Доклад на тему «Применение компетентностного подхода при изучении дисциплин экономического цикла в системе СПО»
В.Н. Афанасияди, преподаватель профессиональных дисциплин
ГБПОУ КК «Крымский технический колледж», г. Крымск, Краснодарский край
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛА В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Компетентностный подход в системе среднего и высшего профессионального образования предполагает освоение будущими специалистами различного рода умений и профессиональных навыков, которые позволят им в будущем действовать эффективно и рационально в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни.
Основная задача преподавателя профессиональных дисциплин - развивать у будущих специалистов способности эффективно действовать в ситуациях, когда может возникнуть необходимость в самостоятельном определении решений задачи, поиске новых способов решения, самостоятельной оценке полученных результатов.
Как показывают данные многочисленных исследований, более 2/3 выпускников средних и высших учебных заведений не имеют четкого и ясного представления о содержании своего дальнейшего профессионального образования. Многие полагают, что об их трудовой и жизненной карьере позаботятся родители, когда придет время определяется с будущей профессией и местом трудоустройства.
Метод проектов - исследовательская деятельность студентов и учащихся, направленная на сбор, изучение, анализ и использование в учебной и внеучебной деятельности различных материалов. Проектная деятельность построена на активизации познавательной и практической составляющих, в результате которой обучающиеся производят продукт, обладающий субъективной, объективной новизной. Темы исследований предлагаются педагогами в соответствии с учебными планами. Часто они носят межпредметный характер.
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся.
Процесс преподавания экономических и финансовых дисциплин в ГБПОУ КК «Крымский технический колледж», основан на использовании активных методов и форм обучения. Занятия организуются таким образом, чтобы процесс познания охватывал всех студентов группы без исключения, при этом обязательно присутствует обмен знаниями, идеями между студентами, способами деятельности.
При активном обучении студент в большей степени становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе выполняя поисковые, творческие задания.
Таким образом, создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.
Изучение дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит» осуществляется с учетом компетентностного подхода к подготовке будущего специалиста. Для этого уделяется большое внимание мотивации студентов к процессу обучения, межпредметным связям. В процессе изучения данной дисциплины наблюдается наличие взаимосвязи со следующими дисциплинами и модулями: Экономика организации, Бухгалтерский учет, Правовое обеспечение профессиональной деятельности, Анализ финансово-хозяйственной деятельности
Активная деятельность студентов обеспечивает не только прирост знаний, умений и навыков, но и раскрывает новые возможности будущих специалистов в различных областях деятельности, что является необходимым условием для совершенствования их компетенций.
В ходе изучения дисциплин экономического и финансового цикла у студентов формируются такие умения как: способность работать самостоятельно, умение анализировать и принимать решения, умение оперировать финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в вопросах современной финансовой политики, умение оформлять различные финансовые документы, умения рассчитывать различные финансовые показатели, использовать информационные технологии. Все это способствует формированию и развитию ключевых и профессиональных компетенций студентов.
Компетентность проявляется в деятельности, поэтому большую роль в формировании профессиональных компетенций студентов колледжа играют практические занятия.
В ходе проведения данных практических занятий студенты различных специальностей ГБПОУ КК «Крымский технический колледж» учатся принимать профессиональные решения на основании приведенных практических и задачных ситуаций, проводить различные виды аналитических процедур, на основании которых разрабатывать рекомендации и предложения, которые необходимы для дальнейшей деятельности предприятий.
Таким образом, организация учебного процесса изучения финансовых дисциплин с учетом компетентного подхода играет очень важную роль в реализации творческого потенциала студентов. Активная деятельность студентов обеспечивает не только прирост знаний, умений и навыков, но и раскрывает новые возможности будущих выпускников, что является необходимым условием для совершенствования их компетенций.
Следует отметить, что использование активных форм методов обучения в процессе обучения позволяют конкретному студенту приобрести: опыт активного освоения содержания будущей профессиональной деятельности во взаимосвязи с практикой.
Список использованной литературы:
Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э.Сыманюк– М., 2005. – С. 44–46.
Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результат образования // Высшее образование сегодня. –2003. – №5. – С. 34–42.
Использование проектного метода обучения на примере преподавания курса «Микроэкономика»: Составители: к.э.н., доц. Титова Н.Г., Смирнова Т.В. Методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2014. – 28с.
Компетентностный подход в преподавании финансовых дисциплин при обучении в колледже. Кисиль М.С. преподаватель ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» Алтайский край
Компетентностей подход в образовательном процессе: Монография / А.Э. Федеров, С.Е. Метелев, А.А.Соловьев, Е.В. Шлякова – Омск: Омскблакиздат, 2012. – 210 с.
Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.М. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2007. – 576 с.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – №2– С. 18–23.