12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Илькина Екатерина Владимировна51
Россия, Свердловская обл., Манчаж
1

Доклад «Использование методических приемов технологии развития критического мышления в процессе обучения чтению и письму на старшем этапе изучения иностранного языка»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Манчажская средняя общеобразовательная школа»

Использование методических приемов технологии развития критического мышления в процессе обучения чтению и письму на старшем этапе изучения иностранного языка.

Пособие для учителей и студентов

 

Манчаж

2018

Предложенное пособие предназначено для учителей и студентов, обучающихся в педагогических колледжах и университетах. В нем освещены основные методические приемы технологии развития критического мышления в процессе обучения чтению и письму на старшем этапе обучения иностранному языку.

Вы познакомитесь с разнообразными методическими приемами, которые можно использовать в 8-9 классах.

Составитель: Илькина Е.В., учитель английского языка

Использование методических приемов технологии развития критического мышления в процессе обучения чтению и письму на старшем этапе изучения иностранного языка – Манчаж, Артинский ГО – 2018.

ПРЕДИСЛОВИЕ

На современном этапе развития России динамика общественной жизни страны и направленность преобразований вызывают общественную потребность в большом количестве граждан, практически владеющих одним или несколькими современными народными языками. Знание языков международного значения, даёт возможность личности получить реальные шансы занять в обществе более престижное положение. Таким образом, при обучении иностранному языку возрастает значимость применения инновационных форм обучения для более эффективного и успешного овладения различными видами речевой деятельности.

Внедрение педагогических инноваций в повседневный педагогический процесс является не только требованиями современности, но и насущной потребностью учителей, желающих изменить рутинный процесс обучения, превратив его в творческое сотрудничество. Одной из таких инноваций является педагогическая технология развития критического мышления школьников в процессе обучения чтению и письму, внедряемая в России с 1997 года.

Понятие технологии развития критического мышления в процессе обучения чтению и письму

Технология развития критического мышления в процессе обучения чтению и письму представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, совершенствует отдельные умения как при чтении, так и при письме, развивает качества гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

Данная технология позволяет добиваться таких образовательных результатов, как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Базовая технологическая модель

Технология включает в себя 3 стадии:

Стадия (фаза)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Возможные приемы и методы данной фазы

Стадия вызова

Вызов уже имеющихся знаний; учитель задает вопросы,

на которые хотел бы получить ответ. Информация,

полученная на первой стадии, выслушивается,

записывается, обсуждается, работа ведется

индивидуально - парами - группами.

- Вспоминают и анализируют имеющиеся знания

по данной теме;

- систематизи

руют информацию до ее изучения;

- задают вопросы, на которые хотят получить ответы;

- строят предположения о содержании текста, исходя

из заголовка, выделенных слов и т.д.;

- публично демонстрируют свои знания с помощью

устной и письменной речи.

1. Составление списка известной информации по вопросу.

2. Рассказ-активизация по ключевым словам.

3. Систематизация материала (графическая):

кластеры, таблицы.

4. Верные и неверные утверждения; перепутанные

логические цепочки и т.д.

Стадия осмысления

Сохранение интереса к теме при непосредственной

работе с новой информацией.

Непосредственный контакт с новой информацией

(текст, фильм, лекция, материал параграфа),

работа ведется индивидуально – парами – группами.

- Читают или слушают текст, используя предложенные

педагогом активные методы чтения;

- делают пометки на полях или ведут записи по

мере осмысления новой информации.

Методы активного чтения:

1. Маркировка с использованием значков

«v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся

на полях справа).

2. Ведение различных записей типа двойных дневников,

бортовых журналов.

3. Поиск ответов на поставленные в первой части

урока вопросы.

Стадия рефлексии

Вернуть учащихся к первоначальным предположениям,

установление причинно- следственных связей между

блоками информации;

Творческая переработка, анализ, интерпретация

изученной информации, работа ведется индивидуально

в парах – группах

- Соотносят новую информацию со «старой»,

используя знания, полученные на стадии осмысления;

- классифицируют и систематизируют, рождение новых

целевых установок для дальнейшей самостоятельной работы;

- своими словами выражают новые идеи и мысли;

- обмениваются мнениями друг с другом, аргументируя свою

точку зрения;

- анализируют собственные мыслительные операции и чувства;

- самооценка и самоопределение.

1. Заполнение таблиц, кластеров, внесение изменений,

дополнений в сделанные на первой стадии.

2. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

3. Ответы на поставленные вопросы.

4. Организация устных и письменных круглых столов.

5. Организация различных видов дискуссий.

6. Написание творческих работ: пятистишия-синквейны, эссе.

7. Исследования по отдельным вопросам темы.

8. Творческие, исследовательские или практические задания на

основе осмысления изученной информации.

Методические приемы технологии развития критического мышления на уроках иностранного языка.

Каждая технология подразумевает наличие различных методов и приемов. И технология развития критического мышления не является исключением. Между стадиями и приемами нет четко определенных границ, так как на уроках можно применять одни и те же приемы на разных стадиях.

Кластер

Этот прием применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в  виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации, обучающиеся логически, связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Данный прием позволяет каждому учащемуся выйти на собственное целеполагание, выделить  значимые именно для него понятия. Также позволяет не только активизировать  лексические единицы в речи учащихся  и ввести новые, но и, объединив их в связное высказывание, тренировать различные грамматические структуры, в зависимости от поставленной цели. Существует определенная методика работы с кластером:

1. Написать ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на классной доске, или на другой поверхности, которую можно использовать для письма.

2. Записать слова или словосочетания, которые приходят к вам на ум в связи с данной темой.

3. Выписать столько идей, сколько можно сгенерировать, пока не закончиться время или пока не будут исчерпаны идеи.

«Дерево предсказаний»

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования.  Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.  «Дерево предсказаний» целесообразно использовать на стадии закрепления лексики с целью анализа какой-либо проблемы, обсуждения текста, прогнозирования событий. Поскольку данный прием строится именно на предположении и прогнозировании, то в речи учащихся активно используются конструкции будущего времени и сослагательного наклонения.

«Корзина идей, понятий, имён...»

Этот приём организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идёт актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить всё, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано всё то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

Задаётся прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме

Ученик вспоминает и записывает в тетради всё, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

Происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чём совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

Каждая группа по кругу называет какое то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребёнка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

«Круги по воде»

Этот прием является универсальным средством активизации знаний учащихся и их речевой активности на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути, это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.

«Ключевые термины»

Из текста выбираются четыре-пять ключевых слов. Перед чтением текста учащимся, работающим парами или группами, предлагается дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут применяться в конкретном контексте той темы, которую им предстоит изучить. После чтения текста, проверить, в этом ли значении употреблялись термины.

«Круглый стол»

Круглый стол — это метод обучения сообща, при котором лист и ручка постоянно передаются по кругу среди небольшой группы участников игры. К примеру, один из партнеров записывает какую-то идею, затем передает лист соседу слева. Тот добавляет к этой идее какие-то свои соображения и передает лист дальше. В одном из вариантов этой процедуры каждый участник делает запись своим цветом. Это чисто зрительно усиливает ощущение равной лепты, которую вносит каждый в формирование общего мнения, и позволяет учителю разобраться и зафиксировать участие каждого.

«Зигзаг»

Это прием обучения сообща, когда каждый член группы становится экспертом в определенной области изучаемой темы и, поочередно уча друг друга, все члены группы овладевают темой в полном объеме. Нужно разделить весь класс на четверки и предложить рассчитаться на 1, 2, 3, 4. У каждого члена кооперативной группы появится свой номер. Затем кратко, не вдаваясь в детали, обсудить название изучаемой статьи и тему, которой она посвящена. Обратить внимание участников на то, что статья делится на четыре части. Первые номера каждой группы будут отвечать за первую часть, вторые — за вторую, и так далее. Затем нужно пояснить, что их задача: разобраться в данной статье, каждый член группы должен понять статью целиком. Однако растолковывать ее друг другу коллеги будут по частям, в результате чего группа и сможет понять ее целиком.

ЗУХ”.

Является одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками. В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ). В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Этот прием позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения.

«Инсерт»

INSERT (Interactive Notation System for Effective Reading and Thinking) – маркировка текста. В русскоязычном варианте часто именуется как чтение с условными значками или просто «условные значки». Используется для работы с информационными и познавательными текстами на стадии осмысления и рефлексии. Позволяет удерживать внимание на протяжении всего чтения. Дает возможность классифицировать информацию в зависимости от собственного опыта и знаний, позволяет преподавателю отслеживать процесс чтения. Для маркировки текста используется как минимум четыре значка: «+» - узнал, это новое, это что надо добивать в багаж собственных знаний; «-» - это противоречит тому, что я знаю, я не согласен с этим; «V» - я это знал, это совпадает с тем, что мы обсуждали; «?» - я хочу об этом узнать подробнее, требуется уточнение информации. По завершению работы с маркировкой текста на стадии осмысления учащиеся могут выполнить работу по систематизации и рефлексии изученного, выполнив таблицу «ИНСЕРТ». В таблицу делаются выписки по каждому значку. На основе таблицы можно сделать обсуждение полученных результатах в парах, группах или фронтально.

Таблица "Что? Где? Когда? Почему?"

Таблица заполняется на стадии осмысления по ходу работы с текстом, с целью выявления наиболее важной информации.

 

Что?

Кто?

Где?

Когда?

Почему?

         
«Круги по воде»

 

Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути, это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.

Свободное письменное задание (высказывание)

Прием, который используется на стадии вызова или рефлексии. Дается свободное письменное задание, в котором предлагается либо кратко выразить то, что ученики узнали, а также свое отношение к изученному. Текст может иметь либо свободную форму (эссе), также может быть предложена форма письма какому-нибудь герою, или своему другу, бабушке или дедушке, или воображаемому другу. Для свободного письма четко оговаривается сколько дается времени (это может быть от пяти до пятнадцати минут). Ученики пишут все, что им приходит в голову, не обращая внимание на орфографию и оформление. Главное – генерация идей. Затем ученикам предлагается прочитать текст в парах, группах, некоторые тексты могут быть зачитаны вслух для всего класса. Свободное письмо должно снять напряжение ученика для того, чтобы быть успешным, мотивировать его высказать свое отношение и свое понимание изученного. Данный прием формирует навыки обобщения, оформления авторской позиции, формирует любовь к письму.

Чтение с остановками

Этот прием используется на стадии вызова или осмысления. Наиболее эффективен при чтении публицистических и художественных текстов, а также в работе с нормативно-правовыми документами, описаниями ситуаций. Текст читается фронтально, учитель в момент остановок задает вопросы. Важно отвести место для вопросов на прогнозирование, понимание и интерпретацию. Можно через фактические вопросы сосредоточить внимание на деталях текста. Этот прием дает возможность удерживать внимание на протяжении всего чтения текста, сосредотачивает внимание на деталях, дает материал для обсуждения взаимосвязи эпизодов текста, организует процесс параллельного обсуждения и собственного восприятия, позволяет сделать процесс чтения увлекательным и интересным.

«Фишбоун»

Fish bone” – «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних – ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть. При этом технология работы может варьироваться.

Индивидуальный путь. У всех текст одинаковый. В этом случае чтение текста и составление схемы происходит индивидуально. На этапе рефлексии возможен обмен мнениями, добавления в составленную схему, суммирование информации в единую схему, представленную на доске.

Парная или групповая работа. Возможно использование разных текстов по одной проблеме. Каждая группа получает для чтения свой текст; чтение текста происходит индивидуально, составление схемы – в группах; происходит обмен информацией между группами, в результате чего появляется общая схема. Группы не соревнуются между собой. Главная идея обучения в команде – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях.

Использование приема «фишбоун» возможно как для работы с небольшими по объему текстами, так и с текстами, в которых содержится значительное количество информации.

« Перепутанные логические цепи»

Отрывки из текста, цитаты, события необходимо расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку.

Эссе

Эссе – это свободное письмо, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументация.

Синквейн

Прием требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Тренирует навыки работы со смысловыми конструкциями текста. Используется на стадии рефлексии. Синквейн в переводе с французского языка «пять строк». Это стихотворение, в котором 1 строка – слово или словосочетание, опознающее предмет размышлений; 2 строка – два слова, описывающие этот предмет (прилагательные, определения); 3 строка – три слова, выражающее смысл слова через действие, 4 строка короткая фраза, выражающая отношение к теме. 5 строка – слово или словосочетание, выражающее авторский смысл понимания сути предмета. Главный принцип – выражение собственного смысла через описание, действие и отношение. Читается синквейн как стихотворение единым текстом.

Преимущества технологии развития критического мышления в процессе обучения чтению и письму на уроках иностранного языка

- активность учащихся на уроке;

- самостоятельное добывание знаний;

- умение выделять главное при чтении текстов;

- творческий подход к оформлению письменных высказываний и работе с печатным текстом;

- умение ставить цели;

- повышение мотивации к учебной деятельности;

- умение работать в парах или группах;

- проведение самоанализа и выражение своего мнения (рефлексия);

- развитие навыков чтения и письма на иностранном языке.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие…………………………………………..3

Понятие технологии развития критического мышления в процессе обучения чтению и письму….4

Базовая технологическая модель……………………5

Методические приемы технологии развития критического мышления на уроках иностранного языка………………………………………………….10

Преимущества технологии развития критического мышления в процессе обучения чтению и письму на уроках иностранного языка………………………...20

Содержание………………………………………….21

Список информационных источников……………..22

 

Список информационных источников

Грудзинская Е.В. Инновационные образовательные технологии [Электронный ресурс] // 74214s002.edusite.ru/p66aa1.html

Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке (пособие для учителя) [Текст] / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2004. – 356c.

Калмыкова И.Р. Технология развития критического мышления [Электронный ресурс] // kmspb.narod.ru/posobie/tehnol.html

Никитин Д.И. Технология развития критического мышления [Электронный ресурс] // nikitindima.name/2008/11/01/metodika-prepodavaniya-inostrannyx-yazykov-stati

Облог Т.Д. Технология развития критического мышления школьников на примере урока английского языка в10 классе [Электронный ресурс] //http://revolution.allbest.ru/languages/00181388_0.html

Фестиваль педагогических идей. [Электронный ресурс] // http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.