Статья «Роль педагога в процессе формирования гражданско-патриотических качеств ребенка (из опыта работы)»
«Учительство - это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжёлый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру». Как точно и четко Дмитрий Сергеевич Лихачев сформулировал роль учителя в формировании личности ученика! Да, настоящий учитель – это не просто «урокодатель». Это, в первую очередь, наставник, мудрый воспитатель и, как сказал М.И. Калинин, «инженер человеческих душ». Учитель должен быть для своих учеников примером во всем: в поведении, в отношении к людям, к своему делу, в проявлении заботы и доброты, справедливости и милосердия. А еще он должен быть примером гражданина и патриота, примером человека, который не говорит на каждом шагу, как он любит свою страну, свой народ, а полезными делами доказывает это.
Мое детство проходило в советской школе, и слово «патриотизм» для нас не было расхожим понятием. Мы знали героическое прошлое свое страны, с уважением и почтением относились к ветеранам войны и труда, действительно делали нужные и полезные дела: помогали старикам (были «тимуровцами»); оказывали помощь семье погибшего в Афганистане воина, ученика нашей школы; ухаживали за саженцами в питомнике; организовывали концерты для работников местных предприятий; мастерили игрушки для подшефного детского сада, собирали макулатуру… Мы гордились своей страной и понимали, что тоже вносим вклад в ее процветание. И об этом я рассказываю своим ученикам.
Неслучайно работу по формированию гражданско- патриотических качеств личности считаю одним из главных направлений своей деятельности.
Учить детей любить свою родную землю, трепетно относиться к культурному наследию своего народа, помнить героическое прошлое нашей страны, интересоваться судьбой своих дедов, прадедов, отцов – все эти задачи я стараюсь решать не только на уроках русского языка и литературы, но и во внеклассной и внеурочной работе.
Воспитательную работу осуществляю через систему традиционных школьных мероприятий: праздники «День знаний», «День защитника Отечества», «Салют, Победа», конкурсы школьных сочинений «Мой вклад в экологию родного края», конкурсы чтецов, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, уроки мужества, классные часы, посвященные юбилейным датам, акции «Бессмертный полк» и другие. Но я стараюсь спланировать работу так, чтобы мои ученики твердо уяснили, что настоящий патриотизм заключается в способности делать добрые, полезные дела для близких, земляков, своего родного края, а значит, для своей страны.
Когда я начала работать в новой школе, в систему классных часов включила посещение школьных музеев. Считаю, что в работе по воспитанию гражданско- патриотических качеств учащихся материалы школьного музея оказывают большую помощь. В нашей школе был создан хороший музей с богатым краеведческим материалом. Каждый раз, бывая там с ребятами на экскурсии или уроке Мужества, убеждаюсь в том, что именно музей предоставляет нам возможность сделать своими помощниками в воспитании подрастающего поколения знаменитых земляков, многие из которых приходятся родственниками (пусть даже и дальними) моим ученикам. С каким интересом смотрят ребята на пожелтевшие фото, вырезки газет, с каким трепетом читают сохранившие воспоминания героев войны, тружеников тыла – их прабабушек и прадедушек! Всё больше мальчишек и девчонок стали проявлять интерес к героическому прошлому нашей страны, знакомиться с судьбой своих дедов и прадедов, пополнять музейные материалы. Некоторые ребята приносили медали своих прадедушек, предметы старинного быта.
Мне отрадно, что такая работа имеет и практический результат. Мои ученики стали принимать активное участие в областных конкурсах сочинений, проектных и исследовательских работ («Прикасаясь сердцем к подвигу», «Никто не забыт, ничто не забыто…», «Моя семья в боях за Родину» и др.), где становятся победителями и призерами. А участие в конкурсе «Мой знакомый ветеран» произвело на них неизгладимое впечатление. Оказывается, неприметный дедушка, сосед моих учеников – отважный герой войны, храбрый солдат, с боями прошедший всю войну! При встрече мы записали интервью с ветераном, он показал нам свои медали и ордена, благодарственные письма. Мы с ребятами составили интерактивную карту боевого пути героя войны. Это было незабываемо! А потом наш проект был представлен на конкурс, где получил высокую оценку жюри. Но не это главное. Важно то, что ребята поняли: герои живут рядом с нами, и мы не должны их забывать. После знакомства с ветераном ребята стали наведываться к нему: чистили снег, помогали, по возможности, в домашних делах. И это очень радовало меня!
Еще одним важным направлением работы по воспитанию патриотических качеств учащихся считаю работу экологической направленности. Мои ученики - активные участники школьного лесничества. Мы часто принимаем участие в экологических акциях и конкурсах, субботниках, участвуем в озеленении территории школы. В апреле 2021 года выезжали на посадку леса на территории лесхоза. Причем работали все вместе: и взрослые, и дети. Сколько эмоций и впечатлений получили ребята в этот день! С какой любовью сажали они крохотные сеянцы, мечтая о том, что через много лет здесь вырастут могучие сосны. И сейчас, я уверена, они не оставят в лесу мусор или непогашенный костер, не станут вырезать на коре дерева свое имя. Я видела в глазах ребят радость от того, что они внесли свой посильный вклад в дело приумножения лесных богатств. Такое приобщение к миру природы, реальная практическая природоохранная деятельность, мне кажется, заставит многих задуматься над вопросами гармонии и единства всего созданного на земле.
Помогает мне в этом и проектная деятельность. Работая над проектом, ребята сами могут планировать и осуществлять намеченное, учатся работать в команде, учатся учиться. Еще в 6 классе я предложила своим ученикам заняться такой работой. Две группы ребят занимались разработкой и реализацией проектов: «Село без свалок и мусора» и «Чистый двор, чистая улица, чистое село – чистая страна!». С каким энтузиазмом они включились в эту работу! Вместе мы придумали листовки экологической тематики и расклеили их по селу, проводили социологический опрос жителей, выполняли исследовательские работы, рисовали экологические знаки. Дети разработали мероприятия и вовлекли в работу по уборке территории своего двора, школы, села других учеников и даже родителей. Мне было радостно смотреть на то, с каким желанием ребят занимались реализацией данных проектов. А в 2018 году в рамках Года экологии эти проекты были представлены на Итоговом форуме экологических волонтеров Тамбовской области «ЭКОшефство», где заняли призовые места. Несомненно, эта деятельность моих ребят способствовала не только формированию их социальной активности, но и гражданско- патриотических качеств.
И еще об одном виде работы хотелось бы рассказать. С детства меня привлекала телевизионная интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», нравилось смотреть за тем, как знатоки рассуждают и находят ответы на сложные вопросы. А еще эта передача, без сомнения, расширяет наш кругозор, учит логически мыслить. Мне хочется развивать эти качества и в моих учениках, подталкивать их к изучению нового. И подобную форму игры я нашла не так давно. С прошлого учебного года на классных часах мы реализуем проект «РосКвиз»- интеллектуальные соревнования, посвященные памятным датам России, отдельных регионов, государственным праздникам. Сколько новых и интересных фактов из жизни нашей страны узнали ребята! И такая работа, без сомнения, также способствует формированию гражданско-патриотических качеств личности.
Конечно, можно было бы еще рассказать и об участии моих учеников в поисковом отряде «Витязь» и поездках на «Вахты Памяти», и о работе над учебным исследовательским проектом учащихся «Утраченная святыня Бондарской земли. Церковь Параскевы Пятницы в селе Казыванье» в рамках реализации акции «Восстановление духовно-исторической памяти». Работа по формированию гражданско- патриотических качеств личности учащихся продолжается. Но главное, что я поняла за годы своей деятельности: учитель – это человек, который формирует детские души, наполняет их духовными ценностями, нравственными качествами, моральными принципами. И каково будет их содержание, зависит от нас, педагогов. Поэтому так актуально сегодня звучат слова известного русского мыслителя Д. И. Писарева: «В воспитании все дело в том, кто воспитатель»!
Список использованных источников и литературы
Лихачев Д.С. Нас спасет культура // Русское возрождение. 2000. №1/2
Словарь афоризмов русских писателей. URL: https://www.liveinternet.ru/users/ada_peters/post418330028 (дата обращения:04.08.2021)