Статья на тему «Из опыта формирования общей информационно-образовательной среды групповых занятий на уроках обществознания»
Из опыта формирования общей информационно-образовательной среды
групповых занятий на уроках обществознания
Болдина О.Г.
учитель обществознания, высшая квалификационная категория
ГОУ ЯО «Центр помощи детям»
г.Ярославль
Аннотация
В статье обобщается поддержка, сопровождение и развитие субъектных позиций и субъектного поведения обучающихся в школе дистанционного обучения ГОУ ЯО «Центр помощи детям» в формируемом учителем образовательном пространстве уроков с использованием Trello.
Ключевые слова
Дети с ограниченными возможностями здоровья, e-learning, педагогическая информационно-образовательная среда, субъектная позиция, субъектное поведение, Trello.
Школа дистанционного обучения ГОУ ЯО «Центр помощи детям» является общеобразовательной организацией для детей с инвалидностью и/или ограниченными возможностями здоровья, обучающихся дистанционно с применением e-learning технологий.
С 2019/2020 учебного года обучение в школе было переведено с модели «1 ученик = 1 класс = 1 урок» (для каждого ученика на каждом уроке формировалась отдельная информационно-образовательная среда) на групповую (несколько учеников/классов = 1 урок). Возникла необходимость формирования общей для групповой работы на уроке педагогической информационно-образовательной среды, которая бы интегрировала в себя содержание изучаемого в течение года.
Под понятием педагогической [1] информационно-образовательной среды мы понимаем пространство субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса в e-learning, развивающую среду с ее организованностью, наличием разных структурных компонентов, образующих социально-педагогическую систему устойчивых связей и отношений, обусловливающих особенности процесса адаптации и социализации детей-инвалидов и детей с ОВЗ; духовное пространство, обеспечивающее их подготовку к дальнейшей жизни и формирование их духовно-нравственной зрелости.
Главным условием такой среды является специально организованные, целенаправленные, последовательные, планомерные коммуникации участников образовательного процесса[2] с целью формирования их творческой самореализации, закрепления субъект-субъектных отношений в педагогическом процессе и соответствия актуальным требованиям назначения образования – поддержке, сопровождении и развитии субъектной позиции и субъектного поведения ученика как интегральной метацели ФГОС [3,4].
В результате исследования предложений ресурсов e-learning (платформы, приложения, инструменты), их изучения, подбора, отбора и апробации был сформирован средовой комплекс, основой которого выбран Trello (https://trello.com/ru) – исключительно гибкий и простой в использовании всеми участниками образовательного процесса на уроке сервис, инструмент организации и управления совместной деятельностью, который позволяет ученикам просматривать, добавлять, редактировать и отслеживать несколько задач. Есть возможность интегрировать различные мобильные приложения плюс групповые скайп-конференции (коммуникации в различных режимах), плюс ресурсы предметного содержания и формирования субъектной позиции и субъектного поведения (презентации, электронные рабочие тетради, карты памяти, алгоритмы выполнения заданий, шаблоны, памятки, YouTube, ресурсы и инструменты Google и Яндекс, а также много иных).
Формируемый в течение учебного года средовой комплекс соответствует требованиям реализации системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и субъектно-ориентированных технологий [5, 6] (Приложение 1).
Созданный комплекс представляет теоретическое и практическое представление учебного и дополнительного материала в разных формах и избыточных количествах (текст, мультимедиа, интерактивность и др.); возможности выбора способов, форм и объема освоения учебного материала через деятельность, предоставление учащимся права управления учебной деятельностью; эффективную обратную связь; возможность создания ситуаций успеха (индивидуализация, персонализация, коммуникация со всеми участниками образовательного процесса, социализация, навыки и компетенции XXI века и т.д.); возможности рефлексии, самодиагностики и отслеживания учащимися динамики собственной успешности [7] (Приложение 2).
Обобщение опыта 2019-2020 учебного года показывает эффективность и результативность работы в созданной педагогической информационно-образовательной среды на примере группы 10 классов (3 ученика, средний балл в электронном журнале 4,5-4,0-3,1) (Рисунок 1-4).
Результаты опыта в средовом комплексе с основой в Trello подтвердили эффективность избранного способа решения проблемы формирования педагогической информационно-образовательной среды для организации работы группы учащихся школы на уроках при сохранении обучения детей с инвалидностью и/или ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому индивидуально с применением e-learning технологий.
Созданы условия для развития креативности (проявления любознательности, интереса к окружающему миру, поиску ответов, решению нестандартных задач; развитию воображения, продуцированию собственных идей; преодолению трудностей), критического мышления (развитию аналитического мышления, формированию собственной позиции, принятию решений в соответствии с ними, прослеживанию причинно-следственных связей), коммуникаций разного рода и сложности (практика оценивания ситуаций взаимодействия, их результатов), кооперации (командной работе, умению распределять статусы и роли, работать в диалоге, стремлению понять партнера, эмпатии).
Самодиагностика улучшения качества познавательных умений
в групповой работе (2019-2020 уч.г., Trello)
Рисунок 1.
Самодиагностика улучшения качества коммуникативных умений
в групповой работе (2019-2020 уч.г., Trello)
Рисунок 2.
Самодиагностика улучшения качества регулятивных умений
в групповой работе (2019-2020 уч.г., Trello)
Рисунок 3.
Самодиагностика улучшения качества личностных умений
в групповой работе (2019-2020 уч.г., Trello)
Рисунок 4.
Обучающиеся, принимая активное участие в формировании такой среды, на последнем уроке обозначили направления ее совершенствования на будущее.
Приложения
1. Таблица. Структурные элементы педагогической информационно-образовательной среды групповых занятий на уроках обществознания
Доступ по ссылке https://yadi.sk/i/qPeV_yqoJeAN3A
2. Видеобзор среды в Trello
Доступ по ссылке https://yadi.sk/d/2EhhBCWHV0t7qQ
Библиографический список
[1] Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Науч. ред. Н. К. Сергеев. —Волгоград: Перемена. 2001. — 181 с. ISBN 5-88234-481-6
[2] Морозова Е.В. Педагогическая среда как проблема психологической науки. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-sreda-kak-problema-psihologicheskoy-nauki/viewer обращение 10.05.2020
[3] Ларисова И.А. Педагогически комфортная среда как средство формирования творческой самореализации подростков во внеурочной деятельности// Фундаментальные исследования. – 2011. – № 12-3. – С. 493-497.
URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=29189 (обращение 10.05.2020).
[4] Проблемы и перспективы развития образования (III): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). – Пермь: Меркурий, 2013. – vi, 150 с. ISBN 978-5-88187-441-4 https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/pdf/J (обращение 17.05.2020)
[5] Тырсиков Д.В. Развитие субъектности личности школьника в условиях инновационного образования: ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. 2007. № 6, С.101-104 URL:https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-subektnosti-lichnosti-shkolnika-v-usloviyah-innovatsionnogo-obrazovaniya/viewer (обращение 09.05 2020)
[6] Байбородова Л.В., Рожков М.И., Чернявская А.П., Харисова И.Г. Теория воспитания и технологии педагогической деятельности (в схемах и таблицах): учебное пособие под ред. Л.В. Байбородовой, И.Г. Харисовой. – Изд.2-е перераб. и исправл. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2016. – 190 с. URL:https://www.bookvoed.ru/book?id=8707680&utm_source=Admitad&utm_medium=cpa&utm_campaign=Admitad_content (обращение 10.05.2020)
[7] Байбородова Л.В. Использование субъектно-ориентированных технологий в образовательном процессе // Электронный научный журнал Информационно-коммуникационных технологии в педагогическом образовании. – 09 (47), 2016 [Электронный ресурс] URL:http://infed.ru/articles/384/ (дата обращения 10.05.2020).
7