Формирование лексико-грамматического строя речи и совершенствование связной речи по теме "Рыбы"

Предмет: логопедическая коррекция.
Вид занятия: Формирование лексико-грамматического строя речи и совершенствование связной речи.
Тема: Рыбы
Ход занятия:
Организационный момент.
Дети входят в класс, приветствуют гостей. Подходят к доске, на которой магниты с разными рыбами.
- Посмотрите на доску, кто приплыл к нам на занятие? (Рыбы)
- Мы с вами уже изучали рыб. Давайте вспомним, где живут эти рыбы?
Давайте вспомним, как они называются: лещ, окунь, щука и т.д.
А сейчас посмотрите на эти картинки. Что здесь нарисовано? Одни рыбы плывут в право, а другие влево.
- Мы повторили с вами, что проходили на той неделе, а сегодня на занятии мы будем говорить с вами только об одной рыбке, чтобы узнать о какой, вам нужно собрать её название из букв (ЩУКА).
- Вот вы и узнали какая у нас сегодня тема. Сегодня мы подробно познакомимся с рыбой, которая называется Щука.
2. Артикуляционная гимнастика
- Ребята, что нам нужно сделать, чтобы красиво говорить? Правильно – гимнастику для языка и губ.
- Первое упражнение – рыбка. Втягиваем щёчки и становимся похожими на рыбок.
- Второе упражнение – слоник-лягушка (кулачок – раскрытые ладошки)
- Третье упражнение качели (попеременно кулачок – ладошка)
- Расслабим язычок – месим тесто.
3. Дыхательная гимнастика
- Когда мы с вами изучали рыб, мы с вами говорили, что они могут быть разной формы. Назовите, какие могут быть рыбы? Круглые, овальные, треугольные.
Сейчас мы с вами будем руками показывать разные формы рыб и при этом правильно дышать.
4. Основная часть
Давайте вернёмся к теме нашего задания. О какой рыбке мы сегодня с вами говорим? (Мы говорим о щуке)
У меня есть разные части щуки, давайте её соберём и вспомним, как они называются.
Отработка притяжательных прилагательных: щучья голова, щучьи плавники, щучий хвост, щучье тело.
- Мы с вами узнали, как называются части тела щуки, а теперь прочитаем про неё рассказ, а потом сами его постараемся рассказать.
Хитрая рыба.
Яша поймал большую щуку. Он пустил щуку в таз с водой. Учуял добычу рыжий кот Пират. Хотел кот поймать рыбу. Только у щуки зубы острые. Щукацапнула кота за лапу. Долго будет помнить кот эту встречу.
Мы прочитали интересный рассказ.
А знаете ли вы, что означает слово ДОБЫЧА? Добыча – это то, что получено охотой или рыбалкой.
А что значит слово ЦАПНУТЬ? (схватить)
Теперь я буду задавать вопросы по тексту, а вы постарайтесь на них ответить. Только не забудьте, что на вопросы мы отвечаем полными предложениями:
Кого поймал Яша?
Куда он пустил щуку?
Кто учуял рыбу?
Что хотел сделать кот?
Что было у щуки?
Что сделала щука?
5. Физминутка (мы пойдем налево, мы пойдем направо под музыку)
6. Продолжение основной части.
Прежде, чем мы постараемся самостоятельно рассказать этот рассказ, я предлагаю вам рассказать его по картинкам. Перед вами лежат картинки, их нужно разложить по порядку. Что было вначале, а что потом. (Пересказ по серии сюжетных картинок)
- Теперь мы очень хорошо знаем этот рассказ и попробуем его пересказать по цепочке.
7. Пальчиковая гимнастика
Щука хищная, зубастая, (Двумя руками изобразить пасть щуки).
Для лещей, плотвы опасная, (Щука щѐлкает зубами – пальцами.)
Ищет, чем бы поживиться? (Ладонь сложить лодочкой).
Кто-то там, в воде резвится?(Руками имитировать движения рыб).
Чей-то рядом хвост мелькает? (Помахать кистями рук, как хвостом).
Хвать? Тут щука не зевает! (Пасть щуки захлопывается).
Но попалась на крючок – (Указательным пальцем изобразить крючок),
Тащит щуку рыбачек! (перебирать руками воображаемую леску, тащить из воды щуку).
8. Пальчики мы размяли, теперь немного порисуем. Рисовать мы будем волны, ведь щука живёт в воде.
9. Итог занятия. Что вы сегодня на занятии делали? Какие новые слова узнали?