Урок биологии на тему «Строение клетки» (8–9 классы)
Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)
Тип урока- комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цели:
-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;
-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.
Задачи:
Образовательные: обладать определенными экологическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;
Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками
Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого общества.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
основную биоэкологическую терминологию и символику
Личностные:
формирование интереса к глобальной проблеме, получившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.
Межпредметные связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач пред профильной подготовки школьников.
Форма урока- традиционная
Технология- проблемного обучения
Основные понятия
части клети и её органоиды
Изучение нового материала
Каждый орган, весь организм человека, как и любого другого существа, состоит из клеток. Клетки — основа жизнедеятельности нашего организма: Именно в клетках протекают все процессы, обеспечивающие как выполнение функций органами, так и жизнедеятельность организма в целом. Клетки, как правило, микроскопически малы: их строение можно увидеть только под микроскопом. Например, красные кровяные клетки— эритроциты в диаметре достигают всего 8 мкм. Нервные клетки несколько крупнее: их Диаметр достигает 150 мкм.
Форма клеток также различна и тесно связана с выполняемыми функциями. Например, эритроциты имеют форму двояковогнутых дисков, что увеличивает их поверхность. Такая форма способствует большему поглощению кислорода. Клетки, покрывающие тело или выстилающие полость органов, часто имеют форму прямоугольников, что обеспечивает плотное прилегание клеток одн1а: к другой. Эта особенность характерна для клеток, выполняющих в организме защитную функцию. Нервные клетки, передающие возбуждение ко всем органам и тканям, имеют отростки, среди которых есть короткие ветвящиеся и длинные, достигающие в длину 1,5 м. Мышечные клетки, осуществляющие функцию движения, сильно вытянуты в длину.
При всех различиях в размерах и форме клетки сходны в строении. Каждая клетка имеет наружную мембрану, цитоплазму — вязкое полужидкое вещество и ядро [Т|. Через мембрану из окружающей среды поступают вещества, необходимые для жизни и развития клетки, а из нее удаляются ненужные вещества, образовавшиеся в процессе ее жизнедеятельности. Связь между клетками также осуществляется через мембрану. Вещества из клетки в клетку перемещаются в виде растворов. Поэтому вода для любого живого организма имеет жизненно важное значение.
В цитоплазме находятся мельчайшие структуры клетки — органоиды. Каждый органоид выполняет определенную функцию в клетке. Так, в митохондриях образуются вещества, богатые энергией. Эта энергия расходуется по мере необходимости на осуществление различных процессов жизнедеятельности. На рибосомах образуется белок основной строительный материал клетки. белки выполняют в клетке разнообразные функции. На образование белка требуется большое количество энергий. Связь между Органоидами осуществляется по канальцам, пронизывающим цитоплазму, —• эндоплазматической сети. Клеточный центр участвует в делении клетки. В клетке содержатся и другие органоиды, также выполняющие жизненные функции.
Ядро —важнейшая часть клетки. В нем сосредоточено вещество, из которого перед делением образуются хромосомы: Число и форма хромосом являются видовым признаком. Так, в клетках тела человека их 46.
Всякое вмешательство в клетку, нарушающее ее строение, приводит к изменению жизнедеятельности клетки. Так, например, удаление из клетки ядра или цитоплазмы, приводит к ее гибели. Внедрение в клетку вирусов или микроорганизмов губит клетку или вызывает тяжелые последствия. Нарушение функций клеток, входящих в тот или иной орган, нарушает деятельность органа, что отрицательно влияет на жизнеспособность всего организма. Поэтому клетку считают структурной функциональной единицей организма.
СТРОЕНИЕ ЖИВОТНОЙ КЛЕТКИ
Осмысление и понимание полученных знаний
Это интересно. Организм человека включает до 200 различных типов клеток.Задание. Пользуясь текстом параграфа, впишите в таблицу части и органоиды клетки. Укажите их роль в ее жизнедеятельности.
Строение клетки
Части клетки |
Их роль в клетке |
Органоиды |
Их роль в клетке |
Подумайте и ответьте. .1. Какое строение имеет клетка? 2. От чего, зависит форма клетки? 3. Почему клетку называют структурной и функциональной единицей организма?
СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ
Строение животной клетки
Клеточное строение животных - биология, подготовка к ЕГЭ и ОГЭ 2018
Ресурсы:
Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html