12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кокина Оксана Владимировна664
Стаж педагогической работы 30 лет, учитель биологии высшей категории, почетный работник образования РФ. Ветеран труда. Классный руководитель
Россия, Тверская обл., Кувшиново
Материал размещён в группе «Биологи и экологи»

Тема: Формирование модели здорового поведения

Цель: сформировать алгоритм правильных действий в отношении здоровья

Задачи:

    Дать представления о моделях поведения и их основных хзарактеристиках.

    Рассмотреть одну из моделей как основу познания.

    Рассмотреть факторы риска развития ССП (сердечно – сосудистой патологии).

    Провести рейтингование факторов риска (разделить поведенческие и неповеденческие факторы)

    Установить рейтинг поведения по важности

    Установить рейтинг поведения по изменяемости

    Выбор поведенческих целей.

    Интерпретировать возможные иррациональные установки

    Сформировать алгоритм разумных рассуждений при формировании собственной модели поведения в отношении разных ситуаций.



Тип занятия: освоение нового материала

Вид занятия: социально – поведенческий тренинг

Оборудование: компьютер, медиопроектор, интерактивная доска



Ход занятия



Организационный момент.

Актуализация знаний.

Вступление учителя: Когда разговор заходит о здоровье, мы часто используем словосочетания, обозначающие момент действия: «быть здоровым», укреплять здоровье», «оберегать здоровье», «вести здоровый образ жизни» и т.п. Поэтому можно предположить, что большинство людей воспринимают здоровье, как некую активность, которая помогает человеку вести естественную для него жизнь и удовлетворять все необходимые потребности.

Безусловно, здоровье определяется, в первую очередь, совокупностью характеристик физического и душевного состояния организма. Но от чего зависят общее самочувствие человека и его физическая подготовка? В индустриальном мире, по крайней мере, половина всех смертей связана с неправильным поведением – с употреблением сигарет, алкоголя, наркотиков и вредной пищи; с реакцией на стресс; с физической пассивностью и низкой культурой употребления медицинских услуг (Д. Майерс, 1999г.). Поэтому состояние нашего здоровья напрямую зависит от характера поведения.

Здоровье – это награда, которую получает человек за усердие и терпение при необходимости действовать в соответствии с предусмотренными нормами поведения. Поэтому здоровый человек – это, как правило, образованный человек, усвоивший одну простую истину: «Чтобы стать здоровым, надо научиться быть здоровым».

Таким образом, здоровье человека представляет собой результат большого труда по формированию умений избегать факторов риска, опасных для здоровья, и быть ответственным за состояние организма.

Здоровье человека складывается из цепочки простых поступков: почистить зубы, перейти дорогу в установленном месте, обратиться к врачу при высокой температуре и т.п. Но этому надо еще научиться.

Далее, хотелось представить основные модели изменения поведения человека с ориентацией на здоровье. Условно эти модели можно объединить в три группы:

    Модели, предполагающие изменение представлений человека о себе и своем поведении.

    Модели, предполагающие изменение отношения к своему поведению или актуальной проблеме.

    Модели, предполагающие формирование способов поведения.



Таким образом, предполагается рассмотрение всех трех сфер: «знание», «хотение» и «умение», - которые играют существенную роль при построении человеком модели своего поведения.

Для примера рассмотрим одну из моделей поведения и условия, препятствующие ее реализации

Основная часть урока:

Основной процент смертей в мире приходится на осложнения гипертонической болезни: инфаркты и инсульты. В мире от этих заболеваний умирает 3,6% больных, у нас в России – 73% больных. Естественно – это трагическая и важнейшая сторона демографического кризиса, поразившего нашу страну, так как в понятие демографии входит не только рождаемость, но и смертность и заболеваемость. (3 мин.)

Поэтому мы рассмотрим модель поведения, необходимую для профилактики возникновения столь серьезной проблемы.





















Выстраивается первый проблемный вопрос: Что значит поведенческие и неповеденческие факторы?

Выслушиваются ответы учащихся, и их обсуждение подводится к ответу: Это факторы, зависящие от нашего поведения.(3 мин.)

Далее предлагается решить проблемную ситуационную задачу: Какой из поведенческих факторов наиболее значимо сказывается на возникновении сердечно – сосудистых заболеваний? (4 мин.)

Обсуждение учащихся подводится к ответу: курение

Далее рассматривается рейтинг поведенческих факторов по степени изменяемости и интерпретируется механизмы и результат этих изменений (8 мин.)

Далее учитель проводит линию к результатам изменений: он рассказывает, что полученный эффект от первичных изменений, легко меняющихся факторов поведения стимулирует человека к изменению «трудных» по коррекции факторв, создавая основу для формирования правильного поведения.



Теоретическое обоснование проблемы:

В классическом понимании рационально-эмоциональная модель представляет собой метод психоанализа, при котором большое внимание уделяется изучению причин возникновения ситуации. Разработал этот метод в 50-х годах клинический психолог Альберт Эллис.

Суть концепции А. Эллиса выражается формулой

А В С

Событие ► Убеждение ► Следствие

Когда сильное эмоциональное последствие следует за важным возбуждающим событием, может показаться, что А вызывает С, но на самом деле это не так. Эмоционально последствие возникает под влиянием В — системы убеждений человека (A. Ellis, 1989). Например, когда возникает сильное беспокойство, то корни его можно найти в иррациональных убеждениях человека. Если эти убеждения эффективно опровергать, приводить рациональные доводы и показывать их несостоятельность на поведенческом уровне, тревога исчезнет. Поэтому расстройства в эмоциональна сфере — это результат нарушений в когнитивной (познавательной) сфере, которые А. Эллис определил как иррациональные установки. А. Приводится примеры на ранее рассматриваемой модели возникновения заболеваний ССС. Эллис выделил четыре группы таких установок, которые наиболее часто создают проблемы у людей.

    Установки долженствования. Некоторые люди убеждены в том, что в мире существуют некие универсальные установки (принципы), которые должны быть реализованы. Например: "Мир должен быть справедливым», «Люди должны быть честными». Такие установки часто появляются в подростковом возраст (А. А. Александров, 1997), вызывая у подростковой при их разрушении тяжелую депрессию.

    Катастрофические установки. Они проявляются в ненаучных высказываниях крайней степени. Например: "Ужасно одному остаться дома в Рождество". Если следовать данным установка, то практически, постоянно будут встречаться ситуации, доводящие нас до тоски и требующие стимуляции нашего настроения (курение, алкоголь и т.д.)

    Установка обязательной рационализации своих потребностей. Они основаны на убеждении в том, что для успеха человек должен обладать определенными качествами. Например: "Я должен хорошо выполнять свою работу, иначе меня не будут уважать мои коллеги". Это признак отсутствия самодостаточности, так как работу надо выполнять хорошо, независимо от того, какое чувство это вызовет у коллег.

    Оценочная установка. Нельзя добиться эффективных коммуникаций, оценивая друга по отдельным поступкам и качествам. Человека надо принимать, рассматривая его в целом, независимо от отдельных поступков и черт характера.

А. Эллис считал, что иррациональные идеи имеют глубокие биологические корни, и людям трудно отказаться с них. По его мнению, люди не являются исключительно «продуктом» социального научения. Они склонны к иррациональным идеям не только потому, что они особым образом воспитывались в семье, а, прежде всего, потому, что они люди (A. Ellis, 1989).



Представленная модель изменения поведения, в основном, отражают работу с негативными эмоциональными состояниями, которые могут быть следствием неправильных убеждений или иррациональных идей. Но эмоциональный компонент играет огромную роль в формировании поведения.

Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами поведения и его реализацией. Образно говоря, эмоции следуют за актуализацией мотива и до оценки адекватности поведения (А. Н. Леонтьев, 1975).

Таким образом, в самом общем виде функция эмоций может быть охарактеризована как индикация плюс — минус санкционирования осуществленной, осуществляющейся или предстоящей деятельности. Эта мысль в разных формах неоднократно высказывалась исследователями эмоций, в частности, очень отчетливо академиком П. К. Анохиным.



Выводы. В основе профилактики сердечно – сосудистой патологии лежат следующие положения:

    Своевременное и полное обследование сердечно – сосудистой системы.

    Оптимальная двигательная активность.

    Модель поведения, обедненная продуктами, содержащими холестерин (говядина, телятина, яйца и говяжьи жиры: молоко, сметана, сливочное масло).

    Отказ от искусственных стимуляторов (кофе, курение, алкогольные напитки).

    Поведение, предупреждающее развитие стресса и его последствий.



ИТОГ ЗАНЯТИЙ: интересное – полезное. Быстрый круг

    Что было интересным?

    Что было полезным?

    Что осталось непонятным?

    Что требует дополнительного осмысления?

На ответы дается не более 30 секунд

Вы очень хорошо поработали. Подумайте над материалом дома. До новой встречи.





Опубликовано в группе «Биологи и экологи»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.