Публикация «Формирование основ правильного питания»
«Формирование основ правильного питания»
Автор:
Наталья Георгиевна Самусь
воспитатель
г. Черногорск
Оглавление
Введение_________________________________________________ 3 -4стр.
Основная часть____________________________________________ 5-7 стр.
Заключение_______________________________________________ 8 стр.
Приложение______________________________________________ 9-12 стр.
Введение
«Живем не для того, чтобы есть,
но едим для того, чтобы жить».
Актуальность
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье населения. Правильное питание обеспечивает нормальный рост и развитие детей, способствует профилактике заболеваний, продлению жизни людей, повышению работоспособности и создает условия для адекватной адаптации их к окружающей среде.
Вместе с тем, в последнее десятилетие состояние здоровья населения характеризуется негативными тенденциями.
Весьма низок уровень образования населения в вопросах здорового, рационального питания. В стране нет единой государственной политики в области здорового питания. Исходя из значимости здоровья нации для развития и безопасности страны и важности рационального питания подрастающего поколения для будущего России, а также из необходимости принятия срочных мер по повышению уровня самообеспечения страны продуктами питания, определены цели, задачи и этапы реализации государственной политики в области здорового питания.
Одной из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста, ведущим фактором благоприятного развития является забота о здоровье, создании комфортных условий жизни, соответствующих гигиеническим и медико-педагогическим рекомендациям, в том числе и формированию основ культуры питания. Правильная организация питания предусматривает обеспечение детей всеми необходимыми витаминами, что способствует их лучшему развитию, повышает сопротивляемость к различным вредным факторам внешней среды, в первую очередь к инфекционным заболеваниям. Именно в этот период жизни закладываются фундамент здоровья ребенка.
Всем нам хочется заглянуть в будущее. Хотя бы одним глазком взглянуть. Чтобы себя в нем увидеть, а самое главное, детей, наших детей. Каким будет будущее ваших детей зависит от нас с вами, взрослых. От нашего серьезного, вдумчивого подхода к решению любого вопроса воспитания, даже такого как умение вести себя за столом. И, конечно же, от того, насколько мы сформируем у детей основы культуры здоровья, привычки здорового образа жизни. Перед нами стоит далеко не праздный вопрос, как научить ребенка основам правильного питания, ибо, как подметил народ.
"Самый громкий барабан остается беззвучным, если в него не ударят, самый умный человек остается невеждой, если его не обучать"
В вопросах формирования навыков здорового питания чрезвычайно высока роль семьи. Но если взрослые, в первую очередь родители, сами не владеют понятием «здоровое питание», то к моменту достижения ребенком дошкольного возраста его пищевое поведение может быть уже изрядно испорчено. Именно родителей необходимо в первую очередь научить, как правильно составлять детский рацион и контролировать его.
Цель: Формирование у родителей потребностей в организации правильного питания, как одной из составляющих здорового образа жизни, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей.
Основная часть
В современных условиях комплексная проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер. Состояние здоровья детей постепенно становится главной темой в дошкольном образовании.
Работая в инновационном режиме, я решила апробировать, начиная с младшей группы программу «Разговор о правильном питании» в представленном пособии «Учимся правильно питаться». Для воспитателей ДОУ, работающих по программе «Разговор о правильном питании»/ авт.-сост.Ю.П. Климович. – Волгоград: Учитель, 20007. – 172с..
Я решила проработать данную программу, потому что она направлена на повышение педагогической компетенции воспитателей дошкольных учреждений в области формирования у детей культуры здорового образа жизни.
Следовательно, возникла идея создания творческого проекта «Формирование основ правильного питания» в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании».
Цель проекта:
создание условий для формирования знаний детей и их родителей о правилах правильного питания.
Задачи:
- с помощью разнообразных методов и приёмов оптимизировать работу с родителями детей по формированию знаний о правилах правильного питания;
- обобщить и расширить знания детей о правилах правильного питания и здорового образа жизни;
- укрепить материально-техническую базу для работы по данному направлению;
- выработать систему воспитательно - образовательной работы.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2016/май 2019г.
Актуальность проекта.
Проект посвящён актуальной проблеме – формированию у детей дошкольного возраста навыков здорового образа жизни. Для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, необходима совместная работа педагогов и родителей. Формирование у детей навыков здорового образа жизни реализуется через активную деятельность всех участников проекта. Работа над проектом проводится в несколько этапов (см. таблицу).
Программа "Разговор о правильном питании" - новый и во много уникальный образовательный курс, направленный на формирование у детей основ здорового образа жизни. Формирование культуры питания – это всегда сотрудничество родителей и педагога. Курс представляет интерес не только для детей и педагогов, но и для родителей.
Многие родители считают, что правильное питание ребенка требует больших финансовых затрат и по карману лишь очень обеспеченным семьям. На самом деле здоровая и полезная пища далеко не всегда самая дорогая. К тому же важно не только то, что ест ребенок, но и как организованно его питание. Поэтому одна из важнейших задач, стоящих передо мной, заключается в эффективном взаимодействии с родителями. Свою работу по реализации программы «Разговор о правильном питании», начала с информирования родителей о ней на родительских собраниях. Познакомившись с целями, задачами и учебно-методическим комплектом, взрослые члены семей сами изъявили желание получить определенные знания в области правильного питания.
Провела анкетирование родителей «Здоровое питание». На вопрос анкеты: "Что для меня самое главное, для полноценного всестороннего развития ребенка: здоровье, питание, хорошие друзья, успешная учеба, взаимоотношения с взрослыми, сверстниками, учителями, любовь и внимание родителей, деньги, образование, семья, посильный труд?" Ряд родителей поставили на 1 место здоровье, но при этом на последнее (10 место) питание. Такие ответы свидетельствует о том, что родители недостаточно понимают, какую роль в развитии ребенка и укреплении его здоровья играет организация правильного питания. Первый шаг на этом пути – сформировать у взрослых членов семьи понимание важности и значения правильного питания для здоровья ребенка и их собственного здоровья, расширить их осведомленность в этой области (вариантов много – лектории, клубы для родителей, выступление медиков). Второй шаг – убедить родителей в практической пользе воспитательной работы, проводимой дошкольным учреждением. И третий – не допустить неуважительного отношения к традициям питания в семье. Стала разрабатывать тематику и содержание бесед, консультаций, рекомендаций для родителей и совместной деятельности с детьми в этом мне помогало пособие «Учимся правильно питаться» хотя оно рассчитано для детей старшего дошкольного возраста, я переделывала что-то, добавляла свое и в итоге начала понемногу внедрять в работу со своими малышами. С детьми я организовывала этот процесс в виде игры. Игра – эта наиболее действенный для дошкольника способ познания и взаимодействия с окружающим миром, в игре мальчик или девочка учатся общаться друг с другом и взрослыми, проверяют свои силы. Даже став более взрослым, подросток продолжает играть, только содержание и форма игры меняются. Итак, играем!
Использовала разные виды игр. Сюжетно-ролевая игра, основанная на каких-то знакомых ребенку эпизодах из жизни, связала с отработкой навыков поведения за столом (к хозяевам пришли гости, нужно накрыть стол и занять гостей). Игра с правилами предполагает соревновательный характер взаимодействия ее участников: кто быстрее соберет овощи для салата, выберет блюдо для завтрака и т.д.
Эффект таких нехитрых с моей точки зрения, приемов оказывается очень высок, то что, не удавалось добиться за счет бесконечных напоминаний и нотаций, легко достигается в игре. Интересно и необычно было для детей Интервьюирование «Что ты любишь кушать в детском саду»?
Родителям предлагала правила, помогающие формированию основ рационального питания. Буклеты с информацией о соблюдении режима правильного питания.
Важно не только правильно организовать питание ребенка, но и правильно общаться с ним. Если правила выполняются только одним членом семьи, то, конечно, успехов быть не может. Я надеюсь, что все взрослые члены семьи обязательно обсуждают эти вопросы в семейном кругу.
Проект рассчитан на 3 года, прошло полтора года. В результате проектной деятельности дети и родители проявили творческую активность, проводились выставки «Осенний вернисаж» (рецепты витаминных салатов и зимних заготовок), конкурс поделок из бросового материала (от молочных продуктов). В октябре провели кулинарный досуг совместно с детьми в средней группе «Русская каша – сила наша!» Родителям было дано задание подобрать стихи, пословицы, сообщение о кашах. Родители с интересом увлеклись этим заданием. Нашли как положительные стороны, так и отрицательные касающиеся молочных каш.
Контролировать качество и количество питания — задача взрослых, но дошкольник способен овладеть общими понятиями недостаточности и избыточности пищи. Стали обращать особое внимание на проблемы безопасности пищи, поскольку ребенок нередко пытается самостоятельно утолять голод, вытаскивая что-нибудь съестное из холодильника или шкафа. Важно, чтобы он понимал: пища может быть опасной! Больше стали уделять внимание наиболее явным признакам, свидетельствующим о порче продукта (изменение цвета, запаха, консистенции). Совместно формируем настороженность к незнакомой пище. Дети с некоторыми заболеваниями аллергией, а такие имеются в моей группе, знают твердо перечень опасных для них продуктов.
Большинство родителей поняли, что правильная организация питания предусматривает достаточное обеспечение детей всеми необходимыми витаминами, что способствует их лучшему развитию, повышает сопротивляемость организма к вредным факторам, в первую очередь к инфекционным заболеваниям. Родителями взято на вооружение то, что рационально составленное меню должно содержать такой подбор блюд, который соответствует потребностям детей в основных пищевых веществах и калориях с учетом их возраста, состояния здоровья и условий жизнедеятельности. Наибольший интерес у родителей вызвали следующие темы: «Самые полезные продукты» (80%), «Как правильно есть» (78%), «Если хочется пить»(78%), «Что надо есть, если хочешь стать сильнее» (76%), «Где найти витамины весной?» (100%). Большинство родителей пришли к выводу, что программа «Разговор о правильном питании» помогает им решать многие проблемы с организацией питания ребенка.
Работая по данной программе полтора года, позволило мне добиться некоторых положительных результатов:
в результате проводимой работы у детей изменилось отношение к некоторым блюдам, не нелюбимыми ими ранее, таким, как овощные и молочные блюда, полюбили супы, каши и кисели;
осваивают основные правила приема пищи, умение вести себя за столом;
меньше стали болеть;
у детей повысится уровень познавательного развития по данной теме.
Родители благодарны авторам программы за ее создание, и интересное содержание и форму занятий. Игры (дидактические игры, игры-драматизации, конкурсы-викторины и др.) помогают детям легко и непринужденно освоить материал по данной теме, закрепить имеющиеся знания и умения.
Данная программа нашла горячий отклик родителей. Эта программа гармонично слилась с программой «Детство» реализуемой в нашем ДОУ, в которой важное значение придается здоровому образу жизни, полноценному питанию, здоровьесбережению детей, их развитию, в том числе и физическому. А здоровье, как известно, зависит от питания.
Заключение
Таким образом, подводить итог еще рано, но результаты есть можно смело сказать, что данная программа влилась в жизнь моей группы и самое интересное еще впереди. Благодаря Программе все вместе сможем познакомиться с основами рационального питания как составной части здорового образа жизни.
Многие блюда, рекомендуемые программой «Разговор о правильном питании», стали семейными.
Совместно с родителями планирую нарисовать рисунки, написать сказки, рассказы, составить кроссворды об овощах и фруктах, хлебе и т.д.
Так же в моих планах провести семинар – практикум для воспитателей своего детского сада и посвятить их в мир «Правильного и здорового питания».
Работа по программе «Разговор о правильном питании» способствовала систематизации работы по данной проблеме, формированию познавательных знаний у детей, их осознанного отношения к питанию, как части культуры питания, просвещенности родителей и принятию ими значимости рационального питания не только в детском саду, но и дома.
Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, питании позволят в будущем найти способы укрепления и сохранения здоровья.
Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.
Содержание работы над проектом по этапам
1-й этап – подготовительный
Содержание деятельности | Ответственные | Сроки выполнения
| Результат | |||
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Кафе», «Праздничный обед»
| Воспитатели группы | В течение года | | |||
Чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций к ним. (Подбор литературы с учетом возраста детей). | Воспитатели группы | В течение всего проекта | Формирование и закрепление у детей навыков правильного питания и здорового образа жизни.
| |||
Выпуск буклета для родителей «Правила здорового питания для дошкольников»
| Воспитатели группы | Сентябрь 2016г. | Информированность родителей | |||
1.Знакомство родителей с программой «Разговор о правильном питании». 2.Анкетирование родителей по проблеме правильного питания в семье и использование программы «Разговор о правильном питании». 3.Родительское собрание на тему: «Разговор о правильном питании». | Воспитатели группы Воспитатели группы | Октябрь 2016г. Ноябрь 2016г. | Просветительская деятельность по вопросам организации правильного и рационального питания детей. | |||
Выставка «Осенний вернисаж» - конкурс рисунков фруктов и ягод с описанием приготовления салатов и компотов. | Воспитатели и родители | Ноябрь 2016г. | | |||
Конкурс поделок из бросового материала ( от молочных продуктов). | Воспитатели и родители | Декабрь 2016г. | | |||
Рождественские посиделки | Воспитатели. Дети и родители. | Январь 2017г. | Знакомство детей с народными традициями русского народа |
2-й этап – основной
Содержание деятельности | Ответственные | Сроки выполнения
| Результат |
Консультация для родителей «Могут ли овощи повредить нашему здоровью» (о вреде нитратов) | Воспитатели группы | Февраль 2017г. | |
Занятие – сказка «Вершки и корешки» | Воспитатели и дети старшей группы | Март 2017г. | Познакомить детей с разнообразием овощей, их полезными свойствами. |
Родительская газета «Полезная азбука» ( о витаминах содержащихся в продуктах) | Родители | Апрель 2017г. | |
Конкурс между родителями средней и подготовительной группами «Разговор о правильном питании» | Воспитатели младшей и подготовительной групп, родители | Май 2017г. | Формирование основ здорового образа жизни через рациональное питание |
«Русская каша – сила наша!» (кулинарный досуг совместно с детьми в средней группе) | Воспитатели, родители и дети | Октябрь 2017г. | Информирование детей, как и из чего, варят каши и когда и как их едят |
Интервьюирование «Что говорят дети и родители о меню детского сада?» | Воспитатели | Ноябрь 2017г. | |
«Добрые советы» - составление каталога народных рецептов | Воспитатели и родители | Январь 2018г. | Активизировать работу родителей в формировании у детей основ рационального питания и в воспитании культуры здоровья, осознанию ими здоровья как главной человеческой ценности. |
Занятие – игра «Мы идем в магазин» | Воспитатели группы | Февраль 2018г. | Дать представления о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день, научить детей выбирать самые полезные продукты. |
Экскурсия на пищеблок «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной? | Воспитатели группы | Март 2018г | Сформировать у детей представление о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, как различных вариантах завтрака. |
Занятие – игра «На вкус и цвет товарищей нет». Конкурс рецептов «Любимый салат в нашей семье» | Воспитатели и родители | Апрель 2018г. | Познакомить детей с разнообразием вкусовых свойств различных продуктов. |
Информационно – аналитическая беседа с элементами ситуативного практикума. | Воспитатели и родители | Май 2018г. | Заинтересовать родителей значимостью программы "Разговор о правильном питании" как компонента формирования здорового образа жизни. Способствовать осознанию родителями ответственности за формирование у ребенка основ правильного питания. |
3-й этап – заключительный
Содержание деятельности | Ответственные | Сроки выполнения
| Результат |
Совместное занятие для детей и родителей старшей группы Тема: КАПУСТА | Воспитатели группы и Рябова Елена Валериевна (родитель) | Октябрь 2018г. | Научить детей выбирать самые полезные продукты; познакомить с разнообразием видов капусты, ее полезными свойствами и значением в здоровом питании человека. |
Дидактические игры: кубики «Вкуснятина», «Весы», «Чудо-дерево». | воспитатели | Ноябрь 2018г. | Расширение представлений о правильном питании. |
Работа с алгоритмами. | Воспитатели | Декабрь 2018г | Развитие логического мышления, развитие умения наблюдать, анализировать, обобщать. |
Круглый стол – обсуждение «Что изменилось в наших вкусах и пристрастиях». | Воспитатели и родители | Январь 2019г. | |
Викторина «Праздник каши» | Воспитатели | Февраль 2019г. | Закрепление представлений об основных принципах гигиены питания, о необходимости и важности регулярного питания, о полезных для здоровья свойствах круп и крупяных изделий. |
Занятие-практикум «Где найти витамины весной» | Воспитатели | Март 2019г. | Познакомить детей со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека. |
Родительское собрание «Вечерние посиделки» - подведение итогов: «Что изменилось в нашей семье после знакомства с программой о правильном питании». | Воспитатели и родители | Апрель2019г. | Закрепить полученные знания о законах здорового питания. |
Фотовыставка семьи и деятельности детей и родителей в реализации проекта «Азбука правильного питания» | Воспитатели и родители группы | Май 2019г | |
.
16