12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Померанцева Марина Борисовна279
Я стараюсь учить детей добру, сопереживанию, умению дружить. Они учатся видеть прекрасное в людях, природе. Я хочу,чтобы они научились быть счастливыми, жить в гармонии с собой и окружающим миром.
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск
6

Проект «Эмоционально-развивающая среда как условие успешной адаптации к условиям детского сада»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 26» дошкольное отделение





Проект

«Эмоционально-развивающая среда как условие успешной адаптации к условиям детского сада»

Авторы:

Следенко Мария Сергеевна педагог-психолог первой квалификационной категории;

Бобро Марина Борисовна воспитатель первой квалификационной категории;

Тамразян Тамара Тамразовна воспитатель первой квалификационной категории;

Гусева Светлана Владимировна воспитатель первой квалификационной категории;

Молостова Анна Владимировна воспитатель первой квалификационной категории



V международный конкурс проектов

«Образовательная среда для всех.

Образовательная среда для каждого»

Номинация «Инновационные технологии проектирования и создания психологически безопасной и комфортной образовательной среды для детей и педагогов»

г. Новосибирск 2018

Обоснование необходимости проекта

В возрасте 3-4 лет у каждого ребенка наступает важный период в его жизни – он идет в детский сад. Детям любого возраста очень непросто привыкать к новым условиям вне семьи. Каждый из них проходит период адаптации. Вся жизнь ребенка кардинальным образом меняется. В привычную сложившуюся жизнь буквально врываются изменения: четкий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резкое уменьшение количества персонального внимания.

Адаптация – процесс и результат внутренней и внешней гармонизации личности со средой.

При вновь сформированной группе в адаптации нуждаются не только дети, но и родители, со своими ожиданиями, личностными особенностями, ценностями. Дети часто тяжело привыкают к условиям детского сада, друг к другу, к педагогам. Родители, наблюдая реакцию детей, испытывают разные эмоциональные переживания, которые могут подкрепляться собственной неготовностью «отпустить» ребенка в детский сад. И дети, и родители переживают адаптацию и нуждаются в направляющей работе педагогов.

Адаптационный период пройдет более успешно при условии командной работы специалистов дошкольной организации со всеми участниками образовательной деятельности.

Мы пришли к выводу, что на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению актуальна. Если родители и специалисты детского сада объединят свои усилия и обеспечат ребенку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей к детскому саду.

Цель проекта:

Помочь детям и родителям успешно приспособиться к условиям детского сада посредством эмоционально-развивающей среды.

Задачи:

    Содействовать гармоничному физическому и психологическому развитию детей.

    Преодолевать стрессовые состояния у детей младшего возраста в период адаптации в детском саду.

    Формировать активную позицию родителей к процессу адаптации детей.

    Создавать благоприятные условия для комфортного пребывания детей в детском саду.

    Регулирование психоэмоционального состояния у детей.

Участники проекта:

    Дети младшего дошкольного возраста и их родители – целевая аудитория.

    Воспитатели.

    Педагог-психолог.

    Музыкальный руководитель.

    Инструктор по физической культуре.

Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей.

1-й этап: Подготовительный (20. 08. 2018г.- 03. 09. 2018г.)

    Подбор и изучение литературы;

    Подбор методов и методик;

    Изучение рекомендаций для ведения работы с родителями;

    Разработка анкет для родителей и первичное анкетирование;

    Организационное родительское собрание и сбор согласий на работу с психологом;

    Постановка целей, задач, планирование деятельности.


2-этап: Основной. (03.09. 2018г. – 30. 11. 2018 г.)

Реализация проекта представлена в таблице.

3 этап: Заключительный (03. 12. 2018 г. – 14. 12. 2018 г.)

    Организация и проведение развлечения для детей и родителей «Вместе весело играть»

    Индивидуальные психологические консультации родителей.

    Продолжение работы с детьми, у которых низкие показатели к адаптации к условиям детского сада.

    Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей.

    Разработка рекомендаций для родителей по соблюдению единых требований к детям в детском саду и дома.

    Анкетирование родителей по итогам адаптации (реализации проекта).


Рабочий план реализации проекта.


сроки

формы работы

задачи

ответственный

сентябрь

Ежедневный цветовой выбор родителями и детьми «цвет настроения»

Оценка актуального эмоционального состояния

Воспитатели групп, педагог-психолог

Занятие для детей с использованием игрушки «Почему Дружок грустный?»

Способствовать сплочению детского коллектива, воспитывать в детях способности к сочувствию, сопереживанию.

Педагог-психолог

Встреча с родителями в рамках родительского клуба по теме «Адаптация родителей к детскому саду»

Формирование родительской компетентности в неосознанном способствовании переживаний ребенка.

Педагог-психолог

Организация эмоционально-развивающей среды.

Создание благоприятной атмосферы в группе, проявления эмпатии по отношению к детям.

Воспитатели

Игры с песочным столом, сухим бассейном, «сухим цветовым дождем», «ковриком злости», «уголком тишины», с флисовой варежкой с изображением солнца,

Снятие напряженного эмоционального состояния.

Воспитатели

Ежедневная обратная связь с родителями по поведению и по эмоциональному состоянию ребенка в личной беседе.

Установление контакта с родителями. Информирование родителей о течении адаптационного периода ребенка.



Воспитатели

октябрь

Ежедневный цветовой выбор родителями и детьми «цвет настроения»

Оценка актуального эмоционального состояния

Воспитатели групп, педагог-психолог

Занятие для детей с использованием игрушек «Веселая подружка для Дружка»

Способствовать сплочению детского коллектива, формирование способности замечать в других веселое и грустное настроения.

Педагог-психолог

Встреча с родителями в рамках родительского клуба

«В детский сад с радостью»

Формирование благоприятного, бесконфликтного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса.

Педагог-психолог

Игры и развлечения детей в совместной деятельности в группе и на улице

Формирование коммуникативных навыков, позитивное отношение к детскому саду, межличностных отношений.

Воспитатели

Игры с песочным столом, сухим бассейном, «сухим цветовым дождем», «ковриком злости», «уголком тишины», с флисовой варежкой-солнце.

Снятие напряженного эмоционального состояния.

Воспитатели

ноябрь

Занятие для детей с использованием ранее использованных игрушек

«Ласковое имя»

Способствовать снижению тревожности, повышению самооценки.

Педагог-психолог


Встреча с родителями в рамках родительского клуба

«Место моих переживаний»

Способствовать формированию эмоциональной компетентности родителей.

Педагог-психолог

Игры и развлечения детей в совместной деятельности в группе и на улице

Формирование коммуникативных навыков, позитивное отношение к детскому саду, межличностных отношений.

Воспитатели

Игры с песочным столом, сухим бассейном, «сухим цветовым дождем»,

Снятие напряженного эмоционального состояния.

Воспитатели


Чтение детской художественной литературы с использованием театрализации.

Использование фольклора (потешек, прибауток, колыбельных).

Установление эмоционального контакта с детьми. Привлечь детей к совместной деятельности.

Воспитатели

Организация и проведение развлечения для детей и родителей «Вместе весело играть»

Развитие доброжелательных межличностных отношений.

Все участники проекта


Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные реализации проекта.


Прогноз благоприятный. Дети с дезадаптацией не выявлены. Стрессовые ситуации при адаптации к детскому саду у детей минимизированы. Активная позиция родителей к процессу адаптации детей сформирована. В детском саду родители учитывают рекомендации специалистов детского сада. В группах созданы благоприятные условия для комфортного пребывания детей. Психоэмоциональное состояние детей стабильное, созданы условия для гармоничного развития детей.


Оценка эффективности реализации проекта.

С 03.09.2018 по 25.10.18 тридцать восемь родители и детей ежедневно определяли цвет своего настроения. По результатам 4 родителей со своими детьми стабильно испытывали отрицательный фон настроения в течении трёх недель, при индивидуальном подходе, у родителей и детей фон настроения улучшился.

В целом у родителей в течение этого периода сохранялся стабильный эмоциональный фон, у детей отмечалась нестабильность. Стабильный благоприятный эмоциональный фон отмечен во второй половине октября.

При анализе анкет, дети к воспитателям чувства страха не испытывают, свободно обращаются с просьбами, адаптация проходит успешно при активном участии родителей и воспитателей.

Оценка рисков.

При реализации проекта возможны риски связанные с особенностями психического развития детей, где под дезадаптацией могут скрываться некоторые поведенческие особенности. Зачастую первые тревожные признаки в развитии замечают именно специалисты детского сада, в свою очередь родители не готовы получить эту информацию и родители проявляют негатив в адрес детского сада. Здесь необходима деликатная, последовательная работа психолога.

Еще одним из рисков можно определить то, что группа может закрыться на карантин. В связи с этим возможен перерыв, который повлияет на сроки и некоторую корректировку проекта. На индивидуальном уровне, при заболевании ребенка, его адаптационный период увеличивается.


Дальнейшее развитие проекта.


Опыт показывает, что успех в работе по адаптации предполагает командную работу. Результаты проекта могут быть использованы педагогами в других дошкольных образовательных учреждениях в силу свей доступности. Основной ресурс проекта – это наличие специалистов, их профессионализм и компетентность.









Приложение 1.

Метод цветовых выборов (М.Люшер).

Инструкция для родителей: «Выберете тот цвет, который отражает Ваше, в данный момент, настроение» (или фраза близкая к этому выражению)

Инструкция для детей: «Выбери цвет своего настроения»

В столбцах прописываются цветовые выборы. Первый – родители/второй – дети.

Ф.И.родителя_______________________________________________

Ф.И. ребенка________________________________________________


Дата

0

серый

1 темно-синий

2 сине-зеленый

3 оранжево-красный

4

желтый

5 фиолетовый

6 коричневый

7

черный


/

/

/

/

/

/

/

/









































































































































































































































































































































































Приложение 2.

Уважаемые родители!


Просим Вас ответить на вопросы данной анкеты.

ФИО писать не обязательно. Возле правильного ответа ставьте «+», а если затрудняетесь ответить, переходите к следующему вопросу.

Ваши соображения помогут организовать успешную адаптацию малышей, поступающих в наш детский сад, что-то изменить, на что-то посмотреть другими глазами.


1. С какого времени ребёнок посещает д/с ______________

2. Комфортно ли чувствует себя ребенок в этой группе?

Да

Нет

Скорее нет, чем да

Скорее да, чем нет

Не знаю

3. Нравится ли ребенку воспитатели группы, которую посещает?

Да

Нет

Не очень, ребенок находится в напряжении, общаясь с воспитателями

Скорее да, чем нет

4. Что изменилось в вашем ребенке за время посещения ДОУ?

Стал самостоятельным

Стал организованным

Стал общительным

Стал замкнутым

Стал агрессивным

Стал доброжелательным

Стал скованным

Чаще плачет, капризничает

Увеличился словарный запас

Ничего не изменилось

5. Как прошла адаптация ребенка к детскому саду:

ребенок адаптировался полностью

ребенок утром не хочет идти в детский сад

ребенок иногда не хочет идти в детский сад

ребенок вечером изъявляет желание еще поиграть в детском саду

6. Как протекала адаптация Вашего малыша к детскому саду?

Ребенок шел в детский сад:

с плачем

с уговорами

без эмоций

с удовольствием

7. Что, по Вашему мнению, повлияло на успешную адаптацию:

действия всех сотрудников

совместные действия сотрудников и родителей

действия родителей

8. Как Вы думаете, каковы пути успешной адаптации к детскому саду? Что, на Ваш взгляд, нужно изменить? Что бы Вы хотели увидеть в детском саду? Ваши пожелания_______________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

9. С какими трудностями Вы столкнулись или сталкиваетесь в процессе адаптации

_________________________________________________________________________________________

10. Какую информацию Вы хотели бы получить от специалистов д/с:

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________


Спасибо!









































Приложение 3.

Анкета для родителей «Каково эмоциональное состояние вашего ребенка?»

(фамилия, имя, возраст__________________________________________)

1. Как ваш ребенок засыпает?

    Быстро;

    Медленно;

    Требует, чтобы с ним сидели;

    Требует, чтобы не гасили свет.

2. Как спит?

    Крепко, спокойно;

    Неспокойно;

    Вскрикивает;

    Плачет;

    Разговаривает во сне.

3. Как просыпается?

    Сразу;

    Не сразу.

4. В каком настроении просыпается?

    Веселый, спокойный;

    Раздражительный;

    Грустный;

    В слезах.

5. Как ребенок ест?

    Охотно, не выбирает пищу, быстро, самостоятельно;

    Неохотно, выбирает пищу, медленно, с помощью взрослых.

6. Замечаете ли вы проявление страха у вашего ребенка?

    Да;

    Иногда;

    Нет.

7. Если замечаете, то при каких обстоятельствах?

    В темной комнате;

    При наказании, окриках;

    При недовольстве взрослых его поведением;

    Когда слушает страшную сказку;

    Когда видит собаку, змею;

    Без видимой причины.

8. Как проявляется страх у ребенка?

    Плачет;

    Убегает;

    Впадает в ярость;

    Зовет взрослых;

    Справляется сам.

9. Чему радуется ваш ребенок?__________________________________

10. Что вызывает у него огорчение?_____________________________

11. На что он обижается?_______________________________________

12. Как быстро перестает переживать?___________________________

    Быстро;

    Не очень быстро;

    Через длительное время.

13. Умеет ли ребенок выразить свое сочувствие близким?

    Да;

    Редко;

    Нет.

14. Какие эмоции проявляет ребенок в игре по отношению к предметам и игрушкам?

    Доброжелательный интерес;

    Агрессивность;

    Индифферентность.

15. Какие эмоции преобладают по отношению к сверстникам во время игры?

    Доброжелательный интерес;

    Агрессивность;

    Индифферентность.

16. Умеет ли ребенок отстаивать свои интересы перед взрослыми?

    Да;

    Не всегда;

    Нет.

17. Умеет ли ребенок отстаивать свои интересы перед сверстниками?

    Да;

    Не всегда;

    Нет.

18. Каким образом он отстаивает свои интересы?

    Находит аргументы;

    Упрашивает;

    Вежливо требует;

    Агрессивно требует;

    Плачет.



Опубликовано в группе «Развивающая предметно-пространственная среда группы в ДОУ.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.