Доклад «Проектное обучение как средство достижения метапредметных результатов при изучении предметов химии и биологии»

2
0
Материал опубликован 23 January 2018

Проектное обучение как средство достижения метапредметных результатов при изучении предметов химии и биологии

«Надо учить не содержанию науки ,

а деятельности по ее усвоению»

В.Г.Белинский

Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить,

а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить”.

Роджер Левин

Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития, при котором образовательное учреждение должно готовить своих обучающихся к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать обучающемуся как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, что является главной задачей новых образовательных стандартов.

Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности.

В соответствии с концепцией образовательных стандартов второго поколения результаты образования включают:

предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.);

метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);

личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации обучающихся и др.).

В новых стандартах метапредметным результатам уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку обучающихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества.

Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы действий (познавательные, коммуникативные) и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию. Универсальные способы действий осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Далее представлены универсальные учебные действия, которые являются основным объектом оценки метапредметных результатов. Возникает вопрос, какие технологии в учебно-образовательном процессе будут способствовать достижению предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся?

Достигать метапредметных результатов обучающихся при изучении химии и биологии можно различными методами, однако наиболее перспективным видится проектная деятельность, которая стала предметом педагогического исследования и полем моей инновационной образовательной практики.

Основная цель проектного обучения — создать условия для развития умения обучающихся учиться на собственном опыте и опыте других обучающихся, при этом происходит формирование следующих ключевых компетенций:

* Ценностно-смысловых;

* Общекультурных;

* Учебно-познавательных;

* Информационных;

* Коммуникативных;

* Социально-трудовых;

* Компетенций личностного самосовершенствования.

На мой взгляд, эта педагогическая технология может быть эффективно использована не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Причем, на мой взгляд, самыми удачными получаются межпредметные проекты, а не монопредметные.

По методу проектов я работаю несколько лет и применяю различные их виды:

1.Информационные проекты нацелены на сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления. Конечным результатом такого проекта может стать доклад, реферат, сообщение. Причем информацию обучающиеся могут получать не только из книг, но и при работе с лабораторным оборудованием, проводя наблюдения за живыми объектами, работу с видео- и фотоматериалами, с картами города и области. Например, «Воздух, которым мы дышим», «Питьевая вода: хлорировать, озонировать, или…?», «Экологические проблемы Ладожского озера» (проводился совместно с представителем Всероссийского общества охраны природы Торбаевой Марией, с последующей публикацией о нас в газете «Метро» в разделе «Зелёный дневник»).

2.Исследовательские проекты нацеливают на глубокое изучение проблемы. Предполагают наличие основных этапов, характерных для научного исследования: обозначение задач исследования, выдвижение гипотез, формирование выводов. Темами таких проектов стали: « Развитие биосферного хозяйства», «Инновационные методы очистки воды, воздуха и почвы», «Электромобиль-транспорт будущего?» (участие с этими проектами во Всероссийском конкурсе научно-инновационных проектов концерна «Сименс»).

3.Продуктивные проекты дают возможность обучающимся проявить творческое воображение и оригинальность мышления. Предполагают создание газет, видеофильмов, плакатов, рисунков, кроссвордов. Сюда можно отнести проект «Экологические проблемы Ладожского озера».

4.Ролевые проекты помогают обучающимся взять на себя роли литературных или исторических персонажей (у нас это было театральное представление «Жизнь звезды" о пагубном пристрастии Мерилин Монро к наркотикам и транквилизаторам).

5.Практико-ориентированные направляют действия обучающихся на решение реальных проблем (например: разработать памятку по предупреждению переломов, выпустить листовки на тему защиты природы и т.д.).

В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследования и творчества.

Анализируя метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования, обращаешь внимание на то, что обучающиеся должны уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Здесь можно использовать метод моделирования на уроках биологии и химии как средство достижения метапредметных результатов.

1. С помощью метода моделирования на одном комплексе данных можно разработать целый ряд различных моделей, по-разному интерпретировать исследуемое явление, и выбрать наиболее плодотворную из них для теоретического истолкования;

2. В процессе построения модели можно сделать различные дополнения к исследуемой гипотезе и получить ее упрощение;

3. В случае сложных математических моделей можно применять ПК;

4. Открывается возможность проведения модельных экспериментов. Все это ясно показывает, что моделирование выполняет в биологии и химии самостоятельные функции и становится все более необходимой ступенью в процессе её преподавания. Однако моделирование сохраняет свое эвристическое значение только тогда, когда учитываются границы применения всякой модели.

Все модели можно разбить на два больших класса: модели предметные (материальные) и модели информационные.

1. Предметные модели воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме (глобус, анатомические муляжи, модели кристаллических решеток, макеты зданий и сооружений и др.).

Возможностей для такого действенного овладения предметным моделированием в курсе биологии и химии немало. Например, моделирование растительной и животной клетки с использованием пластилина. Этот прием, возможно, использовать, как в ходе проведения урока, так и в качестве творческого домашнего задания. Важным свойством модели в данном случае является наличие в ней творческой фантазии. Чтобы представить клетку в объеме используем небольшой воздушный шарик, заполняем жидкостью (водой), вовнутрь помещаем плотный прозрачный полиэтилен, на котором маркером рисуем органоиды клетки. Подобные задания возможно применять и на других уроках «Строение веществ», «Вещества простые и сложные».После «пластилиновых» работ лучше воспринимается электронные модели, теоретический материал. Другими словами обучающиеся «пропускают» через себя информацию, анализируют, обобщают, устанавливают причинно-следственные связи и воплощают в модель. Проводя такие занятия, преподаватель довольно легко может определить, насколько обучающийся понимает предмет.

В построении модели используем не только пластилин, но и другие подручные материалы, например цветную бумагу, ватные палочки , бисер для вышивания и т.д

Примером предметной модели может послужить собственная модель принципа построения молекулы ДНК при помощи конструктора - пазлы. Этот приём наглядно демонстрирует учащимся последовательность и закономерность расположения нуклеотидов в двухцепочечной ДНК.

2. Информационные модели представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме. Образная модель - это модель в мысленной или разговорной форме. Знаковая модель - это модель, выраженная средствами формального языка (графики, таблицы, тексты и т.д.). Образные и знаковые модели, как правило, взаимосвязаны. Мысленный образ, родившийся в голове человека, может быть облачен в знаковую форму.

Я использую информационные модели как опору для изложения соответствующего учебного материала в виде графологических моделей (ГЛМ). Проектируя ГЛМ совместно с учащимися, действуем по следующему плану:

На листке пишем «ключевое слово» («сердце» текста)

Вокруг «накидываем» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы («спутники»)

Эти слова соедините линиями с «сердцем» текста.

У каждого «спутника» могут появиться еще слова «спутники»

Выявляем смысловые связи между объектами знаний («спутниками»)

В итоге получится структура, которая графически отображает размышления.

Использование ГЛМ на уроках дает следующие возможности:

получить целостное представление об изучаемом объекте;

осуществить связь между предшествующими и последующими темами курса;

делить общие понятия на частные, выясняя при этом связи между ними и закономерности;

компактно и системно обучать структурированию знаний и логике;

организовать самостоятельную работу учащегося над конкретной темой при выполнении им творческого, исследовательского задания;

избавлять учащихся от механического запоминания, снимать стресс перед восприятием большого объёма учебного материала;

сформировать новый взгляд на учебный предмет, на предметный курс, на жизнь в целом;

технологизировать деятельность преподавателя и обучающегося для значительного облегчения их совместной работы.

2. Игровое моделирование.

В ходе изучения темы «Связи живого и неживого» обучающимся раздаются карточки с названием растений, растительноядных и плотоядных животных, бактерий, грибов. Затем дается задание: взявшись за руки, составить цепь питания. Таким образом, обучающиеся запоминают, что «цепи питания» начинаются с растений – это 1 звено. Второе звено цепи – растительноядные животные. Третье звено – насекомоядные или хищные животные и заканчиваются цепи организмами-разрушителями органического вещества. Обучающиеся анализирует, что произойдет с цепочкой, если из нее исключить отдельное звено. Аналогично проводится изучение «Генетической связи у химических веществ»

Игровое моделирование можно использовать и в качестве минутки отдыха, для переключения внимания.

Использование метода моделирования позволяет развивать:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и одногруппниками; работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;овладение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

- формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий ( ИКТ – компетенции);

Созданные модели используются на разных этапах урока: при постановки учебной задачи, на этапе изучения или закрепления знаний и умений, как домашнее, творческое задание, как средство повышения мотивации к изучению предмета.

 Подводя итоги вышеизложенному, следует сказать, что одной из основных задач современного преподавателя является работа по формированию метапредметных результатов с использованием современных путей, форм, способов организации учебного процесса, современных образовательных технологий, которые призваны реализовать развивающий потенциал образования. Закончить хотелось бы следующими тезисами «Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность!»

«Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать для себя удобный способ преподавания. Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он неудобнее для учеников. Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики».

Л. Н. Толстой

Самое прекрасное зрелище на свете – это вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему этот путь”.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации