Статья «Формирование гражданско-патриотических качеств личности младших школьников» (2–5 класс)
Формирование гражданско-патриотических качеств личности младших школьников.
Одним из принципов государственной политики в области образования является гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
В. Даль объясняет слово «патриот» так: «Любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник». В толковом словаре русского языка С. Ожегова даётся следующее определение: «Человек, преданный интересам какого-нибудь дела, любящий Родину, отчизну». То есть патриотом можно назвать человека, который любит своё отечество и предан ему. Однако В. Даль в своём определении даёт некоторое уточнение, которое является существенным – «ревнитель о благе его». То есть помимо любви к Отечеству патриот должен ещё и что-либо делать для него, в этом случае он проявляет патриотизм. «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом», - подчёркивал В. Г. Белинский.
Гражданское воспитание состоит в формировании у человека активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни, обладающего определёнными чертами личности, которые не развиваются в ходе патриотического воспитания, - активности, самостоятельности, инициативности, то есть составляет социально-правовой компонент воспитания личности.
В настоящее время гражданско-патриотическое воспитание является приоритетным направлением в области образования и воспитания. Поэтому, наряду со школьным воспитанием гражданственности и патриотизма у младших школьников, большое значение имеет система дополнительного образования, которая основана на таких принципах, как свободный выбор ребёнком видов и сфер деятельности, ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребёнка; возможность свободного самоопределения и самореализации ребёнка; единство обучения, воспитания, развития; практико-деятельностная основа образовательного процесса.
Именно дополнительное образование детей, организованное в сфере свободного выбора, способно «незаметно», а значит наиболее эффективно сформировать в ребёнке такие гражданско-патриотические качества личности, как ответственность, трудолюбие, социальную активность, экокультуру, уважение к окружающим, коммуникативность, альтруизм, самоорганизацию.
Педагог дополнительного образования должен интегрировать свою деятельность по формированию гражданско-патриотических качеств личности школьника с процессом воспитания в школе и семье. Но, если в школе учителя, практически, не выбирают, то в дополнительном образовании педагог имеет решающее значение в выборе ребёнком кружка или объединения, так как педагог детского объединения – это:
Профессионал, который является для ребёнка образцом в выбранном им виде творческой деятельности;
Личность, способная помочь ученику стать самостоятельным и творческим человеком;
Воспитатель, который может оказать значительное позитивное влияние на формирование личности воспитанника;
Лидер детского коллектива, среда которого способствует эффективному социальному становлению каждого его члена.
Формировать гражданско-патриотические качества личности педагог может:
а) через собственный пример, когда слова, действия и поступки любимого педагога будут восприниматься ребёнком как правильные;
б) через организацию различных видов деятельности, формирующих гражданскую позицию и патриотические чувства: общественно-полезные дела, походы, экскурсии, акции, марши, операции;
в) через создание морально-этических ситуаций, когда выявляются нравственные качества личности школьника, которые затем можно корректировать и направлять в русло гражданско-патриотического воспитания.
Главная задача педагога – развить в детях чувство гражданина своей страны, человека, умеющего не только ценить духовные и культурные ценности, накопленные человечеством, но и стремящегося их умножить. Речь должна идти не о навязывании человеку тех или иных образцов культуры, а о создании адекватных условий, в которых знания, ценности, образцы будут «присваиваться» и «переживаться» как собственные достижения и открытия.
В качестве основных средств и методов для формирования гражданско-патриотических качеств личности младшего школьника применяются: беседа, экскурсия, игра, субботник, общественно-полезная деятельность, прослушивание музыкальных произведений, постановка театральных произведений, концерт, изучение традиций и культуры своего народа, обсуждение телепрограмм, газетных публикаций, решение проблемных задач.
Ещё одним важным аспектом в формировании гражданско-патриотических качеств личности служит краеведческий принцип обучения и воспитания. Любовь к «Большой Родине» необходимо формировать через любовь к «Малой Родине», а гражданскую позицию формировать через общественно-полезную деятельность в своём селе, районе, крае.
Таким образом можно сделать следующие выводы:
Целенаправленный процесс формирования гражданско-патриотических качеств необходимо начинать в младшем школьном возрасте с воспитания любви к Малой Родине;
Роль педагога дополнительного образования в формировании гражданско-патриотических качеств личности велика, особенно если она интегрирована с деятельностью учителя младших классов и школьной системой воспитания.