Урок биологии на тему «Строение клетки» (8–9 классы)

1
0
Материал опубликован 16 October 2017 в группе

Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)

Тип урока- комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цели:

-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;

-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.

Задачи:

Образовательные: обладать определенными эко­логическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;

Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками

Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого об­щества.

УУД

Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.

Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.

Планируемые результаты

Предметные

влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;

подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;

- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.

основную биоэкологическую терминологию и символику

Личностные:

формирование интереса к глобальной проблеме, полу­чившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.

Межпредметные связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач пред профильной подготовки школьников.

Форма урока- традиционная

Технология- проблемного обучения

Основные понятия

части клети и её органоиды

Изучение нового материала

Каждый орган, весь организм человека, как и любого другого существа, состоит из клеток. Клетки — основа жизнедеятельнос­ти нашего организма: Именно в клетках протекают все процессы, обеспечивающие как выполнение функций органами, так и жиз­недеятельность организма в целом. Клетки, как правило, мик­роскопически малы: их строение можно увидеть только под микроскопом. Например, красные кровяные клетки— эритроци­ты в диаметре достигают всего 8 мкм. Нервные клетки несколько крупнее: их Диаметр достигает 150 мкм.

Форма клеток также различна и тесно связана с выполняемы­ми функциями. Например, эритроциты имеют форму двояковогну­тых дисков, что увеличивает их поверхность. Такая форма способствует большему поглощению кислорода. Клетки, покрыва­ющие тело или выстилающие полость органов, часто имеют форму прямоугольников, что обеспечивает плотное прилегание клеток одн1а: к другой. Эта особенность характерна для клеток, выполняющих в организме защитную функцию. Нервные клетки, передающие воз­буждение ко всем органам и тканям, имеют отростки, среди кото­рых есть короткие ветвящиеся и длинные, достигающие в длину 1,5 м. Мышечные клетки, осуществляющие функцию движения, сильно вытянуты в длину.

При всех различиях в размерах и форме клетки сходны в стро­ении. Каждая клетка имеет наружную мембрану, цитоплазму — вязкое полужидкое вещество и ядро [Т|. Через мембрану из окру­жающей среды поступают вещества, необходимые для жизни и развития клетки, а из нее удаляются ненужные вещества, образо­вавшиеся в процессе ее жизнедеятельности. Связь между клетка­ми также осуществляется через мембрану. Вещества из клетки в клетку перемещаются в виде растворов. Поэтому вода для любого живого организма имеет жизненно важное значение.

В цитоплазме находятся мельчайшие структуры клетки — орга­ноиды. Каждый органоид выполняет определенную функцию в клетке. Так, в митохондриях образуются вещества, богатые энергией. Эта энергия расходуется по мере необходимости на осуществление раз­личных процессов жизнедеятельности. На рибосомах образуется бе­лок основной строительный материал клетки. белки выполняют в клетке разнообразные функции. На образование белка требуется большое количество энергий. Связь между Органоидами осуществля­ется по канальцам, пронизывающим цитоплазму, —• эндоплазматической сети. Клеточный центр участвует в делении клетки. В клетке содержатся и другие органоиды, также выполняющие жиз­ненные функции.

Ядро —важнейшая часть клетки. В нем сосредоточено вещество, из которого перед делением образуются хромосомы: Число и фор­ма хромосом являются видовым признаком. Так, в клетках тела человека их 46.

Всякое вмешательство в клетку, нарушающее ее строение, приводит к изменению жизнедеятельности клетки. Так, напри­мер, удаление из клетки ядра или цитоплазмы, приводит к ее гибели. Внедрение в клетку вирусов или микроорганизмов губит клетку или вызывает тяжелые последствия. Нарушение функций клеток, входящих в тот или иной орган, нарушает деятель­ность органа, что отрицательно влияет на жизнеспособность всего организма. Поэтому клетку считают структурной функ­циональной единицей организма.


 

СТРОЕНИЕ ЖИВОТНОЙ КЛЕТКИ

Осмысление и понимание полученных знаний

Это интересно. Организм человека включает до 200 различных типов клеток.Задание. Пользуясь текстом параграфа, впишите в таблицу части и органоиды клетки. Укажите их роль в ее жизнедеятельности.

Строение клетки


 

 

Части клетки

Их роль

в клетке

Органоиды

Их роль в клетке

       
 

 

Подумайте и ответьте. .1. Какое строение имеет клетка? 2. От чего, зависит форма клетки? 3. Почему клетку называют структурной и функ­циональной единицей организма?

СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ

 

 

 

 

Строение животной клетки

 
 

Клеточное строение животных - биология, подготовка к ЕГЭ и ОГЭ 2018


 

 
 

 

Ресурсы:

Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с

Сайт YouTube: https://www.youtube.com/

Хостинг презентаций

-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.