Урок-семинар по биологии «Формирование модели здорового поведения на примере режима дня»
Тема урока: «Формирование модели здорового поведения на примере режима дня».
Цель: освоение учащимися модели здорового поведения.
Задачи:
Освоение теоретической и практической модели здорового образа жизни.
Формирование позитивных установок на сохранение здоровья.
Построение модели здорового поведения на примере профилактики основных заболеваний.
Тип занятия: закрепление полученных знаний.
Вид занятия: семинар - практикум.
Оборудование: таблицы, слайды, видеофрагменты, иллюстрирующие примеры здорового образа жизни.
Ход урока.
1.Семинар.
Вопросы для повторения:
1) От чего зависит проявление наследственных признаков?
2) Приведите примеры здорового образа жизни.
3) Можно ли назвать ваш образ жизни здоровым?
4) Чему нужно следовать, чтобы быть здоровым и красивым?
5) Знаете ли вы, что называется здоровьем?
6) Как здоровье связано со здоровым образом жизни?
7) Что такое болезнь?
8) Какие факторы определяют здоровье человека?
9) Существуют ли факторы, способствующие возникновению болезней?
10) Могут ли условия окружающей среды привести к заболеванию или, наоборот, способствовать выздоровлению?
11) Почему наследственность относят к наиболее важным факторам здоровья?
12) Почему умение заботиться о собственном здоровье считается наиболее важным для того, чтобы вырасти здоровым?
2 Работа в группах.
В процессе беседы учитель, используя изображения героев мифов Древней Греции, Древнего Рима, формирует представление о красоте как отражении здоровья.
Учащимся предлагается разделиться на группы (по четыре человека) и заполнить таблицу своего режима дня. Затем группы обмениваются таблицами и обосновывают рациональность или несостоятельность того или иного режима дня.
Подведение итогов обсуждения.
Месяц _____________
Таблица 1
РЕЖИМ ДНЯ |
ВРЕМЯ (НАЧАЛО И ОКОНЧАНИЕ), ДНИ НЕДЕЛИ |
ЗАМЕЧАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РЕЖИМА |
ПОДЪЁМ |
||
ЗАРЯДКА |
||
УТРЕННИЙ ТУАЛЕТ |
||
ЗАВТРАК |
||
ЗАНЯТИЯ В ШКОЛЕ |
||
ОБЕД |
||
ПРОГУЛКА |
||
ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ |
||
ОТДЫХ |
||
ПОДГОТОВКА УРОКОВ |
||
УЖИН |
||
ОТДЫХ |
||
СОН |
В соответствии с существующими гигиеническими правилами и нормами школьнику рекомендуется соблюдать следующий режим дня.
Таблица 2.
Примерный режим дня школьника.
Режимные составляющие |
Время 5-8 классы |
Время 9-11 классы |
1 |
2 |
3 |
Пробуждение |
7.30 |
7. 30 |
Утренний туалет |
7. 30 – 7.35 |
7.35 – 7.50 |
Завтрак |
7.40- 7.55 |
7.40 – 7.55 |
Подготовка к занятиям и дорога до школы |
7. 55 – 8. 45 |
7.55 – 8.15 |
Занятия в школе |
9. 00 |
9.00 – 14.30 |
Дорога до дома |
13.30 – 13.50 |
14.25 – 15.00 |
Обед |
14.30 – 15.00 |
15.00 – 15.30 |
Прогулка на воздухе, подвижные игры, труд на открытом воздухе |
15.00 - 15.45 |
18.30 – 20.30 |
Дополнительное образование |
16.00 – 18.00 |
17.00 – 18.00 |
Домашние учебные занятия |
16.00 – 19.00 |
15.00 – 18.00 |
Ужин |
20.30 – 21.00 |
21.00 – 21.30 |
Свободное время – занятия по интересам |
19.00 – 21.30 |
21.30 – 22.45 |
Подготовка ко сну |
21.30 – 22.00 |
22.30 – 23.00 |
Сон |
22.00 – 7.30 |
23.00 – 7.30 |
Режим питания зависит от той нагрузки, которую человек испытывает в этот день. Правильная организация режима дня предполагает обязательное пребывание школьников всех возрастов на свежем воздухе в течение 1,5-2ч. Это могут быть прогулки, активные спортивные игры и другие виды деятельности. Их следует проводить после занятий в школе, чтобы восстановить работоспособность – умственную активность для выполнения домашних заданий.
В выполнении домашнего задания существуют гигиенические нормы: с 5 по 8 класс учащийся должен заниматься дома не более двух часов, в 9-11 классах – не более 4 часов в день. Время после ужина должно проходить в спокойной обстановке и должно быть использовано в соответствии с индивидуальными интересами учащихся.
Таблица 3.
Продолжительность сна учащихся различных возрастных групп
Возраст, лет |
Продолжительность сна, ч |
6-7 |
12 |
8-10 |
11 |
11- 12 |
10 |
13 - 16 |
9 |
17-18 |
8 |
Фактор питания является определяющим для здоровья.
Специалистами в области питания сформулирована признанная концепция рационального сбалансированного питания. Основные положения концепции сводятся к тому, что питание должно быть по составу разнообразным и полноценным, по количеству – умеренным и по калорийности соответствовать энергетическим затратам человека. Энергетическая ценность питательных веществ различна.
Таблица 4.
Энергетическая ценность питательных веществ
Питательные вещества |
Энергетическая ценность, ккал/г |
Белки |
4,1 |
Жиры |
9,3 |
Углеводы |
4,1 |
По данным Института питания РАМН, суточный рацион питания подростков 15-16 лет должен состоять из 100-120г белков, 100г жиров и 450-500 граммов углеводов при общей калорийности пищи до 3000 ккал в сутки.
По калорийности Особую важность сбалансированное и рациональное питание приобретает в период полового созревания (12-14 лет). Физиологические изменения в организме подростка в это время сопровождаются быстрым ростом, активацией эндокринной системы, возможно также временное снижение иммунитета к инфекционным заболеваниям. Полноценное питание необходимо подростку при активных занятиях спортом, повышенной физической нагрузке.
Рациональное сбалансированное питание должно включать продукты растительного и животного происхождения, содержащие белки.
Рациональное питание подразумевает не только сбалансированный пищевой рацион, но и упорядоченный режим приёма пищи. Наиболее благоприятный режим питания –2-3 раза в сутки.
Строя свой рацион, нужно помнить о наиболее серьёзных недостатках современного питания и стремиться устранить их с помощью следующих правил:
ежедневно употреблять 1-2 стакана молока или кисломолочных продуктов, творог (30-50г) или сыр (5-10г или 10-20 г через день);
ограничить потребление соли и заменить поваренную соль на йодированную;
сочетать в рационе сливочное масло с растительным (подсолнечным, кукурузным, соевым, оливковым и др. – 10-15г в день);
ограничить потребление сахара, конфет, шоколада, жирных тортов и пирожных;
ежедневно включать в свой рацион мясо или рыбу, стремиться использовать в питании не колбасы, сосиски, сардельки, а блюда из натурального мяса;
широко использовать в питании все доступные овощи, фрукты, ягоды, соки;
стремиться к ограничению в рационе воздушной кукурузы, чипсов, сухих завтраков, прохладительных напитков, хот-догов, гамбургеров.
Итог занятия: Быстрый круг «Интересное - полезное»
Дорогие ребята! Вы хорошо поработали, а теперь ответьте на вопросы:
Какие интересные понятия вы узнали на данном занятии?
Начали ли вы формировать собственное отношение к понятию «Здоровье»?
Какие элементы алгоритма поведения вы считаете «здоровыми»?