или старшеклассниками. Конкуренция и опыт поражения дают хорошие результаты. В работе со старшеклассниками применяю методы сотрудничества, совместной деятельности педагога и ученика. Ученикам предлагается разработать мероприятие на определенную спортивную тематику, и совместно его провести. Так же ведущим типом деятельности является проектно-исследовательская деятельность. При этом «объектом проектирования» для школьника выступает он сам.
Нормы ГТО, как один из видов определения возможностей Моторной организации обучающегося разного возраста. Главная задача ГТО — мотивировать россиян больше заниматься спортом. Участникам, которые успешно сдали спортивные нормативы, выдают знак отличия — бронзовый, серебряный или золотой значок. В своей работе активно применяю совместную сдачу норм ГТО родителей и детей.
Сама являюсь обладателем золотого знака ГТО, что является личным примером для, обучающихся.
Практика нашей школы показала, что более всего в работе с одаренными учащимися по физической культуре подходят следующие формы работы:
-секционные занятия по видам спорта;
-спортивные соревнования;
- конкурсы;
- участие в олимпиадах;
- сдача норм ГТО;
- работа по индивидуально-групповым планам;
-сотрудничество с родителями, медиками, психологами, тренерами.
Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования.
Создание условий для оптимального развития одарённых детей является одним из главных направлений в работе Учителя.
Система работы Учителя с одарёнными детьми имеет строгую структуру, включает три основных аспекта: |
||||||||
- выявление одаренных детей; |
- создание условий для развития способностей одарённых детей; |
- результативность |
||||||
Для успешного развития Моторной одаренности учащихся Учитель применяет следующие образовательные технологии: |
||||||||
- системно-деятельностный подход в обучении; |
- информационно – коммуникационные технологии; |
- технологию проектной и исследовательской деятельности; |
-технологии сотрудничества; |
технологию совместной деятельности. |
||||
Учитель создает среду, где каждый ученик сможет самореализоваться в соответствии с индивидуальными физическими возможностями. Речь идет об индивидуальном подходе в обучении. Создается образовательная среда, включающая в себя: |
||||||||
- организацию и разработку учебного материала разного содержания, вида и формы; |
- использование нетрадиционных форм групповых и индивидуальных занятий; |
- создание условий для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности; |
- исследовательскую работу практической направленности |
Литература:
-«Спорт, как поиск себя», автор Александр Веракса, доктор психологических наук, специалист в области психологии развития и возрастной психологии.