О фундаментальности личностно-ориентированных технологий в процессе образования и развития личности обучающегося
О фундаментальности личностно-ориентированных технологий в процессе
образования и развития личности обучающегося
«Педагог не тот, кто учит, педагог тот,
кто чувствует, как ученик учится»
В.Ф. Шаталов
Каждый новый год работы с учениками 5-11 классов лишь подтверждают фундаментальность слов великого учителя-практика, указывая на необходимость совершенствования технологий, ведь термин «технология обучения» в широком смысле слова – наука о мастерстве учителя.
Вслед за Монаховым В. М., стоявшим у истоков информатизации российской школы, признаю эффективной педагогической технологией такую модель проектирования, моделирования и осуществления образовательного процесса, реализация которой обеспечивает «комфортность для учителя и обучающихся» [1]. Тогда в общеобразовательной школе третьего десятилетия двадцать первого века системообразующей категорией становится, на мой взгляд, технология обучения, в которой структурными компонентами являются представленные в Smart-формуле элементы учебного занятия:
Представленная формула элементов указывает на систему личностно-ориентированных технологий обучения, связанных с непосредственным взаимодействием людей, один из которых помогает другому развиваться и совершенствоваться. [1]
Дифференцированное обучение, разноуровневые задания в системе проверки знаний, субъектно-личностный подход к обучающемуся реализуется на всех ступенях обучения. Уже десятилетие совмещаю деятельность учителя и педагога дополнительного образования МУ ДО «Малая академия», работая в группах на базе лицея. Такое сочетание позволяет, рассматривая личность ребенка как приоритетный субъект образовательной системы, максимально полно изучить его образовательные потребности, особенности мотивации к обучению, чтобы создать ему условия для развития предметной или творческой одаренности. Считаю личностно-ориентированные технологии системообразующими, так как их применение в урочном обучении и дополнительном образовании, во внеурочной деятельности, уже в седьмом классе позволяет сформировать и вести подготовку группы участников предметных олимпиад, в том числе интернет-формата, и индивидуально работать с теми, кому интересна проектно-исследовательская деятельность.
Ежегодно до двадцати обучающихся лицея принимают участие в отборочных турах интернет-олимпиады школьников по физике (СПбГУ), становятся их победителями и призерами очного (заключительного) этапа этой престижной перечневой олимпиады. Андрей К. уже три года призер очного этапа, в плана поступление в ВУЗ – организатор олимпиады.
Несмотря на спартанские условия подготовки в лицее, такие стабильные результаты меня радуют. На фото: работа с интерактивными моделями при подготовке к заочному туру олимпиады.
Новой информацией для меня стало словосочетание «личностно-центрированное взаимодействие», предложенное еще педагогом–психологом Карлом Роджерсом [1]. Но со времен К. Роджерса непременным условием успешной реализации данных технологий со стороны учителя были и остаются эмпатия, знание интеллектуального и духовного мира ребенка, выявление индивидуальных особенностей школьника как субъекта познания, принятие его как личности безо всяких предварительных условий.
Если определить личностно-ориентированные технологии как системный подход к обучению и воспитанию ребенка, можно выделить следующие виды образовательной деятельности школьника, представленные в радиальной схеме.
Основные виды личностно-ориентированных технологий в общеобразовательной школе
Цветовое оформление схемы обусловлено необходимостью выделения приоритетных видов личностно-ориентированных технологий, реализуемых на разных ступенях освоения школьного курса физики. Так, имитационное моделирование эффективно реализуется в 5-6 классах в пропедевтическом курсе «Введение в естествознание». Школьники активно создают авторские ребусы, кроссворды, готовят подборки загадок или составляют собственные, предлагая их на итоговых уроках по различным темам.
Для оформления кроссворда по теме «Химические явления» автор выполнил портрет М. В. Ломоносова.
Ребусы учащихся по теме «Химические элементы. Вещество», при создании и представлении которых проявляются, в том числе, творческие предпочтения личности ребенка. В ребусах предстали «Ломоносов» и «реакция», «железо» и «атом».
Считаю физику самым подходящим учебным предметом для того, чтобы на уроках совершать новые открытия. Уже в пятом и в шестом классах во время уроков и во внеурочной образовательной деятельности обучающиеся активно вовлекаются в учебно-поисковую индивидуальную, парную, групповую деятельность. А потом появляются такие темы исследований, как «Почему колесо круглое?» и…начинается личностно-центрированная, увлекательная образовательная деятельность, не только ребенка.
Возможность реализовать исследовательскую технологию обучения при выполнении практической работы по теме «Плавление и отвердевание вещества» и представить свою работу, ежегодно превращает внеурочное занятие шестиклассников в демонстрацию самостоятельно созданных авторских изделий из сахара и шоколада, воска и мыла, гипса и глины. Некоторые из авторов работ-шестиклассники:
В старшей школе технология самоопределения становится во многом определяющей. К выбору профиля в 10-11 классе многие обучающиеся приходят, понимая, в каком направлении хотят продолжить получать образование. К этому времени уже есть выполненные исследования, защищенные проекты, призовые места в предметных олимпиадах. Системно используется дифференцированное обучение в классах углубленного и базового освоения физики. Задания разной сложности получают те, кто готовится сдавать ЕГЭ по физике, и кто сделал выбор для ГИА в пользу информатики. Индивидуальные образовательные маршруты,работа над проектами с представлением результатов на различных конкурсах - все это позволяет ребенку находить и раскрывать различные грани личности.
Особую радость испытываю, когда наши выпускники - студенты-первокурсники столичных ВУЗов технической направленности рассказывают о своих публикациях в студенческих изданиях, начале работы в группах студентов-исследователей на кафедрах, тепло вспоминая о наших школьных задумках и достижениях.
Тогда, обращаясь к нынешним ученикам, вновь говорю, повторяя слова Конфуция: «Учитесь так, словно постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания!»
Источники информации:
1. Статья «Личностно-ориентированные технологии обучения» https://infourok.ru/user/timofeeva-ekaterina-sergeevna/blog/lichnostno-orientirovannie-tehnologii-obucheniya-91098.html
2. Талышева И.А., Пегова Х.Р. Практика личностно-ориентированного образования, Учебное пособие , Елабуга, 2020, с. 121
Спицына Любовь Ивановна
Гроздева Ирина
Горбачёва Марина Юрьевна
Спицына Любовь Ивановна