Статья на тему: «Организация работы с обучающимися, имеющими повышенную мотивацию к учебной деятельности на уроках математики»

0
0
Материал опубликован 6 February 2018 в группе
 

Организация работы с обучающимися, имеющими повышенную мотивацию к учебной деятельности на уроках математики.

Астахова Елена Александровна

учитель математики МБОУ «СОШ №25» г. Калуги.

Аннотация.

Статья посвящена проблеме детской одаренности. Рассмотрены направления работы с обучающимися, имеющими повышенную мотивацию к учебной деятельности на уроках математики. Обобщен опыт учителя, работающего в направлении по поддержке познавательного интереса у всех обучающихся и организации работы со способными учениками.

Ключевые слова: мотивация, одаренные дети, математика, подходы в работе, направления работы, расширение пространства урока.

Вся наша жизнь зависит от того, из какой школы мы вышли.

Ю. В. Катин-Ярцев

В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить. Сократ

   В условиях модернизации современной российской системы образования, концепции математического образования проблема выявления и развития детей с повышенной мотивацией приобретает особую актуальность. Данный социальный заказ направляет педагогическую деятельность в русло активной деятельности с детьми названной категории и требует пересмотра системы поддержки и развития способных учеников.

 Проблема детской одаренности в нашей стране имеет государственное значение, поэтому не случайно сегодня уделяется особое внимание различным программам, направленным на развитие способностей детей, на создание в учреждениях образования условий для развития одаренности. Актуальность выдвинутой проблемы состоит в том, что необходимо уделять большое внимание своевременному выявлению учащихся с признаками одаренности, основываясь на наблюдении педагога, на создании развивающей среды, которая бы стимулировала положительные изменения в развитии личности ребенка. Реализация креативного потенциала личности является насущной потребностью сегодняшнего дня, социальным заказом современности.

Поиск средств и методов обучения для развития познавательных и творческих способностей школьника является важнейшей тенденцией современного образования.

В связи с тем, что именно процесс обучения математике формирует у учащихся умение думать, практически осмысливать и оценивать происходящее, отстаивать свои мысли и идеи, т.е. рационалистический стиль мышления, становится понятной важная роль такого предмета, как математика.

Выдающийся швейцарский педагог И.Г.Песталоцци утверждал, что знание математики позволяет более правильно воспринимать окружающий мир, находить истину, избегать искажений и предрассудков, укреплять здравый смысл. Он отмечал не раз, что обучение математике чрезвычайно существенно и для улучшения экономического развития страны, и для подъема благосостояния народа. «Умение правильно видеть и слышать – первый шаг к мудрости, а счет – то естественное начало, которое в поисках истины оберегает нас от заблуждений; это тот столп, на котором покоится наше благосостояние, которым одарит сынов человеческих разумная и расчетливая жизнь».

Математика – метод и язык познания окружающего мира. Исходя из этого, учителю необходимо понимать, что математике нужно научить каждого ученика, различие может быть только в объеме изучаемого материала. Но очень важно создание условий для выявления, развития и реализации способностей одаренных и высокомотивированных детей.

Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи - самая важная в сфере образования. Вопросы педагогической работы с детьми, показывающими особые, выдающиеся способности и достижения в той или иной сфере деятельности, в настоящее время привлекают все больше внимания. Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагога состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и, соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания, - это дети, имеющие повышенную мотивацию к изучению математики.

Уже в пятом классе необходимо выявлять способных учеников, вести «особенную» работу с ними, развивать математические способности и «подогревать» интерес к математическому творчеству. Считаю нужным поддерживать познавательный интерес к предмету не только у детей, имеющих повышенную мотивацию к изучению математики, но и у всех обучающихся с целью пополнения рядов способных учеников. В связи с этим работа проводится в двух направлениях: поддержка познавательного интереса у всех обучающихся и организация работы со способными учениками.

Работа с учащимися, имеющими высокую мотивацию обучения, требует от педагога усиленной подготовки, каждодневного кропотливого труда по развитию личности ребёнка. Учитель работает не только на развитие специальной интеллектуальной одарённости ученика, но и на развитие олимпиадного движения. При работе с учащимися, имеющими высокую мотивацию к обучению, учитель использует личностно-ориентированный, дифференцированный подходы в обучении, вовлекает учащихся в исследовательскую работу, побуждает выдвигать идеи, анализировать литературу и материалы сети Интернет.

Планируя занятия, наполняя их определенным содержанием, всегда ориентируюсь на мысль Л.С.Выготского, о том, что ориентироваться нужно не на уже достигнутый ребенком уровень развития, а немного забегать вперед, предъявляя к его мышлению требования, несколько превышающие его возможности, то есть не на уровень актуального, а на зону ближайшего развития. Всюду, где только возможно, будить мысль ученика, развивать активное, самостоятельное и – как высший уровень – творческое мышление. Главная особенность развития системы школьного математического образования – ориентация на самую широкую дифференциацию обучения математике. Такая дифференциация должна удовлетворять потребностям каждого, кто проявляет интерес и способности к математике, дав ему все возможности для их развития.

А начинается эта работа с расширения пространства урока. Для этого использую

1) современные педагогические технологии:

• технология развития критического мышления через чтение и письмо;

• проектно-исследовательская технология обучения;

• технология сотрудничества;

• информационно-коммуникационные технологии;

• здоровьесберегающие.

2) нетрадиционные формы организации урока:

дидактические игры

уроки фантазии

уроки-путешествия

уроки общения


 

3) дифференцированное обучение и индивидуализацию

Суть состоит в изменении организации образовательного процесса, при котором уменьшается время совместной работы учителя и учащегося. Самостоятельная деятельность позволяет организовать процесс обучения на основании принципа индивидуальности. Это значит представление учащимся выбора уровня, объема, содержания предметного знания; выбора информационного источника для усвоения выбранного объема знаний (учебника, дополнительной литературы…); выбора способа учения в соответствии с индивидуально-личностными характеристиками (тип мышления, соционический тип, особенности памяти и т.д.); использование темпа продвижения по теме, соответствующего личностным характеристикам; выбор формы, вида и времени контроля по согласованию с учителем.

В организации обучения на основе индивидуализации выделяю несколько этапов: подготовительный, процессуальный, рефлексивный.

Подготовительный этап предполагает деятельность учителя:

• проведение диагностики учащихся, а перед этим подбор методик диагностирования предполагаемых параметров;

• определение тем для изучения в курсе;

• подготовка дидактического материала;

• разработка содержания эталона контроля, контрольных срезов;

• подготовка информационного листа для учителя;

• подготовка листа учета за деятельностью учащихся;

• подготовка путеводителя по теме.

Процессуальный этап. Здесь учитель знакомит учащихся с организацией деятельности, предоставляет алгоритм проведения, осуществляет консультирование, контроль, оценку знаний.

При обучении математике индивидуализация обучения характеризуется изменением ролевых функций. Учитель выступает как организатор самостоятельной учебной деятельности, «дирижер» эффективного общения учащихся друг с другом, отдельного учащегося с группой, учащегося с учителем, группы с учителем. Групповая работа сочетается также с фронтальной формой организации обсуждения результатов с учащимися всего класса.

Использование при контроле заданий разного уровня сложности позволяет достичь естественной дифференциации, помогающей установить уровень усвоения знаний каждым конкретным учащимся в данный период процесса обучения, объективно оценить их возможности, заинтересовать в решении более сложных заданий, дать дополнительную мотивацию к расширению своего кругозора. Образовательный процесс строится таким образом, чтобы создать условия для заинтересованной самостоятельной деятельности каждого ученика. Поэтому методика преподавания максимально адаптирована к индивидуальным особенностям учащихся.

По окончании проведения занятий для учителя обязателен рефлексивный этап, на котором осмысливаются результаты и намечаются пути дальнейшей коррекции. Учащийся находится в позиции самостоятельного принятия решения, постоянная такая деятельность позволяет решать проблемы воспитания ответственности за свою собственную жизнь, подготовки к жизнедеятельности после окончания учебного заведения.

4) использование межпредметных связей . Межпредметные связи повышают интерес к предмету, дают возможность применять изученный программный материал в реальных условиях. В жизни нет отдельно математики, физики, биологии, географии – мир в комплексе.

5) создание ситуации успеха и сотрудничества. Главный принцип – доброжелательное отношение к каждому. Все ученики способные. Все мы разные: у кого-то получается лучше одно, у кого-то – другое. На уроке всегда теплая атмосфера, благополучная для развития. Не скуплюсь на похвалу, если она заслужена. Учитывая, что одобрение учителя повышает самооценку, стараюсь отмечать даже малейший успех публично, а вот критические замечания – только наедине. Моделируя отношения партнёрства и взаимопомощи, способствую успешности школьников.

6) формирования познавательных интересов. Для повышения мотивации к учебной деятельности использую различные приемы. Содержание материала: новизна, практическая значимость, историзм; современные достижения науки. Организация деятельности: проблемное обучение, практические работы исследовательского характера, творческие работы, проектная деятельность, специальные приемы. На мотивационном этапе использую следующий материал: исторические задачи, легенды, сведения из истории по данной теме, решение задач с практическим содержанием, с использованием межпредметных связей, проведение исследовательских и практических работ с использованием моделей, чертежей, таблиц и т.п., решение задач, требующих расширения знаний по теме, математические фокусы, задачи занимательного характера. При подборе материала для мотивации темы урока учитываю, в каком классе будет проводиться урок. Оформляю интересный материал на карточках, которые затем систематизирую по параллелям и темам. Чаще всего достаточно отметить на карточке источник информации (тему, книгу, страницу), если книга из личной библиотеки. После прохождения определенной темы даю ребятам нестандартные домашние задания: кроссворд, рисунок, сочинение на тему «Почему мне лично нужна или не нужна математика». Прошу писать только о себе, о своих планах, чувствах и мнениях. Потом мы обсуждаем на уроке то, что узнали из сочинений. На уроках математики я использую ряд упражнений и педагогических приёмов, позволяющих формировать и развивать мотивацию. Эти упражнения могут быть использованы и на других предметах.

Формы и методы работы, которые позволяют формировать творческую личность с высокоразвитым математическим мышлением, очень разнообразны. Задача учителя – выбрать наиболее оптимальные из них, с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Но главная задача каждого урока математики должна заключаться в том, чтобы показать силу математической мысли, убедить учащихся в том, что «математика красива простотой своей», а умение находить простое решение сложной задачи – это искусство. И тогда ребята будут учить математику, прежде всего затем, «что она ум в порядок приводит».

Возможны два подхода к организации работы с детьми, увлекающимися математикой.

Первый подход применяется в том случае, когда группа многочисленна и разбита на секции. Они могут быть следующими:

- учебно-исследовательская (учащиеся занимаются исследованиями, готовят себя к написанию рефератов);

- конструкторская (изготовление наглядных пособий, моделей, приборов для кабинета математики, электронных презентаций и проектов);

- оформительская (подготовка и выпуск классных и школьных математических газет, различного оформления по подготовке к олимпиадам, вечерам и другим мероприятиям);

- любителей решения задач (решение задач, проведение конкурсов, олимпиад и т. п.).

Этот подход может быть реализован в школе, когда на параллели создается ряд секций, и каждой из них будет руководить учитель математики. В данной ситуации работу можно планировать для каждой секции отдельно. Но иногда полезно проводить и заседания нескольких секций одновременно (например, при проведении общешкольных мероприятий по математике). Для меня такой подход очень удобен, так как веду уроки математики в двух пятых классах и во всех шестых.

Второй подход применим при малом числе учащихся. В этом случае секцию невозможно организовать, а интересы учащихся все же разнообразны. Поэтому надо проводить занятия в разных формах.

Применяю и такие формы проведения занятий:

- конкурсы по решению математических задач, олимпиады, игры;

- заслушивание рефератов, защита электронных проектов и презентаций;

- разбор заданий районной олимпиады;

- анализ ошибок;

- решение задач на разные темы (чаще при подготовке к олимпиадам, конкурсам, на повторение);

- изготовление моделей для уроков математики;

- просмотр видеофильмов, кинофильмов по математике.

Важным считаю подготовку к занятиям и самого учителя.

Стимулирование и контроль осуществляется на основе рейтинговой системы (с формирующей оценкой), которая складывается из показателей урочной, внеурочной и социальной деятельности учащегося. Рейтинг подводится в формате таблицы. Показатели по разным направлениям выражаются в баллах и суммируются. На основе полученных данных формируется портфолио обучающегося. Итоговый рейтинг портфолио позволяет определить претендентов на звание «Ученик года».

Ограничения и запреты:

• нельзя сравнивать результаты учащихся между собой, нужно грамотно выстраивать зоны ближайшего личностного развития каждого;

• нельзя наказывать в любой форме за отрицательный результат;

• нельзя подменять деятельность учащегося деятельностью наставника;

• нельзя принимать решения, не согласовав их с учащимся;

• нельзя запрещать сомневаться, может быть даже в очевидных выводах.


 

Ожидаемые результаты в работе с одаренными детьми:

развитие познавательных интересов и активизация исследовательской деятельности учащихся;

создание комфортной образовательной среды для реализации потенциальных возможностей каждого школьника;

повышение самостоятельности учащихся и осознанный выбор дальнейшего обучения;

увеличение количества способных детей, адекватно проявляющих свои

интеллектуальные или иные способности;

повышение ИКТ-компетентности учащихся;

положительная динамика успеваемости;

повышение качества образования и воспитания школьников в целом;

положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад,

фестивалей, творческих выставок, соревнований различного уровня по математике;

повышение уровня психолого-педагогического сопровождения обучающихся, имеющих повышенную мотивацию к учебной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности;

повышение позиции математики в рейтинге предметов;

положительная динамика результатов по ГИА.


 


 


 


 

Литература.

Статья "Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми" [электронный ресурс] – Режим доступа: http://pedsovet.su/load/138-1-0-8323

  1. Пуклицкая И.В. «Работа с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности» [электронный ресурс] – Режим доступа: http://kur-mok.ru/obychenie/metod-kopilka/40-metodicheskij-sovet/96-lrabota-s-uchashhimisya-imeyushhimi-povyshennuyu-motivacziyu-k-uchebno-poznavatelnoj-deyatelnostir.html  http://school-collection.edu.ru/ http://festival.1september.ru/

    Федеральный государственный образовательный стандарт ,2011

    Волков И.П. Много ли в школе талантов. — М., 1989.- 56 с.

    Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991. – 79 с.

    Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971. – 279 с.

    Пидкасистый П.И. Педагогика: учебное пособие для студ. пед. вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 608с.

    Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: М.1984 – 171 с.

    Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студ. Высших учебных заведений – 2-е изд. стериотип. – М.: изд. центр «Академия», 2003– 576с.

    Цьпкин А.Г., Пинский А.И. Справочник по методам решения задач по математике для средней школы, - М: Наука, 1989 г.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации