Формирование личности одаренного ребенка в процессе обучения математике
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Белокопытова И.И.,
методист МБУ ДПО «СОИРО»,
г. Старый Оскол Белгородской области
Аннотация: в статье рассматривается система работы с одаренными детьми на уроках математики, представлено теоретическое и практическое обобщение опыта, рассматриваются рациональные приемы работы с одаренными учащимися с целью формирования навыков критического и логического мышления, математической культуры.
Ключевые слова: одаренные дети, преподавание математики, формирование математической культуры, формализм математических знаний, интегрированные уроки.
Работа с одаренными детьми – это составная часть образовательного пространства школьной жизни, создающая условия для полноценного развития ребенка в интеллектуальной, нравственной и других сферах. Урок математики – это особый вид мыслительной и творческой деятельности обучающихся, который позволяет не только выявить интересы детей, но и направлен на то, чтобы каждый из них смог реализовать свои индивидуальные способности. Учителем делается акцент на то, что ребенок есть целостная личность и педагогический процесс, в который он вовлекается, должен приводить в движение не отдельные его свойства, а его самого как целое.
В Послании Президента Федеральному собранию говорится, что «Одновременно с реализацией стандартов общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности». Работа с одаренными детьми — социальный заказ нашего общества, эффективность ее зависит от многих причин. На мой взгляд в наше время у одаренных учащихся уровень математической культуры стал значительно ниже, чем у их ровесников предыдущего десятилетия. Познавательный интерес к математике как науке вытеснен и заменен желанием - как можно лучше сдать ОГЭ. Учащиеся нацелены на легкие пути приобретения знаний, имеют преувеличенное мнение о своих знаниях и достижениях. Такое положение вызывает серьезные опасения-ведь именно это подрастающее поколение будет двигать вперед в будущем нашу отечественную науку. Я считаю, что к моменту поступления в высшее учебное заведение у каждого ребенка, а тем более у одаренного должны быть сформированы навыки работы с математической литературой, умение точно формулировать и излагать свои мысли.
Учитель должен прежде всего начать с самого себя, так как речь учителя учениками воспринимается как эталон. Важно следить за тем, чтобы мысли излагались ясно и четко, термины и формулировки теорем употреблялись с необходимой точностью, все рассуждения были логически обоснованны. Учителю математики не в меньшей мере, чем учителю русского языка необходимо соблюдать этимологию и синтаксис. Вводя новые определения важно обьяснить, почему эта формулировка правильно и точно передает суть правила или теоремы, привести примеры неправильных, неточных выражений, недопустимость необоснованного сокращения того или иного правила, формулировки. В то же время не стоит ждать даже от способных детей глубокого и осознанного знания теоретического материала, если придерживаться все время строго акдемического стиля изложения. Привлечение образности в свою речь способствует созданию особой эмоциональной атмосферы на уроке, является необходимым условием для проведения яркого запоминающегося урока с высоким интеллектуальным результатом.
Умение логически мыслить, правильно с точки зрения математики и русского языка излагать свои мысли является важным условием осознанного усвоения математики. Как же достигнуть этой цели на уроках математики со всеми детьми и особенно с одаренными. Зачастую одаренные дети не склонны рассуждать вслух, а просто зациклены на письменном решении задач, подготовке к олимпиадам, а умение рассуждать вслух такими детьми явно недооценивается. Весьма действеным средством развития речи и мышления учащихся является работа над их письменной речью. Это дело очень затратное, но зато весьма полезное. При этом учителю необходимо не просто указывать на ошибки, но и объяснять в чем состоит ошибка. Важно суммировать все принципиальные ошибки, постоянно обсуждать их с учащимися. Обращать внимание и на пунктационные и орфографические ошибки. Для развития грамотной письменной речи служит составление учениками пояснения к решению текстовых задач. Важно, научить учеников излагать свои мысли грамотно, связно. Учитель должен давать образцы оформления задачи, в то же время нельзя стеснять учеников, которые зачастую составляют свои формы пояснений.
Математика дает огромные перспективы для развития логического мышления. Чтобы быть успешным в математике недостаточно просто зазубрить материал, нужно уметь самостоятельно рассуждать. Учащихся необходимо приучать говорить точно, четко соблюдать логическую полноту, в то же время кратко. В математической речи все слова должны нести логическую нагрузку. Нужно постараться убедить одаренного, да и любого ученика в том, что истинная красота и величие слова состоят в простоте, четкости и доступности.
Большой вред одаренным детям наносит формализм при изучении математических правил, теорем, доказательств теорем. Для того, чтобы ученик получил истинное удовольствие от изучения математики, важно, чтобы он осознал смысл этой науки, понял внутреннюю связь всех звеньев рассуждений, глубокую логику математического доказательства. Тогда и предмет будет усваиваться без зубрежки, с глубоким пониманием. Значит и к состоянию полной ясности он будет стремиться сам. Одаренный ученик будет надеяться не просто на свою память и хорошие способности, а вникать в смысл изучаемого, самостоятельно отыскивать пути решения проблемы, научиться проверять все свои рассуждения, искать их логическое обоснование.
В работе с одаренными учащимися считаю важным воспитывать в них привычку мыслить самостоятельно, надеяться на собственные силы, а не на помощь учителя, в связи с этим важно заставить такого ребенка пройти через трудности, а не подавать им материал в «расжеванном» виде. Натаскивание, формальное восприятие учебного материала я считаю вредным для таких учащихся. Поскольку такой стиль работы мешает воспитанию ответсвенности и самостоятельности. В работе с одаренными детьми важно не только передавать уже известные в науке знания, но и подготавливать их к более трудной работе, творчеству. Ведь будущему студенту, успешному инженеру или ученому придется создавать самому что-то новое, будто новые конструкции или какие-то теоретические открытия. Для того, чтобы успешно творить что -то новое необходимо научиться самостоятельно и критически мыслить. Цель учителя - научить ребенка мыслить абстрактно, вырабатывать собственные оценки явлений. Важно увлечь детей исследовательской работой, проектной деятельностью. Все это будет способствовать как развитию критического мышления в процессе работы над проектом, так и развитию речи, умению аргументировать и защищать свою точку зрения в процессе защиты проекта. Коллективная работа над проектом, пусть даже в сотрудничестве с более слабыми учащимися способствует развитию творческого мышления и речи как способа передачи информации у всех участников проекта.
Интегрированные уроки литературы и математики, математики и мировой художественной культуры помогают многократно рассмотреть явления, показать многообразие и сложность окружающего мира, дать толчок развитию любознательности и творческого потенциала талантливого учащегося. Способствуют развитию критического мышления.
В заключении хочу отметить, что учитель математики должен не просто передавать знания, которые предусмотрены программой, а развивать критическое мышление и одновременно воспитывать культуру речи.
Список литературы
1. Бабаева Ю. Д. Особенности развития эмоциональной сферы одаренных детей и подростков // Одаренный ребенок. 2003. N 1. С. 6–24.
2. Епишева О.Б. Учить школьников учиться математике/ Москва «Просвещение» 2000 г
3. Панфилов А. Подготовка учителя к работе с одаренными детьми//Педагогика 2004,-№2 с 99-101