Проект «Эмоционально-развивающая среда как условие успешной адаптации к условиям детского сада»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 26» дошкольное отделение
Проект
«Эмоционально-развивающая среда как условие успешной адаптации к условиям детского сада»
Авторы:
Следенко Мария Сергеевна педагог-психолог первой квалификационной категории;
Бобро Марина Борисовна воспитатель первой квалификационной категории;
Тамразян Тамара Тамразовна воспитатель первой квалификационной категории;
Гусева Светлана Владимировна воспитатель первой квалификационной категории;
Молостова Анна Владимировна воспитатель первой квалификационной категории
V международный конкурс проектов
«Образовательная среда для всех.
Образовательная среда для каждого»
Номинация «Инновационные технологии проектирования и создания психологически безопасной и комфортной образовательной среды для детей и педагогов»
г. Новосибирск 2018
Обоснование необходимости проекта
В возрасте 3-4 лет у каждого ребенка наступает важный период в его жизни – он идет в детский сад. Детям любого возраста очень непросто привыкать к новым условиям вне семьи. Каждый из них проходит период адаптации. Вся жизнь ребенка кардинальным образом меняется. В привычную сложившуюся жизнь буквально врываются изменения: четкий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резкое уменьшение количества персонального внимания.
Адаптация – процесс и результат внутренней и внешней гармонизации личности со средой.
При вновь сформированной группе в адаптации нуждаются не только дети, но и родители, со своими ожиданиями, личностными особенностями, ценностями. Дети часто тяжело привыкают к условиям детского сада, друг к другу, к педагогам. Родители, наблюдая реакцию детей, испытывают разные эмоциональные переживания, которые могут подкрепляться собственной неготовностью «отпустить» ребенка в детский сад. И дети, и родители переживают адаптацию и нуждаются в направляющей работе педагогов.
Адаптационный период пройдет более успешно при условии командной работы специалистов дошкольной организации со всеми участниками образовательной деятельности.
Мы пришли к выводу, что на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению актуальна. Если родители и специалисты детского сада объединят свои усилия и обеспечат ребенку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей к детскому саду.
Цель проекта:
Помочь детям и родителям успешно приспособиться к условиям детского сада посредством эмоционально-развивающей среды.
Задачи:
Содействовать гармоничному физическому и психологическому развитию детей.
Преодолевать стрессовые состояния у детей младшего возраста в период адаптации в детском саду.
Формировать активную позицию родителей к процессу адаптации детей.
Создавать благоприятные условия для комфортного пребывания детей в детском саду.
Регулирование психоэмоционального состояния у детей.
Участники проекта:
Дети младшего дошкольного возраста и их родители – целевая аудитория.
Воспитатели.
Педагог-психолог.
Музыкальный руководитель.
Инструктор по физической культуре.
Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей.
1-й этап: Подготовительный (20. 08. 2018г.- 03. 09. 2018г.)
Подбор и изучение литературы;
Подбор методов и методик;
Изучение рекомендаций для ведения работы с родителями;
Разработка анкет для родителей и первичное анкетирование;
Организационное родительское собрание и сбор согласий на работу с психологом;
Постановка целей, задач, планирование деятельности.
2-этап: Основной. (03.09. 2018г. – 30. 11. 2018 г.)
Реализация проекта представлена в таблице.
3 этап: Заключительный (03. 12. 2018 г. – 14. 12. 2018 г.)
Организация и проведение развлечения для детей и родителей «Вместе весело играть»
Индивидуальные психологические консультации родителей.
Продолжение работы с детьми, у которых низкие показатели к адаптации к условиям детского сада.
Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей.
Разработка рекомендаций для родителей по соблюдению единых требований к детям в детском саду и дома.
Анкетирование родителей по итогам адаптации (реализации проекта).
Рабочий план реализации проекта.
сроки | формы работы | задачи | ответственный |
сентябрь | Ежедневный цветовой выбор родителями и детьми «цвет настроения» | Оценка актуального эмоционального состояния | Воспитатели групп, педагог-психолог |
Занятие для детей с использованием игрушки «Почему Дружок грустный?» | Способствовать сплочению детского коллектива, воспитывать в детях способности к сочувствию, сопереживанию. | Педагог-психолог | |
Встреча с родителями в рамках родительского клуба по теме «Адаптация родителей к детскому саду» | Формирование родительской компетентности в неосознанном способствовании переживаний ребенка. | Педагог-психолог | |
Организация эмоционально-развивающей среды. | Создание благоприятной атмосферы в группе, проявления эмпатии по отношению к детям. | Воспитатели | |
Игры с песочным столом, сухим бассейном, «сухим цветовым дождем», «ковриком злости», «уголком тишины», с флисовой варежкой с изображением солнца, | Снятие напряженного эмоционального состояния. | Воспитатели | |
Ежедневная обратная связь с родителями по поведению и по эмоциональному состоянию ребенка в личной беседе. | Установление контакта с родителями. Информирование родителей о течении адаптационного периода ребенка.
| Воспитатели | |
октябрь | Ежедневный цветовой выбор родителями и детьми «цвет настроения» | Оценка актуального эмоционального состояния | Воспитатели групп, педагог-психолог |
Занятие для детей с использованием игрушек «Веселая подружка для Дружка» | Способствовать сплочению детского коллектива, формирование способности замечать в других веселое и грустное настроения.
| Педагог-психолог | |
Встреча с родителями в рамках родительского клуба «В детский сад с радостью» | Формирование благоприятного, бесконфликтного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса. | Педагог-психолог | |
Игры и развлечения детей в совместной деятельности в группе и на улице | Формирование коммуникативных навыков, позитивное отношение к детскому саду, межличностных отношений. | Воспитатели | |
Игры с песочным столом, сухим бассейном, «сухим цветовым дождем», «ковриком злости», «уголком тишины», с флисовой варежкой-солнце. | Снятие напряженного эмоционального состояния. | Воспитатели | |
ноябрь | Занятие для детей с использованием ранее использованных игрушек «Ласковое имя» | Способствовать снижению тревожности, повышению самооценки. | Педагог-психолог
|
Встреча с родителями в рамках родительского клуба «Место моих переживаний» | Способствовать формированию эмоциональной компетентности родителей. | Педагог-психолог | |
Игры и развлечения детей в совместной деятельности в группе и на улице | Формирование коммуникативных навыков, позитивное отношение к детскому саду, межличностных отношений. | Воспитатели | |
Игры с песочным столом, сухим бассейном, «сухим цветовым дождем», | Снятие напряженного эмоционального состояния. | Воспитатели
| |
Чтение детской художественной литературы с использованием театрализации. Использование фольклора (потешек, прибауток, колыбельных). | Установление эмоционального контакта с детьми. Привлечь детей к совместной деятельности. | Воспитатели | |
Организация и проведение развлечения для детей и родителей «Вместе весело играть» | Развитие доброжелательных межличностных отношений. | Все участники проекта |
Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные реализации проекта.
Прогноз благоприятный. Дети с дезадаптацией не выявлены. Стрессовые ситуации при адаптации к детскому саду у детей минимизированы. Активная позиция родителей к процессу адаптации детей сформирована. В детском саду родители учитывают рекомендации специалистов детского сада. В группах созданы благоприятные условия для комфортного пребывания детей. Психоэмоциональное состояние детей стабильное, созданы условия для гармоничного развития детей.
Оценка эффективности реализации проекта.
С 03.09.2018 по 25.10.18 тридцать восемь родители и детей ежедневно определяли цвет своего настроения. По результатам 4 родителей со своими детьми стабильно испытывали отрицательный фон настроения в течении трёх недель, при индивидуальном подходе, у родителей и детей фон настроения улучшился.
В целом у родителей в течение этого периода сохранялся стабильный эмоциональный фон, у детей отмечалась нестабильность. Стабильный благоприятный эмоциональный фон отмечен во второй половине октября.
При анализе анкет, дети к воспитателям чувства страха не испытывают, свободно обращаются с просьбами, адаптация проходит успешно при активном участии родителей и воспитателей.
Оценка рисков.
При реализации проекта возможны риски связанные с особенностями психического развития детей, где под дезадаптацией могут скрываться некоторые поведенческие особенности. Зачастую первые тревожные признаки в развитии замечают именно специалисты детского сада, в свою очередь родители не готовы получить эту информацию и родители проявляют негатив в адрес детского сада. Здесь необходима деликатная, последовательная работа психолога.
Еще одним из рисков можно определить то, что группа может закрыться на карантин. В связи с этим возможен перерыв, который повлияет на сроки и некоторую корректировку проекта. На индивидуальном уровне, при заболевании ребенка, его адаптационный период увеличивается.
Дальнейшее развитие проекта.
Опыт показывает, что успех в работе по адаптации предполагает командную работу. Результаты проекта могут быть использованы педагогами в других дошкольных образовательных учреждениях в силу свей доступности. Основной ресурс проекта – это наличие специалистов, их профессионализм и компетентность.
Приложение 1.
Метод цветовых выборов (М.Люшер).
Инструкция для родителей: «Выберете тот цвет, который отражает Ваше, в данный момент, настроение» (или фраза близкая к этому выражению)
Инструкция для детей: «Выбери цвет своего настроения»
В столбцах прописываются цветовые выборы. Первый – родители/второй – дети.
Ф.И.родителя_______________________________________________
Ф.И. ребенка________________________________________________
Дата | 0 серый | 1 темно-синий | 2 сине-зеленый | 3 оранжево-красный | 4 желтый | 5 фиолетовый | 6 коричневый | 7 черный |
| / | / | / | / | / | / | / | / |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
Приложение 2.
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопросы данной анкеты.
ФИО писать не обязательно. Возле правильного ответа ставьте «+», а если затрудняетесь ответить, переходите к следующему вопросу.
Ваши соображения помогут организовать успешную адаптацию малышей, поступающих в наш детский сад, что-то изменить, на что-то посмотреть другими глазами.
1. С какого времени ребёнок посещает д/с ______________
2. Комфортно ли чувствует себя ребенок в этой группе?
• Да
• Нет
• Скорее нет, чем да
• Скорее да, чем нет
• Не знаю
3. Нравится ли ребенку воспитатели группы, которую посещает?
• Да
• Нет
• Не очень, ребенок находится в напряжении, общаясь с воспитателями
• Скорее да, чем нет
4. Что изменилось в вашем ребенке за время посещения ДОУ?
• Стал самостоятельным
• Стал организованным
• Стал общительным
• Стал замкнутым
• Стал агрессивным
• Стал доброжелательным
• Стал скованным
• Чаще плачет, капризничает
• Увеличился словарный запас
• Ничего не изменилось
5. Как прошла адаптация ребенка к детскому саду:
• ребенок адаптировался полностью
• ребенок утром не хочет идти в детский сад
• ребенок иногда не хочет идти в детский сад
• ребенок вечером изъявляет желание еще поиграть в детском саду
6. Как протекала адаптация Вашего малыша к детскому саду?
Ребенок шел в детский сад:
• с плачем
• с уговорами
• без эмоций
• с удовольствием
7. Что, по Вашему мнению, повлияло на успешную адаптацию:
• действия всех сотрудников
• совместные действия сотрудников и родителей
• действия родителей
8. Как Вы думаете, каковы пути успешной адаптации к детскому саду? Что, на Ваш взгляд, нужно изменить? Что бы Вы хотели увидеть в детском саду? Ваши пожелания_______________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
9. С какими трудностями Вы столкнулись или сталкиваетесь в процессе адаптации
_________________________________________________________________________________________
10. Какую информацию Вы хотели бы получить от специалистов д/с:
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Спасибо!
Приложение 3.
Анкета для родителей «Каково эмоциональное состояние вашего ребенка?»
(фамилия, имя, возраст__________________________________________)
1. Как ваш ребенок засыпает?
Быстро;
Медленно;
Требует, чтобы с ним сидели;
Требует, чтобы не гасили свет.
2. Как спит?
Крепко, спокойно;
Неспокойно;
Вскрикивает;
Плачет;
Разговаривает во сне.
3. Как просыпается?
Сразу;
Не сразу.
4. В каком настроении просыпается?
Веселый, спокойный;
Раздражительный;
Грустный;
В слезах.
5. Как ребенок ест?
Охотно, не выбирает пищу, быстро, самостоятельно;
Неохотно, выбирает пищу, медленно, с помощью взрослых.
6. Замечаете ли вы проявление страха у вашего ребенка?
Да;
Иногда;
Нет.
7. Если замечаете, то при каких обстоятельствах?
В темной комнате;
При наказании, окриках;
При недовольстве взрослых его поведением;
Когда слушает страшную сказку;
Когда видит собаку, змею;
Без видимой причины.
8. Как проявляется страх у ребенка?
Плачет;
Убегает;
Впадает в ярость;
Зовет взрослых;
Справляется сам.
9. Чему радуется ваш ребенок?__________________________________
10. Что вызывает у него огорчение?_____________________________
11. На что он обижается?_______________________________________
12. Как быстро перестает переживать?___________________________
Быстро;
Не очень быстро;
Через длительное время.
13. Умеет ли ребенок выразить свое сочувствие близким?
Да;
Редко;
Нет.
14. Какие эмоции проявляет ребенок в игре по отношению к предметам и игрушкам?
Доброжелательный интерес;
Агрессивность;
Индифферентность.
15. Какие эмоции преобладают по отношению к сверстникам во время игры?
Доброжелательный интерес;
Агрессивность;
Индифферентность.
16. Умеет ли ребенок отстаивать свои интересы перед взрослыми?
Да;
Не всегда;
Нет.
17. Умеет ли ребенок отстаивать свои интересы перед сверстниками?
Да;
Не всегда;
Нет.
18. Каким образом он отстаивает свои интересы?
Находит аргументы;
Упрашивает;
Вежливо требует;
Агрессивно требует;
Плачет.