12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
татьяна29
1

Методические рекомендации «Формирование партнерских отношений с родителями воспитанников в предадаптационный период как средство успешной адаптации ребенка к условиям детского сада»

Обобщение опыта работы

Формирование партнерских отношений с родителями воспитанников в предадаптационный период как средство успешной адаптации ребенка к условиям детского сада.


 

Автор опыта:

Шишлина Татьяна Михайловна


 

СОДЕРЖАНИЕ

1.Условия возникновения опыта_

2.Актуальность и перспективность опыта_

3.Ведущая идея опыта_

4. Теоретическая база опыта__

5. Новизна опыта__

6. Технология опыта_

7. Результативность__

8. Адресная рекомендация по использованию опыта__

9. Список литературы__

 

УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПЫТА.

Период адаптации – очень серьезный этап в жизни дошкольника. В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный, и информационный стресс, проявления которого у ребенка разнообразны: отказ от еды, сна, общения с окружающими, уход в себя, плач, болезни. Для ребенка это и первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Такой период требует особого внимания со стороны не только педагога, но и родителей. Опираясь на актуальность, а также на положения Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»:

в п. 1.6.4. о создании благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

в п. 1.6.9. об обеспечении психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

 

Надо отметить, что и в Законе РФ «Об образовании» ст. 18 п. 1 определяется, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте». Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует найти решение данной проблемы через выстраивание взаимоотношений образовательного учреждения с семьёй, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка

Но исследование 76 семей (набор группы последних трех лет) выявило ряд проблем: в 68 % семьях - нет личного опыта воспитания детей, из них 30% семей имеют элементарные знания и представления о воспитании ребенка, но не имеют практических навыков;

в 39 % семьях отсутствует или низкий уровень психолого-педагогической культуры (отрицательная оценка действиям и личности ребенку раннего возраста, настаивание на своем «Ну-ка делай как тебе говорят…» и т.д.);

в 80 % - не придают особого значения роли семейного воспитания (пойдет в детский сад, всему научат).

Отсюда вытекает противоречие – все родители заинтересованы в том, чтобы ребенок безболезненно адаптировался к детскому саду, но сами упускают возможности своевременного развития у детей доверия к миру, стремления к независимости через формирование соответствующих возрасту умений и навыков самообслуживания, которые способствуют в дальнейшем социализации малыша к любым изменениям в его окружении.

 

 

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА.

Одной из наиболее актуальных проблем в настоящее время в свете реализации ФГОС ДО в образовательных организациях является проблема педагогического сопровождения семейного воспитания. Государственная стратегия в области дошкольного образования рассматривает роль семьи как полноценного партнера в создании условий развития детей. С этой точки зрения особое значение приобретает сформированность у родителей субъектной позиции относительно развития своего ребенка, суть которой, заключается в состоянии готовности активно взаимодействовать с дошкольным образовательным учреждением.

Особенно это актуально, на наш взгляд, в период, когда малыш впервые идет в детский сад. Родители должны не только знать, что твориться в организме и душе ребенка, но и быть активными участниками процесса адаптации.

Опрос родителей (52 чел.) показал, что только 25% из них, имеющих детей раннего возраста, смогли адаптироваться к своему новому статусу и выработать определенный стиль общения с ребенком. Другие (75%) меняют свои установки и требования в зависимости от ситуации, от настроения, что придает процессу воспитания хаотичный и неуравновешенный характер. Поэтому большая часть молодых семей осуществляет воспитание на низком уровне: детей воспитывают стихийно, неосознанно, следуя моделям поведения своих родителей, или перекладывая воспитание на детский сад.

По результатам анкетирования родителей выявили, что:

-  86 % родителей считают детский сад лучшей формой приобретения личного опыта .

Однако: 58% родителей имеют недостаточный уровень педагогических навыков в воспитании детей; в 47% семьях наблюдается авторитарный или либеральный стиль общения с детьми. (приложение )

Таким образом, мы видим, что проблема педагогической некомпетентности стоит очень остро. Поэтому возникла необходимость создания системы ранней педагогизации родителей с целью повышения качества семейного воспитания детей в период со дня рождения до полутора лет (или до момента поступления его в ДОУ). А это, в свою очередь, подразумевает формирование партнерских отношений с семьями будущих воспитанников. Ведь слово «партнер» обозначает компаньон, сотоварищ, сообщник

Организация сотрудничества с родителями в предадаптационный период (временной период от рождения ребенка до поступления его в ДОУ) дает возможность предупредить отклонения в развитии детей раннего возраста, положительно влиять на адаптацию малыша к детскому саду без ущерба его здоровью.

Поэтому стратегией развития детского сада на ближайшие три года, начиная с 2014 г. стала адаптивная модель образовательного учреждения, удовлетворяющая потребности родителей в грамотном, профессиональном сопровождении семейного воспитания и обучения детей раннего возраста микрорайона, не посещающих ДОУ.

В основу адаптивной модели дошкольного учреждения легло назначение - «Дом, в котором хорошо малышам и взрослым ».

Одной из основных задач деятельности детского сада стала успешная адаптация ребенка к условиям детского сада через установление партнерских отношений с семьями воспитанника и своевременного оказания психолого-педагогической помощи в вопросах создания благоприятных условий для полноценного развития их малыша.

Решение этой проблемы видим в поиске такой формы взаимодействия с родителями, которая позволила бы планомерно вести раннее психолого-педагогическое сопровождение семей, начиная с момента их подачи заявления в детский сад.

Практика показывает, что наиболее эффективными являются нетрадиционные формы работы с родителями, одна из которых была апробирована на группе раннего возраста – это создание и реализация семейного клуба «Вместе весело шагать» для родителей детей, будущих воспитанников детского сада на предадаптационный период.

Деятельность клуба направлена на оказание квалифицированной помощи родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей в возрасте от 6 месяцев и до 1,5 лет. Стратегическая цель – подготовить родителей к осмысленному взаимодействию со своим ребенком на основе знаний сензитивности периодов развития детей от рождения до школы, поступление детей, которые способны легко адаптироваться к условиям дошкольного образовательного учреждения. Родители этих детей изначально заинтересованные и настроенные на совместное сотрудничество и партнерство по воспитанию и обучению детей и в дальнейшем будут активно включаться в педагогическую деятельность группы, детского сада, что и требуется на современном этапе.

 

ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ.

Считаем, что для успешной адаптации детей, отработки механизма активного включения родителей в данный процесс необходимо проводить последовательную и системную работу по установлению партнерских отношений с семьями воспитанников на этапе предадаптационного периода.

Таким образом, ведущая педагогическая идея нашего опыта заключается в создании успешной адаптации ребенка к ДОУ посредством формировании в предадаптационный период партнерских отношений с семьями воспитанников.

Партнерские отношения с молодыми семьями в предадаптационный период позволят:

- повысить психолого-педагогическую компетентность родителей;

- развить толерантные качества родителей;

- повысить ответственность родителей за создание условий для благоприятного развития малыша с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей и формирования позитивного отношения к поступлению в детский сад;

- успешно социально адаптироваться детям к условиям детского сада.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА

В процессе работы над опытом были изучены исследования педагогов, психологов Н.А. Менгинской, А.В. Петровского, А.С.Макаренко, которые доказали, что семья и дошкольная организация- это социальные институты, каждый из которых помогает ребенку приобрести социальный опыт. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения малыша в большой мир. Единая позиция педагогов и родителей в понимании перспектив и взаимодействия между ними — важнейшие условия развития ребенка.

Труды отечественных психологов А.С. Спиваковской, А.И. Захаровой позволили нам расширить знания о таком групповой работы с родителями как семейный клуб. Понимание сути детских проблем и изучение взаимоотношений родителей с детьми происходит, как утверждают авторы, именно в процессе групповой работы.

Проблемы сотрудничества с родителями и адаптации ребенка к условиям детского сада активно разрабатывается в современной педагогической литературе.

В исследованиях Н.М. Аксариной, Н.Д. Ватутиной, Г.Г. Григорьевой, Р.В. Тонковой-Ямпольской представлены особенности развития ребенка раннего возраста, раскрываются педагогические условия адаптации детей.

Опираясь на эти исследования, выделили положения, которые легли в основу данного опыта:

Понятие адаптации.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

Значение социальной адаптации.

Исследования члена - корреспондента РАО, доктора педагогических наук А.В. Мудрик, показывают, что социальная адаптация ребенка раннего возраста определяет его успешное социально-личностное развитие в последующие периоды. Социальная адаптация включает усвоение норм и ценностей образовательного пространства, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.

Принципы работы с родителями.

Значительно снизить напряженность острого периода адаптации возможно за счет осуществления индивидуального подхода к каждой семье. Кандидат психологических наук, Дуброва В.П. описывает принципы работы с родителями:

- доверительность отношений - этот принцип предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность педагогов, их умение понять и помочь решить проблемы семейного воспитания;

- подход к родителям не как к объектам воспитания, а как к активным субъектам процесса взаимодействия: во – первых, определяя содержание, формы работы с родителями, необходимо исходить из того факта, что именно родители для нас являются социальными заказчиками, во – вторых, они для нас не ученики, а партнеры, и мы им помогаем, а не учим воспитывать их собственных детей и то, что мы им предлагаем должно быть интересно и полезно;

- утверждение самоценности – только уважающие себя родители могут воспитать здоровую и свободную личность – этот принцип, во- первых, предполагает проявление предельного уважения к каждому родителю, признание его индивидуальности и неповторимости, права на ошибки и заблуждения, во- вторых, отказ от судейской позиции по отношению к ним, оказание им поддержки; в - третьих, создание условий, при которых родители смогут наиболее максимально и плодотворно проявить свои положительные качества и способности;

- эмансипация родителей – этот принцип предполагает, во - первых, освобождение родителей от прежних взглядов, установок на воспитание и самого ребенка как на несмышленого малыша, которому надо постоянно подсказывать, помогать, поведением которого надо руководить, во – вторых, пробуждение их желания лучше познать самих себя, что в конечном итоге поможет им лучше понять своих детей.


 

НОВИЗНА ОПЫТА.


 

Новизна опыта состоит в том, что планомерная работа по формированию партнерских отношений с семьями воспитанников начинается не с момента поступления ребенка в детский сад, а намного раньше, с момента подачи ими заявления в наш детский сад. Разработана технология установления раннего контакта педагога с ребенком и его родителями, комплексно-целевая программа, план реализации психолого-педагогического сопровождения семьи.


 

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА.

Цель: создание условий для развития партнерских отношений с семьями будущих воспитанников ДОУ, обеспечивающих успешную адаптацию детей и повышение компетентности родителей в области воспитания детей раннего возраста.

В связи с этим предлагаемый опыт направлен на достижение цели через решение ряда задач:

Разработать технологию установления раннего контакта педагога с ребенком, его родителями.

Выявить затруднения , проблемы семейного воспитания у претендентов на детский сад.

Оптимизировать взаимодействие ДОУ с семьями будущих воспитанников через информационное пространство.

Отобрать эффективные формы организации взаимодействия с семьями детей, будущих воспитанников детского сада.

Разработать программу психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка, будущего воспитанника детского сада, в предадаптационный период.

Опыт работы включает 3 этапа: информационно-аналитический, содержательно-практический и контрольно-оценочный. Каждый этап имеет свое направление, решает определенные задачи и включает формы взаимодействия между участниками воспитательно-образовательного процесса.

Наименование этапа

Направление

Решаемые задачи

Формы сотрудничества

Информационно-аналитический

Педагогический мониторинг

Изучение запросов родителей на образовательные услуги в предадаптационный период.

Изучение индивидуальных особенностей ребенка и выявления реальных затруднений родителей в вопросах семейного воспитания.

Определение уровня психолого-педагогической компетентности родителей будущих воспитанников.

Социологические срезы:

изучение потребностей родителей,

изучение удовлетворенности родителей,

анкетирование,

наблюдение

Содержательно-практический

Педагогическая поддержка педагогов и родителей

Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки и взаимопроникновение в проблемы родителей будущих воспитанников.

Сайт ДОУ

Совместный выпуск журнала «Счастливый малыш»

Педагогическое образование родителей

Поддерживать интерес родителей к развитию собственного ребенка.

Мастер-класс по организации развивающего игрового пространства для детей раннего возраста.

Педагогическое партнерство

Установить партнерские отношения с семьями будущих воспитанников.

«Гостевые дни»

Семейный клуб «Вместе весело шагать»

Контрольно-оценочный

Мониторинг по результатам деятельности

   

Информационно-аналитический этап направлен на:

выявление количества семей, подавших заявление в детский сад, имеющих детей в возрасте от 6 месяцев до 1,5 лет;

изучение запросов родителей на образовательные услуги в предадаптационный период;

изучение индивидуальных особенностей ребенка и выявления реальных затруднений родителей в вопросах семейного воспитания;

определение уровня их психолого-педагогической компетентности.

Для получения необходимых сведений о семье были использованы анкеты, вопросники «Давайте познакомимся», «Какой я родитель», «Какой вы воспитатель», личные беседы, посещение на дому, наблюдения за взаимоотношениями родителей с ребенком и между собой.

На основе полученных данных были выявлены проблемы и затруднения родителе, и с учетом принципа дифференциации запланирована деятельность психолого-педагогического сопровождения.

Результаты исследований (76 семей) последних трех лет показали, что:

- большинство детей (86%) воспитываются в полных семьях;

- возрастной состав родителей колеблется от 20 до 35 лет;

- 78 % родителей имеют высшее и среднее профессиональное образование;

- 64 % семей имеют одного ребенка, 36 % имеют двух и более детей;

- многие семьи (70%) живут отдельно, но, несмотря на это бабушки и дедушки принимают активное участие в воспитании внуков;

В психолого- педагогическом сопровождении в предадаптационный период нуждались 60 % (30 семей).

Из них:

- успешно осуществляют уход и присмотр за ребенком, но имеют затруднения в практическом взаимодействии с детьми -62 % семей.

- самоустраняются или имеют поверхностное представление в вопросах воспитания ребенка-38%семей.

Собранные сведения показали, что 58% родителей будущих воспитанников владеют полной информацией об образовательном учреждении, 72% - готовы активно взаимодействовать с педагогами ДОУ, включаться в воспитательно-образовательный процесс учреждения.

Содержательно-практический этап предусматривает проведение мероприятий, направленных на решение основных задач по установлению партнерских отношений педагогов и родителей в предадаптационный период. На данном этапе выделяются три взаимосвязанных направления работы: педагогическая поддержка, педагогическое образование и педагогическое партнерство.

С целью подготовки педагогов к установлению партнерских отношений с семьями будущих воспитанников была проделана следующая работа.

Формы работы

Цель

Тематика

Тренинг

Ознакомление педагогов с современными технологиями установления сотрудничества с родителями воспитанников

«Я, ты, мы» - знакомство с вербальной и невербальной техниками общения; обеспечение тесного сотрудничества педагогов.

Памятка

Развитие умения общаться с родителями

«Стиль общения с родителями»

Круглый стол

Создание условий для комфортной, благоприятной адаптации к детскому саду через организацию семейного клуба.

«Семейный клуб как эффективная форма взаимодействия с семьей»

Практический семинар для воспитателей

Уточнение знаний у педагогов о современных подходах и технологиях, используемых в период адаптации.

"Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"

 


 

Педагогическая поддержка родителей осуществляется посредством организации работы сайта ДОУ, выпуска журнала «Счастливый малыш». При этом разного рода памятки, рекомендации, консультации, размещенные на сайте ДОУ, не подменяют содержательного общения с педагогами, а дополняют его. К преимуществам данной формы сотрудничества с родителями относятся: минимальные затраты времени, наличие у взрослых возможности не спеша осмыслить полученную информацию.

Однако, ограничиваться пропагандой педагогических знаний, которые родители поглощают пассивно, сегодня нельзя. В совместной деятельности с родителями нужны дифференциация и личностно-ориентированный подход. Поэтому на начальном этапе (в предадаптационный период) установления сотрудничества с родителями мы активно внедряем «гостевые дни». В летний период, еще до поступления ребенка в детский сад, педагоги группы раннего возраста посещают семью будущего воспитанника или на дому, или на прогулке, или на детской площадке (по желанию родителя). Там педагоги знакомятся с методами воспитания ребенка в семье, устанавливают контакт с малышом, постепенно переходя к организации развивающих игр с ним, дают родителям рекомендации по организации режима дня детей раннего возраста. Количество гостевых дней зависит от степени готовности ребенка к взаимодействию с воспитателем, от востребованности индивидуального общения. В среднем, по нашим наблюдениям, на установление контакта с ребенком требуется 2-4 посещения. Практический опыт показывает, что такие «гостевые дни» помогают снизить стрессовое состояние в период адаптации не только малышей, но и их родителей, создать условия для установления партнерских отношений, возникновения доверия между всеми участниками педагогического процесса.

Эффективной практикуемой формой установления партнерских отношений с родителями будущих воспитанников стал семейный клуб на предадаптационный период (до поступления ребенка в детский сад). Было разработано положение о клубе, составлен договор с родителями, проявившими интерес к такой форме взаимодействия с детским садом.

Стратегическая цель семейного клуба «Вместе весело шагать» - успешная адаптация ребенка к условиям детского сада через создание ситуации сотрудничества ДОУ с родителями будущих воспитанников.

Задачи:

Стимулирование интереса родителей к вопросам педагогики и психологии и желания создавать благоприятные условия собственному ребенку для своевременного и полноценного развития в условиях семьи.

Использование разнообразных интерактивных форм и методов работы для формирования современной родительской позиции, умения применять полученные знания на практике.

Оказание содействия в социализации детей раннего возраста не посещающих детский сад.

Для работы клуба была разработана программа , перспективный план работы .

В рамках осуществления дифференцированного подхода при организации взаимодействия с родителями использованы разные формы:

-коллективные (вечера вопросов и ответов, встречи в клубе, совместные игры-занятия детей и родителей в малых группах);

-индивидуальные ( индивидуальные занятия с малышом и родителями, беседы, рекомендации, буклеты);

-традиционные формы (консультации, собрания, информационные листы);

-нетрадиционные формы (мастер-классы, дискуссии, презентация семейного опыта). 

С целью установления неформальных контактов с родителями, привлечения их внимания к жизнедеятельности детского сада способствуют нетрадиционные формы работы, основанные на сотрудничестве, такие как: «Педагогическая гостиная» («Ребенок в возрасте от 1-1,5 года»), «Круглый стол» («Капризы и упрямство»), «Ток шоу» («Мы и наши дети»), «Устный журнал» («Прогулка и здоровье»).

Первые встречи посвящены теоретическим вопросам, поэтому они проходят без детей. Универсальными формами взаимодействия с родителями в данном случае являются семинары. Традиционная повестка дня, включающая в себя чтение доклада, используется в редких случаях. Чаще всего в ходе семинара ведется диалог с родителями с использованием методов активизации (мозговой штурм, ТРИЗ-технологии), создавая условия для удовлетворения потребностей родителей в знаниях дошкольной педагогики и психологии.

Для нас важно, чтобы родители были не пассивными слушателями, а активными участниками, поэтому широко используем приемы активизации: вопросы, примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, обсуждение и анализ педагогических ситуаций, просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок.

Обсуждали такие темы как «Нужно ли наказывать детей?», «Послушен ли ваш ребенок?», «Какие игрушки нужны детям?» и др.

Помочь родителям осознать самоценность детства и особое значение периодов дошкольного развития ребенка, убедить их в необходимости воспитывать детей с учетом знаний общих закономерностей их развития и природной целесообразности и индивидуальности помогали педагогические беседы и тематические консультации. Выбор тем бесед и консультаций проводился по запросу родителей, аналитическим материалам исследования затруднений той или иной семьи в вопросах воспитания, например «Пустышки: плюсы, минусы. Когда и как отучать от них?», «Осторожно, памперсы! Как приучать ребенка к туалету?», «Нет – детским слезам!». Проведенные встречи с практикующими педагогами позволяют безболезненно приучить маленького человека к детскому саду. Профессионалы раскрывают секреты успешной адаптации детей к условиям дошкольного учреждения. Педагоги рассказывают об игровых технологиях и психологических приемах для «мягкого» привыкания.

Теоретические знания подкреплялись практикой, поэтому следовало приглашение родителей в группу вместе с детьми.

Первое такое посещение для детей носит ознакомительный характер. Малыши знакомятся с окружающей обстановкой и друг с другом, им предоставляется свобода выбора игрушек и игр по их желанию. Цель первых посещений помочь детям адаптироваться в новой обстановке в присутствии родителей, играть рядом с другими детьми.

Далее основной формой работы для родителей становятся игры-занятия с детьми, где педагог показывает им приемы развивающего обучения и способы организации игр – занятий с детьми, которые они смогут применять дома. Педагог подчеркивает интересные родительские находки и подходы к разнообразию игровых моментов и поддержке инициативности и самостоятельности своего ребенка, тем самым повышая их самооценку в статусе родителей и стимулируя на дальнейшую деятельность делиться позитивным опытом семейного воспитания.

В среднем в течение года педагог совместно с детьми и их родителями проводит 10-14 встреч, организуя непосредственно образовательную деятельность по разным направлениям детского развития («Забавные матрешки», «Собери пирамидку», «Закрой окошко», «Догони мяч», «Накормим куклу» и др.).

Родителями востребована на группе картотека игр, по развитию мелкой моторики рук, двигательных и сенсорных навыков детей раннего возраста.

Учитывая занятость родителей, используются и такие формы общения с семьей, как « Родительская почта» и «Телефон доверия». Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к педагогу. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы.

Таким образом, система организации взаимодействия ДОУ с родителями (на добровольной основе) в предадаптационный период, способствовало удовлетворению потребностей и запросов родителей, повышению их интереса и роста психолого-педагогической компетентности в вопросах семейного воспитания детей раннего возраста.

Результативность работы клуба подводится после прохождения детьми адаптационного периода, по итогам которого видна степень успешности адаптации детей к условиям детского сада.

Уровень повышения педагогической грамотности родителей, степени активности и включенности родителей в жизнедеятельность детского сада можно проследить и отметить как качественную характеристику деятельности детского сада в предадаптационный период по истечению времени пребывания ребенка в группе раннего возраста в ДОУ.

С целью решения задачи эффективного взаимодействия ДОУ с семьей реализуется третий этап - контрольно-оценочный, в нашем случае это психолого-педагогического мониторинг организации адаптационного процесса.  Система психолого-педагогического мониторинга организации адаптационного процесса в ДОУ ориентирована на всех участников адаптационного процесса, определяет цели, конкретные методики, условия и сроки проведения мониторинга.

Дети

Родители

Педагоги

Цель мониторинга:

Отслеживание показателей здоровья и психофизического развития детей, вновь поступающих в ДОУ

Выявление уровня отношения семьи вновь поступающих детей к организации работы ДОУ по успешной адаптации детей (условиям адаптации ребенка в группе, готовности к сотрудничеству)

Выявление условий профессиональной деятельности педагогов (профессионализм, мотивация, психо-эмоциональное благополучие), участвующих в организации жизнедеятельности детей в период адаптации.

Методики:

Заполнение листов адаптации.

Анкета

«Как прошла адаптация в детском саду» , «Какой Вы воспитатель»

Анкета для воспитателей, осуществляющих прием детей в ДОУ, "Самооценка эмоционального состояния" (Я.Уэссман, Д.Рикс),

Анкета выявляющая уровень профессиональной готовности к работе с детьми раннего возраста

Условия проведения:

Личностно-ориентированное общение, свободная деятельность детей, естественные условия пребывания,

достаточная развивающая предметно-пространственная среда.

Доверительные партнерские отношения, общение на равных, заинтересованность родителей

Мотивация на успешную адаптацию, снижение собственного эмоционального напряжения

Сроки:

август - декабрь

август-сентябрь

август - сентябрь

Результат:

легкая степень – 85 %

средняя степень - 15%

тяжелая степень ----

95% родителей оценивают работу по организации в ДОУ адаптационного процесса положительно

Повышение эмоционального напряжения у воспитателей не наблюдается, что свидетельствует о сохранении их психологического здоровья

Выводы:

В процессе мониторинга были сделаны следующие выводы:

Прослеживается динамика в увеличении количества детей с легкой степенью адаптации и снижение процента детей с тяжелой степенью адаптации. Полученные результаты дают основание для разработки индивидуальных оздоровительно-образовательных маршрутов, с целью сохранения психо-физического здоровья детей. Наблюдается тенденция в снижении эмоционального напряжения у воспитателей адаптационных групп, повышение уверенности в работе с маленькими детьми, заинтересованность в повышении качества труда.

Полученные данные свидетельствуют об удовлетворенности родителей организацией работы ДОУ, положительной оценке деятельности педагогического коллектива.

В ходе проведения мониторинга был реализован механизм обратной связи, который позволял анализировать деятельность всех участников образовательного процесса, выявлять слабые места, находить конкретные решения для корректировки ситуации на еженедельных оперативных совещаниях или собрании трудового коллектива. При этом обязательным условием эффективной работы механизма обратной связи выступал контроль качества данных, их грамотная интерпретация и корректное представление.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА.

Анализ деятельности детского сада в данном направлении на протяжении последних трех лет (2014-2015, 2015-2016, 2016-2017 уч. г.г.) показал динамику роста интересов и запросов родителей на организацию работы семейного клуба в предадаптационный период. Удовлетворенность родителей работой семейного клуба «Вместе весело шагать» составила 100%. 98% родителей владеют информацией о ДОУ, 76% участвуют в планировании работы семейного клуба , 54% родителей активно взаимодействуют с педагогами, включаются в воспитательно-образовательный процесс. Позиция родителей как первого воспитателей своего ребенка становится более гибкой и осознанной, повышается их активность и заинтересованность в подготовке детей к детскому саду, устанавливаются партнерские отношения между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, воспитателями ДОУ.

Анализ результатов по данному направлению показывает стабильные, положительные результаты успешности развития детей, посещавших совместно с родителями семейный клуб в предадаптационный период, по следующим показателям:

85 % детей при поступлении в детский сад имели легкую степень адаптации, легко контактировали с воспитателем, а затем и с детьми. Отмечалась низкая заболеваемость детей, если болели, то восстанавливались быстро.

позитивные показатели уровня нервно-психического развития детей на момент их адаптации к детскому саду: у 57% детей уровень развития полностью соответствует возрасту. Имеют незначительную задержку в развитии (на 1-2 эпикризных срока) – 43 % детей.

дети легче и успешней овладевали двигательными умениями, навыками самообслуживания, воспроизводили игровые действия, у них активно развивается речь.

Сравнительный анализ адаптации детей к условиям детского сада, уровня нервно - психического развития детей, посещавших предадаптационный клуб, и детей, пришедших в детский сад из домашней среды (домашние дети), говорит о положительных результатах деятельности клуба.

 

Результаты диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста по методике Л.Н. Печеры :

Уровни нервно-психического развития детей

Уровень развития детей, посещавших семейный клуб в предадаптационный период

Уровень развития детей не посещавшие семейный клуб в предадаптационный период

Развитие соответствует возрасту

(1группа 2 степень)

57 %

28%

Дети с задержкой в развитии на

1-2 эпикризных срока

(1группа 1 степень)

43 %

57%

Дети с задержкой в развитии на

3-4 эпикризных срока

(1группа 2 степень)

-

15 %

Прослеживается положительная динамика повышения педагогической компетентности родителей.

По окончании посещения семьями предадаптационного клуба, был повторно проведено анкетирование с целью обследования прироста педагогических знаний родителей, готовность применять х на практике.

Результаты анкетирования и наблюдение за взаимодействием родителей с ребенком показали:

- рост количества семей, где родители успешно справляются с родительскими обязанностями: в 2014-15 г. до 48 %, в 2015-16 г. до 59 %, в 2016-17 г. до 70%.;

- количество семей, имеющих затруднения в общении с детьми, снизилось: в 2014-15г. с 65% до 50%, в 2015-2016г. с 72% до 25%, в 2016 – 17г. с 50% до 10%.

- исчезла группа неопытных родителей, имеющих поверхностное представление в вопросах воспитания ребенка. У них возрос интерес к развитию своего малыша, они стали активно интересоваться вопросами воспитания и успехами ребенка, участилось обращение за помощью к педагогу.

Таким образом, выше перечисленные данные, говорят о достижении поставленной цели, положительной динамики успешности и развития детей в предадаптационный период, реализации модели установления партнерских отношений «детский сад- семья», рост педагогической компетентности родителей и их успешность в создании благоприятных условий для развития детей в условиях семьи.

АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Опыт работы может использоваться педагогами детских садов, заинтересованных в достаточном развитии будущих воспитанников, в соответствии с возрастом, и готовых сотрудничать с родителями в предадаптационный период.


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие/Авт.-сост. Белкина Л.В.- Воронеж, «Учитель»,2004.

Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребёнком. Как? – М.: Сфера, 2005.

Дергачева О.М. Проблема взаимодействия детского сада и семьи.- М., 1997. 

Дуброва В.П.Организация методической работы в дошкольном учреждении. - Новая школа, 1995 г.

Зверева О. Л., Кротова Т. В. «Общение педагога с родителями в ДОУ»Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Зверева О. Л., Кротова Т. В. « Родительские собрания в ДОУ» методическое пособие.- М.: Айрис Пресс, 2006 г.

Кольченко Е.В. «Здравствуй, малыш!» - журнал «Воспитатель», 2010, №10. 

Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Пер. с англ.: Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1991.

Метенова Н.М., Метенова Е.Е. «Родительские собрания».- ИПК «Индиго», 2015.

Метенова Н.М. Взрослым о детях.- Ярославль, ООО «ИПК Индиго», 2011.

Мудрость воспитания: Книга для родителей / Составители Б. М. Бим-Бад, ЭХ. Д.Днепров, Г. Б. Корнетов. – М.: Педагогика, 1987.

Свирская Л. Работа с семьёй: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.

Система сопровождения родителей: модель организации клуба «Молодая семья»,авт.-сост. М.В. Тимофеева.- Волгоград, 2009.

Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй: Практическое пособие. – М.: АРКТИ 2004.

Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребёнком. Как? – М.: Сфера, 2005.

Стрелкова Л. П. Чувство любви к ребенку. – 2005-№3.

Осипова Л.Е. «Работа детского сада с семьей» - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009.

Чиркова С.В. «Родительские собрания в детском саду» - Москва «ВАКО» ,2011.

. Носова Е.А., Швецова Т.Ю. «Семья и детский сад»: педагогическое образование родителей» - Санкт- Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС» - 2009.

. Методическое пособие «Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного образования/ Москва, Обруч, 2010.

«Социальное партнерство детского сада с родителями» Сборник материалов/ Творческий центр СФЕРА/ Москва 2013

. Мудрик А.В. «Социализация и воспитание». М., 1997.

Тонкова-Ямпольская. Р.В., Т.Я.Черток «Ради здоровья детей» МОСКВА Просвещение 1985 .

 

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ в ред. от 13.07.2015).

Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.