«Формирование мотивации у обучающихся к учебной деятельности на уроках физики, математики, информатики»
«Формирование мотивации у обучающихся к учебной деятельности на уроках физики, математики, информатики» МОУ Филипповская СОШ Ковалева Т.П. Добровольская Р.В. Ивлиева О.М. .
Древняя мудрость: Древняя мудрость: Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя.
Учитель должен формировать у обучающихся соответствующую мотивацию. Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться.
Мотив Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей человека (обучающегося).
Мотивация Общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
Приемы деятельности учителя, способствующие формированию мотивации включение учеников в коллективные формы деятельности; привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки; сотрудничество ученика и учителя, совместная учебная деятельность; поощрение познавательной активности учащихся, создание творческой атмосферы; занимательность изложения учебного материала (необычная форма преподнесения материала, эмоциональность речи учителя, познавательные игры, занимательные примеры и опыты); умелое применение поощрения и наказания.
Установки учителя, способствующие формированию мотива учения. Выбор действия в соответствии с возможностями ученика Создание ситуации успеха Использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий Вера учителя в возможности ученика Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения
Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает “удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата “Личность – звено между мотивацией и ее реализацией” З. Фрейд
Значит ребенку должно быть интересно на уроке. “Мне тогда все понятно, когда интересно” Так как же сформировать его у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока. хочу могу выполняю с интересом личностно значимо каждому Если рассматривать все обучение в виде цепочки: Надо иметь в виду, что “интерес” (по И. Герберту) – это синоним учебной мотивации. то мы опять видим, что интерес стоит в центре этого построения.
Мотивация учения в рамках урока представляет собой завершенный цикл и проходит ряд этапов: от мотивации начала работы (готовность, включенность) к мотивации хода выполнения работы и затем к мотивации завершения работы (удовлетворенность или неудовлетворенность результатами, постановка дальнейших целей и т. д.) Движение по ступеням: осилил одну ступеньку – иди дальше, выше.
Приемы формирования мотивации к изучению математики «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» В. А.Сухомлинский
Приемы мотивации Апелляция к жизненному опыту детей Создание проблемной ситуации Ролевые и деловые игры Решение нестандартных задач на смекалку и логику Элементы занимательности Отражение исторического аспекта. Кроссворды, сканворды, ребусы, синквейны, творческие задания и т.п.
Стимулы для формирования мотивации к учебной деятельности Ситуация удивления Ассоциации вместо правил Презентации, творческие домашние задания Накопительная система оценок, рефлексия Доброжелательный настрой урока Благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке
6 класс Поэт Сеф в шутливой форме писал: “Кто ничего не замечает, Тот ничего не изучает, Кто ничего не изучает, Тот вечно хнычет и скучает”. А мы сегодня не будем скучать и продолжим изучать рациональные числа.
“Недостаточно овладеть премудростью, Нужно так же уметь пользоваться ею” Цицерон недостаточно знать правила, надо уметь их применять А девизом нашего урока буду такие слова: Думать - коллективно! Решать - оперативно! Отвечать - доказательно! Бороться - старательно! И открытия нас ждут обязательно!
Математика – наука древняя, интересная и полезная. Сегодня мы с вами в очередной раз убедимся в этом. Очень хочется, чтобы каждый из вас сделал для себя хотя бы небольшое, но открытие. Великий ученый, математик Лейбниц сказал: «Кто хочет ограничиться настоящим, без знания прошлого, тот его никогда не поймет…». Поэтому и нам с вами для успешной работы нужно повторить некоторые …
Я надеюсь, что этот урок пройдет интересно, с большой пользой для всех. Очень хочу, чтобы те, кто еще равнодушен к царице всех наук, с нашего урока ушел с глубоким убеждением, что геометрия – интересный и нужный предмет. Французский писатель XIX столетия Анатоль Франс однажды заметил: “Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”. Давайте последуем совету писателя на сегодняшнем уроке: будьте активны, внимательны, поглощайте с большим желанием знания, которые пригодятся вам в дальнейшей жизни.
Раскодируй Расшифровать тему урока Найди лишнее и аргументируй Разгадайте анаграмму и определите, какое слово лишнее. Что связывает оставшиеся слова между собой? Зачада гукр Варунение извененаяст
«Остров ошибок» 1. Найдите и выделите ошибку в записи а) (2а-1) * (3а +2) = 6а2 – 3а +4а + 2 = 6а2 + а +12; б) (3х-2) * (3х – 1) = 9х2 – 6х – 3х – 2 = 9х2 – 9х – 2; в) (-5х +1) * (2х-3) = -10х2 + 2х +15х + 3; г) (2а -5) * (3-4а) = 6а – 15 +8а +20а = 18а – 15; 2. Уравнение: 13 – 4x = 3(x + 2), 13 – 4x = 3x + 6, 4x – 3х = 13 – 6, x = 7. 3. Пример: 2 х 2 = 5. Доказательство: Имеем числовое тождество 4:4=5:5 Вынесем за скобки общий множитель 4(1:1)=5(1:1). Числа в скобках равны, их можно сократить, получим: 4=5 (!?). Парадокс…
Приемы мотивации Отражение исторического аспекта. Задача из трактата Архимеда «О шаре и цилиндре». «Цилиндр, в основании которого большой круг шара, а высота – диаметр этого шара, имеет объем, равный 1,5 объема, и поверхность, равную 1,5 поверхности шара». Проверьте правильность утверждения. Ассоциации вместо правил «Тригонометрией в ладони» ,8 класс
Удивляй! Всем известно, что сова-неясыть питается мышами-зерноедами. Весит сова около 250 г. Как вы думаете, сколько она способна сохранить за свою жизнь зерна? 50 тонн зерна
Формирование мотивации на уроках физики Разноплановые уроки – стандартные уроки, лабораторные, конференции по темам. Проблемные ситуации. Участие ребят в проведении экспериментов. Как показал опыт, именно знания, полученные «руками» откладываются лучше всего. Работа в группах. Ученики, решившие наиболее сложные задачи, объясняют их ученикам послабее. Ведение обучающих самостоятельных работ. Мини-проекты. Применение компьютерных технологий Использование интересных познавательных ситуаций и вопросов. Экспериментальные домашние задания.
Решение конкретной задачи Не может - не хочет Хочет - не может Может - не хочет Может - и хочет инструктирование наставничество мотивация делегирование полномочий Результат
Если бы размер молекулы увеличить до размера точки в конце предложения в книге, то толщина человеческого волоса стала бы равна 40м, Если бы размер молекулы увеличить до размера точки в конце предложения в книге, то толщина человеческого волоса стала бы равна 40м, а человек, стоя на поверхности Земли, упирался бы головой в Луну !
Отсроченная отгадка Формула 1: в начале урока учитель даёт загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе с новым материалом Формула 2: загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с её новое занятие.
Рассчитать высоту на которую может подняться человек, используя энергию съеденного бутерброда Рассчитать высоту на которую может подняться человек, используя энергию съеденного бутерброда (кусок хлеба с маслом). (4000 метров)
Практичность теории Формула: введение в теорию осуществлять через практическую задачу, полезность которой очевидна ученикам.
Ну-с, так едет наш Иван Ну-с, так едет наш Иван За кольцом на окиян. Горбунок летит, как ветер, И в почин на первый вечер Верст сто тысяч отмахал И нигде не отдыхал. Сказка «Конек-Горбунок» С какой скоростью ехал Конек-Горбунок?(1,4км/c) Саз за это время он сможет обогнуть земной шар? (2,5 раза)
Методическая ценность приемов активное включение свобода выбора деятельности системность знаний и умений проблема, исследование каких – либо фактов развитие математической “зоркости», внимания
Выводы: Использование современных педагогических технологий способствует развитию коммуникативной компетенции, творческой активной личности. Мотивация – один из факторов успешного обучения учащихся на уроках. Снижение мотивации-снижению успешности и эффективности обучения.
Заключение Учебная мотивация современного школьника и процесс ее развития неразрывно связан с факторами успешности учения. Главная задача мотивации учения - организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности.
Формирование высокой мотивации ученика способно дать превосходный результат в обучении. Бывает, что менее способные ученики достигают в обучении больших успехов, чем более способные, но менее мотивированные. Формирование высокой мотивации ученика способно дать превосходный результат в обучении. Бывает, что менее способные ученики достигают в обучении больших успехов, чем более способные, но менее мотивированные.