Методические указания и рекомендации «Развитие нравственных качеств младшего школьника посредством внеурочной деятельности общекультурной направленности»

2
0
Материал опубликован 10 May 2019
В современных научных трудах широко рассматривается проблема формирования духовных, нравственных ценностей и ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте.

Для того, чтобы младший школьник понимал, в чем заключается нравственность, педагогу следует применять на занятиях методы и приемы, познакомить с классической и современной литературой, без которой невозможно полноценное развитие личности, так как в дальнейшем дети должны сами развивать в себе моральные ориентиры.

Но на уроке не всегда можно осуществить что-то задуманное, поэтому в этом педагогу поможет реализация внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности.

Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения начальной образовательной программы, на формирование и реализацию индивидуальных склонностей, способностей и интересов учащихся в разных видах деятельности [1].

Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (личностных, метапредметных. предметных) обучающимися 1-4-х классов [3].

Занятия внеурочной деятельностью значительно отличаются и требуют от педагогов владения современными технологиями воспитания, например таких как: технологией диалога, педагогических ситуаций, игровыми технологиями. Следует помнить, что внеурочная деятельность, строится на условиях добровольного участия, активности и самостоятельности детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что внеурочная деятельность важна в процессе обучения ребенка младшего школьного возраста. Она осуществляется в формах, отличных от классно-урочной (отличается формами, проведением, временем), соединяет в себе все виды деятельности (кроме классно-урочной) и строится на добровольном желании и на индивидуальных возрастных особенностях учащихся. Внеурочная деятельность организуется с классом, группой обучающихся для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге, поэтому благодаря внеурочной деятельности педагог может улучшить условия для развития ребенка и при этом выявить у детей потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать. Рассмотренные виды, принципы и направления внеурочной деятельности доказывают, что использование внеурочной деятельности позволяет детям узнавать и совершенствовать свои личностные качества.

Нравственные качества нужно формировать уже в младшем школьном возрасте.

Младший школьный возраст – это период, когда ученик готов интенсивно приобретать социальные знания. Поэтому современное образование должно представлять собой социокультурный институт, где будет происходить создание воспитывающей среды, чтобы «развитие достигло содержательной полноты и становилось актуальным для самого обучающегося, когда соединится с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора».

В таком случае задачи учителя – не только сообщать знания, но и повышать познавательную активность и трудолюбие учащихся. Задачи ученика – учиться, развивая у себя ценные черты характера и личности.

Следовательно, педагог может помочь ребенку осознать, насколько важны нравственные, духовно - нравственные и морально - нравственные ценности в его жизни. Таким образом, все эти компоненты формируются в понятии нравственность.

Мы пришли к выводу, что нравственность регулирует чувства, желания и поведение человека в соответствии с моральными принципами определенного мировоззрения. Она не исчерпывается обычаями и традициями, её нормы и принципы получают идейные обоснования и выражения прежде всего идеалов добра и зла.

Система образования отчетливо определяет перечень нравственных качеств, которые должны быть сформированы у младшего школьника к концу освоения первой ступени обучения. Они представлены в «Модели выпускника» начальной школы — это предполагаемый резуль­тат реализации образовательной программы ФГОС [2].

Таким образом, нравственные качества играют важную роль в нашей жизни, но для младших школьников необходимо создание педагогических условий, чтобы осуществлялось духовно-нравственное развитие как целостный процесс. Одним из важнейших педагогических условий является духовно-нравственное воспитание, которое в свою очередь формирует нравственные качества, то есть свойства, признаки, черты.

Процесс развития нравственных качеств на уроках и во внеурочной деятельности осуществляется в различных формах с помощью разнообразных методов и приемов.

Так как методы нравственного воспитания содержат в себе приемы и влияют на формирование нравственного сознания, развития моральных чувств и норм поведения, а традиционные методы ориентированы на воспитание норм и правил общества.

Особое внимание уделяется на метод примера. Педагогу необходимо опираться на потребность ребенка в подражании черт характера или конкретных людей, окружающие ребенка и живущие по нравственным законам, например мать, отец, воспитатель, так и личности из истории человечества.

Брать пример дети также могут и из художественной литературы, которая представляет собой основное средство нравственного воспитания, и соответственно формирование нравственных качеств.

Из чего можно сделать вывод, что методы важны для успешного усвоения воспитательного процесса, так как с помощью методов происходит формирование чувств и нравственного развития.

Каждый из методов имеет свою специфику и область применения.

Например, в начальных классах часто используются рассказ на нравственную тему. Рассказ имеет эмоциональное содержание с нравственным смыслом. Он влияет на чувства детей, так как дети обращают внимание на смысл нравственных норм поведения и учатся сострадать или радоваться за героев произведения.

Для раскрытия уровня сформированности нравственных качеств школьников нужно использовать произведения различных видов искусства, а в качестве основной формы работы проводить беседы с учащимися на моральные, этические, нравственные темы.

На формирование нравственных качеств детей оказывает влияние такая форма работы, как создание этических ситуаций. Одним из методов решения этической ситуации выступает метод сопереживания, который поможет ученикам воспитать понимание и сочувствие к другим людям.

Ребенок должен задуматься о важных жизненных вопросах, например, о границах зла и добра, о эгоизме и милосердии, о любви и ненависти, о возможностях человека и его место в обществе, место в мире.

Более углубленное развитие нравственных качеств личности в значительной степени зависят от знаний педагога методов и приемов, от умения определять и создавать условия для их использования.

Можно отметить, что в реальных условиях педагогического процесса методы развития нравственных качеств выступают в сложном единстве. Разумеется, на каком-то определенном этапе по формированию нравственных качеств тот или иной метод будет ярче выражен, чем остальные. Но без взаимодействия с другими методами он утратит свое значение, тем самым замедляя процесс формирования нравственных качеств.

Стоит помнить, что выбор методов и приёмов воспитания нравственных качеств зависит как от возрастных, так и индивидуальных особенностей обучающихся.

Мы выяснили, что нравственные качества легче формировать в младшем школьном возрасте, так как ученики с интересом смотрят на окружающий мир и стараются осознать, что хорошо и что плохо, педагоги могут помочь им в этом, воспитывая у них любовь к книгам, где они сами могут узнать о добре и зле. В понятие нравственных качеств входит нравственность. Также существуют такие основные нравственные качества, которые должны быть сформированы к концу начальной школы: патриотизм, уважение ценности семьи и общества, самостоятельность, ответственность, доброжелательность.

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что внеурочная деятельность важна в процессе развития нравственных качеств. Так как во внеурочной деятельности возможно более глубоко воспитывать нравственные качества младших школьников, раскрыть детям смысл этих качеств, например, на основе каких – либо произведений. При правильном выборе педагогических условий уже через несколько занятий можно наблюдать за тем, как положительно влияют такие занятия на духовный мир ребенка.

 

 

Список литературы и источников

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2015 г. N 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_190700/ (дата обращения: 23. 02. 2019).
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 № 373 «Об утверждении и введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgireq=doc;base=LAW;n=193503#0http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения 12. 02. 19)
  3. Синенко В. Я. Духовно-нравственное становление растущей личности в системе взаимодействия семьи и школы / В. Я. Синенко // Семья, школа, церковь. –  №13. – 2011. – С.2.
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации