Статья на тему «Формирование патриотических качеств личности ребёнка на уроках ОРКСЭ»
Белякова Наталья Геннадьевна
Учитель начальных классов, МБОУ «СОШ №18»,город Абакан.
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА НА УРОКАХ ОРКСЭ.
В связи с необходимостью реализации очерченных новым Федеральным государственным образовательным стандартом целей, задач и основного содержания начального общего образования в него включен комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».
Цель учебного курса ОРКСЭ: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Найболее успешной работа по формированию патриотических качеств личности ребёнка являются пословицы.
Пословицы и поговорки разных народов передают мудрость и жизненный опыт предшествующих поколений. На уроках светской этики логично использовать пословицы и поговорки при рассмотрении большинства тем.
Я применяю пословицы и поговорки для ряда заданий на уроке:
- объясните пословицу;
- выберите пословицы на одну тему;
- подберите русскую пословицу, аналогичную данной пословице (английской, китайской, узбекской и т. д.);
- подберите пословицу, которая могла бы стать заголовком сказки, притчи;
- выберите продолжение пословицы или поговорки.
Преподавание данного курса я занимаюсь четвёртый год, предварительно пройдя курсовую подготовку. Наличие, курсов позволяет мне вести этот предмет в школе. Считаю, что на каждом уроке вопросы формирования патриотизма можно рассматривать очень широко. Наиболее востребованными на уроках следующие приёмы работы: дидактические игры, действия по инструкции, выработка коллективных решений, доказательства и аргументация точек зрения, анализ ситуаций, решение конфликтных ситуаций, работа с иллюстративным материалом, практические работы, разработка проектов, создание текстов, тематические дискуссии, пресс-конференции, работа с притчами, пословицами и литературными произведениями.
Глубоко убеждена, что введение данного курса сыграет важную роль в формировании патриотических качеств личности обучающихся.