Статья «Формирование образовательной среды МБУ ДО ЦВР на компетентностной основе»
Формирование образовательной среды МБУДО ЦВР объединения «Донские ремёсла» на компетентностной основе.
Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя!
(Сократ).
Основным содержанием образовательной программы «Донские ремёсла» является практическая деятельность и теоретическое обучение туристско-краеведческой направленности и осуществляется в ходе целенаправленной работы педагога по формированию ключевых образовательных компетенций.
Ключевые образовательные компетенции:
ценностно – смысловые;
общекультурные;
учебно – познавательные;
информационные;
социально – трудовые;
личного самосовершенствования.
Компетентностный подход в построении воспитательно – образовательного процесса это:
Развивающее обучение;
Проблемное обучение;
Деятельностное обучение;
Модульное обучение;
Активное обучение.
И включает в себя технологии:
Поектное обучение;
Игровое обучение;
Метод Case-study;
Музейные технологии и др.
Компетентностный подход в построении воспитательно – образовательного процесса обеспечивает формирование таких характеристик личности ребёнка как:
способность самостоятельно переносить знания и умения в новую ситуацию;
способность увидеть новые проблемы в знакомых и привычных условиях;
умение увидеть и выбрать альтернативные решения;
умение комбинировать ранее известные способы проблемы с целью определения нового, более рационального способа;
умение находить оригинальный способ решения при известных других.
С позиций компетентностного подхода уровень достижения образовательных результатов определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний.
В настоящее время в Шолоховском ЦВР завершается 2 этап (проектировочный), целью которого является «Формирование образовательной среды ЦВР на компетентностной основе».
На данном этапе моя деятельность как педагога заключается в том, что:
формирую учебные элементы (УЭ) тем и разделов программы «Донские ремёсла» на едином методическом основании, но разного уровня сложности: (ознакомительный, базовый и углубленный);
структурирую учебное содержание, выделяя основные идеи курса, системообразующие элементы, целевые ориентиры;
формирую информационный контент для целей модульного обучения:
– создаю банк проектов,
- банк интернет – ресурсов для самостоятельного выбора источников формирования знаний;
- разрабатываю новые занятия с использованием музейной технологии для организации модульного обучения;
изучаю метод Case-study (кейс-метод) (к целям Case-study относятся: активизация познавательной деятельности учащихся; повышение их мотивации к изучению учебного предмета; отработка умения работать с информацией;
организован мониторинг образовательной среды (реализация целостного подхода к развитию личности; способности и готовности личности к самоуправляемому обучению и самоорганизации в различных формах продуктивной коммуникации);
идет обобщение полученных промежуточных результатов реализации проекта ЦВР.
Формирование ключевых компетенций происходит через активные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Тенденция к дифференциации и индивидуализации обучения приводит к активизации деятельности учащихся. Особенно важны умения, навыки и способы деятельности как вступать в учебное общение, участвовать в дискуссии, организовывать свою работу в малых группах, владеть приемами учебного сотрудничества. Чтобы поддерживать сотрудничество, педагог должен хорошо владеть техникой педагогического общения.
На занятиях важно использовать активные формы и методы работы:
- экскурсии, цель которых – расширение чувственного опыта детей, формирование умения наблюдать и самостоятельно делать выводы; игру (дидактическую или ролевую), необходимую для того, чтобы сотрудничать, предвидеть;
- диспут, дискуссии, – цель которых формирование и развитие умения отстаивать свое мнение, приводить аргументы;
- практикумы, семинары, консультации, зачеты, опыты, направленные на развитие умения планировать свою деятельность, использовать теоретические знания в своей деятельности;
- виды коллективной работы труд (групповые работа, ролевые игры, работа в парах, проекты) - эта форма имеет социологическое и психолого-педагогическое обоснование в наши дни решение задач носит коллективный характер, результат зависит не только от знаний, ума и навыков, но и от умения сотрудничать, кооперировать свои усилия, рационально организовывать свою деятельность
- методы социальной адаптации – вид взаимодействия личности и социальной группы с социальной средой, в ходе которой согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейший компонент адаптации – согласование самооценок и притязание субъекта с его возможностями и с реальностью окружающей его среды.
Педагог д/о Осипова Н.Н.