Формирование навыка анализа текста на уроках литературного чтения в начальной школе
Формирование навыка анализа текста
на уроках литературного чтения в начальной школе
Литературное чтение — один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему и литературному развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность не только обучения по другим предметам начальной школы, но и самообразования.
Цель курса литературного чтения — литературное развитие и становление культурного поля ребенка в процессе активной культуросообразной деятельности.
Достижение этой цели требует решения следующих задач:
-формирование ценностных ориентиров, обогащение нравственного опыта младших школьников в процессе общения с искусством;
-формирование толерантности, развитие способности к диалогу;
- совершенствование всех видов литературной и речевой деятельности; овладение системой читательских, литературно-творческих, библиографических и информационных умений;
-овладение языком словесного и других искусств;
-усвоение начальных литературоведческих, библиографических знаний;
-овладение приемами анализа текста;
- усвоение метапредметных понятий;
- овладение универсальными учебными действиями; расширение читательского кругозора, приобретение опыта читательской, литературно-творческой, эстетической деятельности;
- развитие художественного вкуса;
-развитие эмоций, воображения, мышления как основных сфер читательского восприятия;
-овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников. Основной метод развития речи — литературное творчество учащихся. Литературное творчество — метод, основанный на представлении о речи как о творческом процессе. Цель литературного творчества не только развитие речи, но и познание мира, «оттачивание» своих мыслей, чувств, переживаний в процессе поиска Слова.
Анализ текста художественного произведения: определение темы, проблемы, прослеживание развития конфликта, оценка поступков героев, выявление эмоций, взаимоотношений героев, оценки автора, сравнительная характеристика героев, определение роли пейзажа, портрета, интерьера, освоение художественной идеи. Формулирование вопросов к тексту. Выбор приемов анализа текста из предложенных. Использование разных способов толкования значения незнакомых слов: по контексту, с использованием словарей и справочной литературы. Рассказ от лица персонажа. Сопоставительный анализ литературных произведений. Диалог литературного произведения и произведений других видов искусства (музыка, изобразительное искусство, мультипликация, кино).
На уроках литературного чтения в начальной школе особенно важно формировать умение анализировать тексты. Этот навык поможет школьникам не только лучше понимать прочитанное, но и развивать критическое мышление, аналитические способности и литературное восприятие.(1)
Постановка целей
Перед началом работы над текстом необходимо определить цели анализа. Это могут быть выявление главной мысли произведения, характеристика персонажей, анализ композиции, изучение языковых особенностей и т.д.
Для этого на уроках используются планы в виде рабочего листа, картотека характеристик, можно подготовить и «Паспорт литературного героя». Конечно, эти приёмы будут использоваться не с первого урока и не в первом классе. Сначала задаются вопросы, которые определяют уровень владения языком, чтобы ориентироваться на тот минимум знаний, который имеет ученик. Для привития грамотной речи, ученику предъявляют требования к речи, образцом которого является учитель. Далее на уроках используем различные картотеки характеристик. Читая эти примеры, ученик решает несколько задач: учиться читать и запоминать слова и их написание, расширяет свой словарный запас, учиться находить синонимы и антонимы к данным характеристикам. Эти образцы с характеристиками вклеиваются в специальную тетрадь, чтобы ученик имел всегда перед собой эту запись, а также мог её использовать на других уроках, требующих эти знания. Каждый год характеристики пополняются, словарный запас расширяется, а ученик уже уверенно анализирует произведение.
Понимание содержания
Первым шагом анализа текста является понимание его содержания. Ученик должен ответить на вопросы о сюжете, об основных героях, о моральных ценностях произведения. Для это проводится комплекс заданий, где используются различные принципы (наглядность, словесный образ, музыкальное сопровождение) и методы(беседа, слушание , проблемное изложение и пр.) Работа может строится как индивидуально, так и фронтально, также можно использовать и групповую форму.
Анализ языковых средств
Далее следует изучение языковых средств, использованных автором. Это может быть изучение лексики, фигур речи, стилистических особенностей.
Обсуждение и интерпретация
После того, как ученик проанализировал текст, важно обсудить его, высказать свое мнение, поделиться впечатлениями. Также важно научить детей искать глубинный смысл произведения, делать выводы, проводить аналогии с реальной жизнью.
Заключение
Формирование умения анализировать текст на уроках литературного чтения в начальной школе играет важную роль в развитии у школьников критического мышления, литературного вкуса и обогащении их внутреннего мира. Этот навык пригодится им не только в школьной жизни, но и в дальнейшем образовании и личной карьере.
Приведу пример рабочего листа к уроку литературного чтения. (Приложение 1).Ученики заполняют по мере работы с этим листом, используя те характеристики (Приложение 2, 3), которые считает нужными и правильными.
В ходе анализа ученики дополняют или исправляют рабочий лист, который потом служит для самостоятельной подготовки к домашнему заданию.
Приложение 1
Приложение 2
2 класс
Беспечный | Подлый |
Доверчивый | Равнодушный |
Добрый | Самолюбивый |
Жадный | Смелый |
Жестокий | Трусливый |
Злобный | Трудолюбивый |
Ленивый | Храбрый |
Милый | Целеустремлённый |
Находчивый | Упрямый |
Осторожный | Честный |
Отзывчивый | Упрямый |
Приложение 3
3-4 класс
Список литературы
1. Воюшина, М. П. Литературное чтение. 1–4 классы : методическое пособие для учителя : / М. П. Воюшина, Н. Н. Чистякова. — М. : Просвещение, 2021. — 223,