Формирование математической грамотности на уроках математики в 9 классе

0
2
Материал опубликован 22 July в группе

Современное общество меняет взгляд на содержание математического образования. Основное внимание направлено на развитие способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. 
В требованиях к уровню подготовки обучающихся указывается, что в результате изучения математики ученик должен знать и понимать «значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе». Уровень математической грамотности является одним из критериев оценки знаний обучающегося при сдачи ОГЭ. 
Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. 
В определении «математической грамотности» основной упор сделан не на овладение предметными умениями, а на функциональную грамотность, позволяющую свободно использовать математические знания для удовлетворения различных потребностей – как личных, так и общественных. Согласно этому основное внимание нужно уделять проверке способности учащихся использовать математические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции. 
Можно выделить следующие компоненты математической грамотности, оцениваемые при подготовке обучающихся к ОГЭ: 
▪️умение распознавать проблемные вопросы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики; 
▪️умение формировать эти вопросы на языке математики; 
▪️умение решать проблемы, используя математические факты и методы; 
▪️умение подвергать анализу и использовать математические методы решения; 
▪️умение толковать полученные итоги с учетом заданного вопроса; 
▪️умение выражать и делать запись результатов решения. 
Из вышесказанного появляется термин функциональная математическая грамотность, которая предполагает способность обучающегося применять математические знания, приобретенные им за время учебы в школе, для решения различных задач межпредметного и практикоориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе 
Рассмотрим некоторые задачи из ОГЭ, которые помогают формировать математическую грамотность школьника.  
Главные направления формирования математической грамотности: 
▪️помогать лучше осознавать изучаемый материал 
▪️переводить знания из пассивных в активные 
▪️способствовать интеграции и переносу знаний, алгоритмов и способов действий, способов рассуждений 
▪️формировать читательскую грамотность 
Основные средства: 
▪️учебные ситуации 
▪️учебные задания 
Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики возможно через формирование у каждого учащегося опыта творческой социально значимой деятельности в реализации своих способностей. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 
▪️практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства; 
▪️построения и исследования простейших математических моделей; 
▪️описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически; 
▪️интерпретации графиков реальных процессов; 
▪️решения геометрических, физических, экономических, логических и других прикладных задач, в том числе задач на наибольшие и наименьшие значения с применением аппарата математического анализа; 
▪️анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, анализа информации статистического характера; 
▪️исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства. 
Анализ методической литературы и опыт работы в школе позволяет сделать вывод о том, что предлагаемая система приемов и заданий будет способствовать эффективному изучению математики и формированию функциональной грамотности у школьников. 
Главная цель учителя - научить учащихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях, а также воспитать человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. 
Основная задача школы - стремиться подготовить ученика, человека способного быть успешным в постоянно меняющемся мире.




Презентация математическая грамотностьPDF / 886.48 Кб

Комментарии

Ссылка ведет на сторонний сайт, презентацию на котором увидеть не получилось.

3
23 July

Спасибо! Прикрепила презентацию в формате пдф

1
24 July

Похожие публикации