Статья «Формирование навыков самостоятельной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения»
Валеева Ф.Ф.
МБОУ «СОШ № 55 г. Челябинска», г. Челябинск
Учитель начальных классов первой категории
Мокляк Д.С.
МБОУ «СОШ № 55 г. Челябинска»
Учитель математики первой категории
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
FORMATION OF SELF-STUDY SKILLS AMONG PRIMARY SCHOOL STUDENTS DURING LITERARY READING LESSONS
Аннотация. В статье рассматриваются методы и приемы формирования навыков самостоятельной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения. Автор делится практическим опытом использования различных видов заданий, направленных на развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся. Представлены конкретные примеры карточек-заданий для разных классов, способствующих формированию навыков работы с текстом.
Abstract. The article discusses methods and techniques for forming self-study skills among primary school students during literary reading lessons. The author shares practical experience in using various types of assignments aimed at developing cognitive activity and independence among students. Specific examples of task cards for different grades are presented, which contribute to the formation of text-working skills.
Ключевые слова: самостоятельное чтение, литературное развитие, познавательная активность, работа с текстом, развитие навыков чтения.
Keywords: independent reading, literary development, cognitive activity, text work, reading skills development.
Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся младшего школьного возраста возможно при условии правильной организации учебного процесса, учитывающего индивидуальные особенности каждого ребенка.
Литературное чтение как учебная дисциплина играет ключевую роль в приобщении учащихся к искусству слова и формировании навыков осмысленного чтения.
В практике преподавания используются следующие формы работы:
задания по карточкам с пропусками слов,
карточки для подготовки к пересказу,
задания с использованием цветных карандашей,
карточки для восстановления последовательности событий,
вопросы для сжатого пересказа,
маршрутные листы для групповой работы.
В современных условиях, когда наполняемость классов достигает 30 и более учащихся, формирование техники чтения становится сложной задачей. Однако ещё более важным и трудоёмким процессом является воспитание вдумчивого читателя, способного не просто декодировать текст, но и эмоционально откликаться на прочитанное.
В таком случае педагогическая деятельность должна быть направлена на создание такой образовательной среды, где процесс чтения становится инструментом многогранного развития личности. Литературное образование должно не только вооружать учащихся базовыми знаниями по теории литературы, но и оказывать комплексное воздействие на их развитие: формировать эстетический вкус, совершенствовать речевую культуру, развивать интеллектуальные способности и воспитывать эмоциональную восприимчивость.
Методическая грамотность каждого урока литературного чтения является непременным условием достижения поставленных целей. Особое внимание уделяется формированию навыков самостоятельной работы, которые позволяют учащимся: осваивать различные методы работы с текстом, эффективно использовать учебные пособия, развивать критическое мышление и учиться осмысленно воспринимать информацию. В процессе обучения дети под руководством педагога осваивают важные умения: анализировать прочитанное, наблюдать и делать выводы, развивать навыки устной речи и применять полученные знания в новых условиях. Для эффективного формирования навыков самостоятельной деятельности на уроках литературного чтения активно используются карточные технологии. Они позволяют индивидуализировать обучение и обеспечить дифференцированный подход к каждому ученику.
Рассмотрим специальные дидактические материалы, способствующие углублённому пониманию поэтического текста, используемые при изучении темы «Рифма», когда учащимся предлагаются задания, направленные на развитие: образного мышления, поэтического слуха и творческих способностей. В рамках организации процесса обучения учитель может использовать, например, задание следующего вида:
Л. Татьяничева Помедли, осень, не спеши Разматывать свои_____________, Свои туманы расстилать На зыбкую речную ______________. Помедли, осень, покажи Мне желтых листьев _____________, Дай убедиться, не спеша, Как тишина твоя _____________ И как бездонна неба синь Над жарким пламенем ______________…
Слова для справок: виражи, осин, гладь, свежа, дожди
|
В рамках формирования репродуктивно-продуктивных речевых навыков и развития монологической речи обучающихся применяется методика дидактического структурирования текстовой информации посредством карточной технологии.
Данный подход предполагает использование специально разработанных дидактических материалов в форме деформированных предложений, где учащимся предлагается осуществить смысловое достраивание текстового фрагмента.
Такая форма работы способствует: развитию текстообразующих способностей учащихся, формированию навыков смыслового прогнозирования, совершенствованию речевой компетенции, активизации мыслительных операций при работе с текстом, развитию самостоятельного текстового конструирования.
Например, при изучении темы: «Библиотеки» в рамках изучения предмета Литературное чтение во 2 классе, используются карточки со следующим содержанием:
1. Созданы библиотеки для того, чтобы собирать
|
|
2. Библос означает
|
|
3. Теке означает
|
|
4. Библиотеки впервые появились в
|
|
5. Первой библиотекой считается коллекция глиняных
|
|
6. Древнейшие книги - ящик с
|
|
7. Самой крупной библиотекой считается
|
|
В процессе диагностики осознанности чтения применяется методика визуальной маркировки текстовой информации с использованием цветового кодирования.
Данная диагностическая техника предполагает применение дидактических карточек с интегрированным элементом графической дифференциации, где учащимся предлагается осуществить цветовое маркирование структурных компонентов текста (начала и конца смысловых отрезков) единым цветовым маркером.
Такой подход позволяет: визуализировать процесс чтения, развивать навыки смыслового анализа текста, формировать умение определять структурные элементы произведения, диагностировать уровень текстовосприятия учащихся и развивать визуально-пространственные представления.
Методическая реализация данной техники способствует эффективному формированию когнитивных стратегий работы с текстом и обеспечивает объективную оценку качества осознанного чтения.
Например, при изучении произведения Л.Н. Толстого «Филипок» обучающимся предлагается с помощью цветных карандашей закрашивать одним цветом начало и конец фразы из произведения:
Школа была
|
выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок. |
Когда Филипп шёл по своей слободе,
|
споткнулся и упал. |
Но когда он вышел к чужим дворам
|
за селом у церкви |
Филипок стал кричать,
|
и сказал: «Куда ты, пострелёнок, один бежишь?» |
Вышел мужик, отогнал собак
|
подобрал полы и пустился бежать во весь дух.
|
Филипок ничего не сказал,
|
собаки не трогали его, они его знали. |
В процессе аналитической работы с литературным произведением А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» учащимся предлагается выполнить дидактическое задание на установление смысловых соответствий:
1. Где жил старик со своей старухой?
2. Что обещала золотая рыбка?
3. Как поступил старик с рыбкой?
4. Что старуха попросила в первый раз?
5.Что старуха попросила во второй раз?
6. Как выглядел новый дом?
7. Кем захотела стать старуха?
|
___ Отпустил он рыбку золотую.
____Хоть бы взял ты с неё корыто.
____ Перед ним изба со светёлкой, С кирпичной, белёною трубою, с дубовыми, тесовыми воротами. ______У самого синего моря.
____ Откуплюсь, чем только пожелаешь.
_____ Хочу быть столбовою дворянкой.
_____ Поклонись ей, выпроси уж избу. |
В работе с учащимися, демонстрирующими высокий уровень читательской компетенции, применяется специализированная дидактическая методика, основанная на использовании структурированных карточек, которые способствуют совершенствованию аналитико-синтетических операций при работе с текстом и развитию нарративного мышления у учащихся, например, при изучении произведения Ю. Ермолаева «Два пирожных»:
Вокруг меня пальмы, тропические лианы, попугаи. |
Но Оля решила так «Сначала помогу, а потом весь вечер лепить буду». |
Она сказала, что ещё неизвестно, когда ты вернёшься из Африки |
Что же ты не идёшь, мы с мамой почти всю посуду перемыли. |
В это время старшая сестра, Наташа, читала книгу о путешествиях по Африке, |
Я путешествую сейчас по долине реки Конго |
Немного погодя Оля вернулась в комнату за Наташей |
А пирожное с кремом может испортиться |
Мыть посуду им не хотелось. |
Закрывая книгу, проговорила Наташа. |
А меня здесь нет, - не отрываясь от книги, проговорила Наташа |
«Помогите мне, дочки , вымыть посуду». |
Ну вот я и дома |
и она перевернула страницу. |
Мама вошла в комнату и сказала: |
А младшая, Оля, лепила из пластилина крендельки и булочки. |
Рассмотрим ещё один вариант применения дидактических материалов — работу с карточками, направленную на формирование у учащихся умения выстраивать хронологическую последовательность событий художественного произведения на примере Русской народной сказки «Лиса и журавль»:
|
Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать. — Куда ж ты? — сказал тетерев. — Ведь нынче указ, собаки не тронут. — А кто их знает! — сказала лиса. — Может, они указ не слыхали. И убежала.
|
|
Тетерев сказал: — Боюсь я сходить на траву. Нам птицам опасно ходить по земле. — Или ты меня боишься? — сказала Лисица
|
|
- Вот это хорошо, — сказал тетерев, — а то вот собаки бегут; кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.
|
|
Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит: — Здравствуй, Тетеревочек, мой дружочек! Как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать. — Спасибо на добром слове, - сказал Тетерев. Лисица притворилась, что не расслышала и говорит: — Что говоришь? Не слышу. Ты бы, Тетеревочек, мой дружочек, сошел на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу |
|
— Не тебя, так других зверей боюсь, — сказал Тетерев. — Всякие звери бывают. — Нет, Тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают. |
В рамках изучения произведения А.И. Куприна «Слон» (4 класс) разработана система направляющих вопросов для формирования навыков сжатого пересказа для детей с низким уровнем чтения для пересказа. Методическая основа работы строится на анализе сюжетной линии, где центральной фигурой выступает больная девочка Надя:
4 класс. Сжатый пересказ произведения «Слон» А. И. Куприн Маленькая девочка не здорова. Какой совет дал доктор родителям Нади? Что предлагала мама своей дочери? В каком состоянии находилась девочка? Кого увидела во сне Надя? Какого слона принёс папа для дочери? Обрадовалась ли девочка игрушке? Куда собрался отец? Как договорились привести слона? Какие условия создали в доме для слона? Как провели время вместе слон и Надя? |
В процессе освоения фольклорного материала на уроках литературного чтения реализуется кооперативная модель обучения, предполагающая активное взаимодействие учащихся в рамках проектной деятельности.
Методическая основа работы строится на использовании маршрутных листов, которые позволяют: структурировать процесс изучения сказки, развивать навыки самостоятельной работы и формировать умения коллективного взаимодействия.
На примере русской народной сказки «Гуси-лебеди» учащиеся осуществляют комплексную работу с текстом, включающую следующие компоненты:
1) хронологический анализ — нумерация событий в соответствии с развитием сюжета;
2) проблемно-поисковая деятельность — составление вопросов к ключевым эпизодам;
3) визуальная интерпретация — соотнесение текстового содержания с иллюстративным материалом;
4) художественное воспроизведение — практика выразительного чтения;
Образовательные результаты данной методики включают: развитие навыков смыслового анализа текста, формирование умений текстовосприятия, совершенствование коммуникативных компетенций, развитие критического мышления и освоение техник групповой работы.
Такой подход способствует не только глубокому пониманию содержания произведения, но и формированию важных метапредметных навыков, необходимых для успешного обучения в дальнейшем, а также создаёт прочную основу для дальнейшего успешного обучения и личностного развития учащихся, способствуя формированию целостной картины мира и развитию ключевых компетенций XXI века.
Карточка-задание по русской народной сказке «Гуси-лебеди» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Методическая гибкость данной технологии позволяет адаптировать дидактические материалы к широкому спектру литературных произведений. Особенно эффективно использование карточек при работе с учебными пособиями, содержащими структурированный материал, направленный на: развитие навыков текстологического анализа, формирование критического мышления и совершенствование самостоятельной работы с текстом.
Педагогическая ценность данного подхода заключается в следующем:
1) когнитивное развитие учащихся происходит через: систематическое обращение к тексту, развитие навыков внимательного чтения и формирование умения работать с информацией;
2) мыслительная деятельность активизируется посредством: поисковой активности, аналитической работы и логического осмысления материала;
3) личностное развитие обеспечивается за счёт: формирования самостоятельности мышления, развития исследовательских навыков и совершенствования умения принимать решения.
Практическая значимость метода проявляется в том, что: учащиеся учатся работать с текстом осознанно, развивается способность к самостоятельному поиску информации, формируется устойчивый интерес к чтению и совершенствуется умение анализировать прочитанное.
Таким образом, карточный метод становится эффективным инструментом формирования читательской грамотности и развития метапредметных компетенций учащихся, способствуя их всестороннему развитию и подготовке к дальнейшему обучению.
Список литературы
1. Рождественская, Р.Л. Урок литературного чтения в современной начальной школе : учебно-методическое пособие / Р. Л. Рождественская ; Белгородский государственный национальный исследовательский университет. - Белгород : Белгородский государственный национальный исследовательский университет, 2024. - 94 с.
2. Методика обучения русскому языку и литературе в начальной школе : учебно-методический комплекс по дисциплине : учебное пособие / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова" ; составители А. Н. Карамчаков, М. Л. Мальчевская. - Абакан : Изд-во Хакасского гос. ун-та, 2021. - 145, [1] с.
3. Литературное чтение в начальной школе : Метод. рекомендации / [Сост. О.Ф. Талаш]. - Калининград : Калинингр. кн. изд-во, 2001. - 120, [1] с.
8