Статья «Формирование критического мышления у старшеклассников на уроках обществознания»
ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.
С. В. Коваленко
2 курс магистратуры исторического факультета КГПУ им. В. П. Астафьева
Научный руководитель А. В. Толмачева
кандидат исторических наук, доцент
Обществознание, критическое мышление, образование, обучающиеся, старшеклассники, деятельность.
Social studies, critical thinking, education, students, high school students, activities
В статье рассматривается работа учителя на уроках обществознания, цель учителя - формирование критического мышления у обучающихся. В статье описаны главные вопросы развития критического мышления у школьников. Цель статьи – установить общее представление о критическом мышлении и показать важность формирования на уроках обществознания. Рассмотреть, почему данная технология актуальна и возможна при проведении уроков обществознания в старших классах и при подготовке к итоговому экзамену.
Статья подойдет для преподавателей общеобразовательных учреждений, студентов, а также для людей, которые интересуются современной педагогикой.
The article discusses the work of a teacher in social studies lessons, the teacher's goal is to form critical thinking among students. The article describes the main issues of the development of critical thinking in schoolchildren. The purpose of the article is to establish a general idea of critical thinking and to show the importance of formation in social studies lessons. Consider why this technology is relevant and possible when conducting social studies lessons in high school and in preparation for the final exam.
The article is suitable for teachers of general education institutions, students, as well as for people who are interested in modern pedagogy
Главная задача российской образовательной политики – обеспечить современное качество образования, в условиях изменяющегося информационного пространства. Данную задачу необходимо решить путем применения новых современных образовательных технологий в школьном образовательном процессе. Современная система образования России все больше опирается на системно-деятельности подход, который стремительно завоевывает образовательное пространство [1].
Педагоги настроены на инновационную деятельность, применяют в своей работе разные приемы и методы в учебно-воспитательном процессе. При использовании различных технологий обучающийся становится не просто участником процесса, который только воспринимает информацию, а выступает как полноценный участник педагогического процесса, который не только получает знания, а может применять их при решении жизненных задач в разных сферах деятельности.
Одна из важнейших задач современной школы - формирование функционально грамотных людей. Высокий уровень сформированности функциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективно участвовать в жизни общества, способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации. Следовательно, обществу нужен человек функционально грамотный, который умеет работать на результат и способен к определенным социально значимым достижениям [2].
Технология развития критического мышления соответствует требованиям формирования функциональной грамотности. Главная цель технологии сосредоточена в необходимости развития интеллектуальных способностей ученика, которые позволят ему учиться самостоятельно на уроках обществознания. Изучение обществоведческих дисциплин способствует развитию познавательных способностей обучающихся, они овладевают основными принципами научного познания (анализ, сравнение, аналогия и обобщение фактов).
На уроках обществознания при изучении источников очень важно находить нужную информацию, анализировать факты, сравнивать события, выявлять причинно-следственные связи, опираясь на обществоведческие и юридические факты. Современный учитель должен не просто передавать информацию, но и работать над формированием у обучающихся умения осознавать, поменять и применять знания, критически оценивать события в мире, анализировать письменные источники, доказывать свою точку зрения.
Именно на уроках обществознания возможна отработка всех трех фаз технологии развития критического мышления (вызов-осмысление-рефлексия). Формирование данного мышления возможно через работу с документами, работу в группах, дискуссий по темам уроков. Важную роль играют приемы сравнения и противопоставления. Сравнение является одним из способов организации процесса познания, оно помогает ученикам понять суть основных понятий обществознания. Успешное развитие критического мышления возможно, если учитель организует активную мыслительную деятельность во всех классах и на всех этапах обучения. Учитель на уроках выступает в роли координатора: направляет учеников, рассматривает разные суждения и создает условия, для принятия самостоятельных решений.
Предмет обществознание акцентирует внимание обучающихся на современных социальных явлениях. В современном обществе огромное количество информации, которая бывает противоречива, а иногда и недостоверна. Обучающие, через которых проходит огромное количество информации, подвержены риску получить недостоверную информацию о событиях в мире и сделать неправильные выводы о том или ином событии. Именно поэтому необходимо понимание у обучающихся современной общественно-политической ситуации в стране и в мире [3].
Развитие критического мышления помогает актуализации знаний, которые обучающиеся получают на уроках обществознания. Именно в старших классах необходимо активизировать внимание обучающихся на изучении закономерностей событий в мире, на выявление причинно-следственных связей. Учитель может использовать такой прием как «Мозговой штурм». Обучающиеся высказывают любое мнение, которое может помочь им выйти из затруднительной ситуации. Все предложения фиксируется, сортируются по важности и эффективности. Данный прием помогает выявить разные точки зрения обучающихся и сформировать свое мнение. Прием «Концептуальная таблица» позволяет обучающимся всю важную информацию зафиксировать в таблице и сделать по ней выводы. Данный прием очень удобен наглядностью и простотой.
Работая по данной технологии, обучающиеся показывают позитивные результаты. Улучшилась работа в парах и в группах. Ученики научились грамотно задавать вопросы, высказывать и отстаивать свою точку зрения. Знания полученные посредством данной технологии, стали для них актуальными и в будущем применимы.
Приемы технологии помогают обучающимся лучше понимать информацию, запоминать правила, им легче работать при самостоятельной работе с текстом. Анализ результатов обучающихся показал рост качества успеваемости обучающихся и формирование навыка самостоятельности, творческой активности.
Использование технологии развитие критического мышления на уроках обществознания позволяет более углубленно изучить необходимые темы при подготовке итогового экзамена в школе, ведь как показывает практика 85% обучающихся в 9 и 11 классах решают сдавать в формате ОГЭ и ЕГЭ предмет обществознание. Для успешной сдачи экзамена обучающиеся не только должны знать теоретический материал по данному предмету, но и уметь анализировать задания, составлять план текста, находить самое важное, формулировать выводы и находить причинно-следственные связи.
Технология развития критического мышления, ее методы и приемы удачно и качественно ложатся на материал дисциплины обществознания. Данная технология характеризуется высоким пониманием, восприятием и объективностью подхода к окружающему миру, к тем событиям, с которыми сталкиваются обучающие в современном мире [4].
Литература
Федеральный государственный образовательный стандарт. / Мин-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2016. – 48с.
Нурмуратова К.А. Функциональная грамотность как основа развития гармоничной личности в современных условиях // Педагогическая наука и практика. – М: Национальный центр повышения квалификации, 2019. – 12с.
Боголюбов Л.Н. Методика преподавания обществознания в школе: М.: ВЛАДОС, 2002. – 304с.
Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроках и в системе подготовки учителя: учебно-методического пособие. – СПБ.: КАРО, 2014. – 144с.