ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Одинцова Надежда Андреевна,
студентка 3 курса специальность 44.02.02«Преподавание в начальных классах» Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Свердловской области
НИЖНЕТАГИЛЬСКого ПЕДАГОГИЧЕСКого КОЛЛЕДЖа № 1
г. Нижний Тагил, Россия, e-mail: nfcentrntpk1@yandex.ru
Елистратова Ирина Викторовна,
кандидат педагогических наук, доцент
Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Свердловской области
НИЖНЕТАГИЛЬСКого ПЕДАГОГИЧЕСКого КОЛЛЕДЖа № 1
г. Нижний Тагил, Россия, e-mail: nfcentrntpk1@yandex.ru
Аннотация: Формирование основ экологической культуры младших школьников является актуальной задачей современной школы. Важно формировать культуру личности человека с детского возраста, так как у ребёнка ещё не сформировано экологическое знание, а каждый человек с первых минут своей жизни находится в тесной связи с природой.
Ключевые слова: экологическая культура, экологическое образование, окружающий мир, начальное образование, экология
В настоящее время вопрос об экологическом культурном уровне человечества наиболее актуален, так как это связано с безопасностью нашей жизни в будущем. Сегодня у нас преобладает потребительский подход к природе, в связи с этим ставится остро вопрос о формировании у детей экологической культуры.
В программе духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени НОО (далее Программа), формирование основ экологической культуры рассматривается как одна из составных частей духовно-нравственного развития детей. В данном документе выделяются основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
В области формирования основ экологической культуры акцент делается на воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде. В рамках данного направления необходимо сформировать у учащихся такие ценности, как: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
Еще одним из государственных документов, определяющих содержание формирования экологической культуры обучающихся, является Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
В соответствии с ФГОС НОО, экологическая культура – одна из ценностных смысловых установок, проявляется в таких учебных действиях, как:
– умение соотносить свои поступки по отношению к природе с принятыми этическими принципами, знаниями моральных норм экологического содержания;
– умение выделить нравственный или безнравственный аспект поведения в природе;
– ориентация в социальных ролях (роль защитника, хранителя или разрушителя природы);
– способность принимать и осознавать природу как одну из базовых ценностей наравне с такими, как «родина», «добро», «мир»[5].
Таким образом, формирование основ экологической культуры младших школьников является актуальной задачей современной школы, особенно на уроках «Окружающий мир».
Экологическая культура одно из проявлений общей культуры (от латинского «cultura», что означает воспитание, возделывание, образование, развитие).
Экологическая культура – часть общей культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом. Это устоявшиеся взгляды бережного отношения к окружающему миру, отражающиеся в сознании и действиях каждого члена общества [4].
С позиций культурологии экологическая культура представляет собой компонент культуры общества в целом и включает в себя оценивание средств, которыми осуществляется непосредственное воздействие человека на природную среду, а также средств духовно-практического освоения природы (соответствующие знания, культурные традиции, ценностные установки и т.д.) [4].
Повышение экологической культуры личности будет способствовать формированию самой личности, улучшению экологической обстановки города, региона и в целом, положительно отразится на системе взаимоотношений «общество и природа»[4].
Существует много определений понятия «экологическое образование». Известный психолог Б.М. Миркин даёт определение экологическому образованию как системе обучения экологии, направленной на усвоение теории и практики рационального природопользования и охраны природы, формирование экологического мышления, мировоззрения, базирующегося на принципе индивидуальной экологической ответственности [2].
Самую суть понятия экологического образования включает в себя четыре связанных между собой компонента:
познавательный – это понятия, которые определяют человека, взаимодействие человека и общества, а также его труд по отношению к природе.
ценностный – понимание детьми значения природы как реальной и многогранной ценности.
деятельностный – этот компонент обозначает овладение школьниками видами и способами действий на практике, данные компоненты направлены на установление и закрепление умений экологического характера.
нормативный – овладение нормами поведения в окружающей природной среде [1].
Таким образом, система экологического образования не может быть каким-либо эпизодом в жизни человека. Экологическое образование предусматривает вооружение человека знаниями в области экологии и формирование у него моральной ответственности за сохранение природной среды, то есть является частью культуры человека. Поэтому на протяжении всей жизни человека происходит становление и усовершенствование культуры жизни личности в природной среде.
Для эффективного формирования основ экологической культуры у младших школьников на уроках «Окружающего мира» необходимо создавать целый ряд педагогических условий.
Педагогические условия – это целенаправленно созданная обстановка (среда), в которой в тесном взаимодействии представлены совокупность психологических и педагогических факторов, позволяющих педагогу эффективно осуществлять деятельность, направленную на формирование экологической культуры младших школьников[3].
Уроки «Окружающего мира», по мнению Н.Ф. Виноградовой (УМК «Начальная школа XXI века), вносят существенный вклад в экологическое образование младшего школьника. В последние годы произошла экологизация всех естественно-научных курсов, в том числе и в начальной школе.
Приоритетной задачей уроков окружающего мира в начальной школе является формирование у учащихся единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит формирование в сознании детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению. Уроки нацелены на формирование бережного отношения к богатствам природы, навыков экологически обоснованного поведения в природной среде.
На уроке окружающего мира формируются основы экологической культуры: знание основных закономерностей и взаимосвязей в природе и обществе; эмоционально-чувственные и эмоционально-ценностные переживания; деятельностно-практическое отношение[3].
В курс «Окружающий мир» включены такие темы: «Что нас окружает», «Дом и школа», «Воздух, вода, их значение для растений, животных, человека», «Загрязнение воздуха и воды», «Экономия воды в быту» и др. Работая с этими темами на уроке, дети знакомятся не только с природными явлениями, но и с другими компонентами природы, а также влиянием деятельности человека на состояние данного компонента природы.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации[5].
Чтобы привлечь внимание детей к проблеме экологического кризиса, на уроках проводятся конкурсы рисунков в защиту окружающей среды, составляются памятки с правилами поведения в природе, придумываются плакаты.
На уроках «Окружающий мир» также нужно использовать игры для формирования основ экологической культуры.
По содержанию, методике и технологии проведения игровых занятий по экологии можно выделить несколько их групп:
1.Познавательные экологические занятия:
игры – беседы (диалоги);
игры – поручения;
игры – предложения (основаны на допущении какой-либо ситуации, вводимой вопросами «Что было бы?…»или «Что бы я сделал?…»).
Игры- конкурсы.
Ценность таких игр – командное участие, умение побеждать и проигрывать.
Игры – путешествия.
В этих играх главное – познание, а не соревнования. При данном виде игр возможна проектная деятельность.
Например, игра «Экологический светофор»
В ходе игры все участники получают по три кружка: красный, жёлтый, зелёный. Ведущий поясняет, что каждый цвет имеет своё значение. Так же, как и светофор на проезжей части дороги, наш экологический светофор, зажигая красный свет, запрещает, жёлтый – предупреждает, а зелёный – разрешает.
Красный – запрещает действие, приносящее вред окружающей среде и жизни людей.
Жёлтый – предупреждает об осторожности, чтобы как можно меньше нанести вреда природе.
Зелёный – разрешает и поощряет действия, помогающие растениям, животным.
Ведущий зачитывает описание поступка человека на природе, демонстрирует детям соответствующий рисунок. Участники игры должны оценить тот или иной поступок, подняв по сигналу ведущего один из имеющихся кружков, – включить тот или иной сигнал экологического светофора.
Также формирование экологической культуры у младших школьников невозможно без проведения экскурсий в природу. Экскурсия позволяет в полной мере осваивать природоохранные технологии, стратегию индивидуального поведения в природной среде.
Личностные результаты изучения учебного предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части: экологического воспитания: осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, наносящих ей вред; ценности научного познания: осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития; проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
Критериями сформированности экологической культуры младших школьников являются: наличие экологических представлений о природе, нормах и правилах поведения, адекватность знаний и чувств поведению, стремление сохранять и улучшать окружающую природную среду, потребность в общении с природой, способность прогнозировать и оценивать последствия своих действий в природе, осознанное соблюдение правил экологически безопасного поведения. Сформированность экологической культуры проявляется на низком, среднем и высоком уровнях [6].
Литература
1.Голованова, Е. Н. Формирование экологической культуры учащихся 8-11 классов общеобразовательной школы в ходе проектно-исследовательской работы : диссертация … кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Голованова Елена Николаевна.- Чебоксары, 2010.
2. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. ЭКОЛОГИЯ (учебник для старших классов школы М.: Устойчивый мир, 2001.
3. Основы экологии – младшим школьника: Практическое пособие. М.:АРКТИ, 2012. — 88 с.
4. Писарик, В.М. Экологическая культура: Учебное пособие/ В.М.Писарик. – Минск, 2018
5. ФЕДЕРАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (для 1—4 классов образовательных организаций), М.: 2022
6. Формирование экологической культуры младших школьников в условиях дополнительного образования, кандидат педагогических наук Соколова Т.Ю., 2006
7