Статья на тему «Роль педагога в процессе формирования личностных качеств ребёнка»
«Роль педагога в процессе формирования личностных качеств ребенка»
«Если педагог соединяет в себе
любовь к делу и к ученикам,
он - совершенный педагог»
Лев Толстой
Высказывание выдающегося русского писателя Льва Николаевича Толстого, используемое мной в качестве эпиграфа, как нельзя лучше описывает мою точку зрения на роль педагога в формировании личности ребенка. Если педагог любит свою работу – эта любовь обращается и к его воспитанникам.
Я являюсь воспитателем группы раннего возраста. Как известно, именно в ранние годы начинает формироваться личность человека: развивается самосознание, закладываются основы здоровья и интеллекта, начинает проявляться эмоциональное отношение к миру, окружающим и к самому себе. Поэтому роль педагога в процессе формирования личностных качеств ребенка очень важна.
У многих моих воспитанников в начале учебного года отсутствуют необходимые навыки самообслуживания, некоторые испытывают страх общения с незнакомыми людьми и сверстниками. Задача воспитателя группы раннего возраста в сентябре состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку адаптироваться к детскому саду, а также создать благоприятную атмосферу в группе, чтобы малыши шли в детский сад с хорошим настроением и желанием.
Как воспитатель может способствовать формированию личностных качеств ребенка? Об этом я сейчас расскажу на примере своей работы.
Игра является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. В игре задействованы не только движение, общение и эмоции – в игре активно работают все психические процессы: мышление, воображение и память. Хороший воспитатель, профессионал своего дела, умеет создать игровую ситуацию, заинтересовать участников и вовлечь всех в занимательное действие игры.
Например, для сплочения маленького коллектива, когда все только привыкают друг к другу – я использую игру «Позвони в колокольчик». Дети сидят вокруг воспитателя на стульчиках. Воспитатель говорит: «Тот, кого я сейчас позову – будет звонить в колокольчик». Выходит ребенок и выполняет предложенное действие. Затем воспитатель называет другого ребенка, он выходит и получает колокольчик из рук ребенка, который звонил в колокольчик перед ним. Таким образом, дети взаимодействуют и с педагогом и со сверстниками.
Всем известная игра «Солнышко и дождик» способствует формированию положительного и доброжелательного отношения детей друг к другу. Когда светит солнышко – ребята «гуляют».
Радостно-радостно солнышко светит,
И под ярким солнышком веселятся дети.
Затем воспитатель сообщает, что идет дождик, и приглашает всех ребят спрятаться под зонтиком.
Прячьтесь, детки, под зонтом –
Дождик вместе переждем!
Также мною используются пальчиковые игры. Они способствуют не только развитию мелкой моторики пальцев рук, но и речи. Эмоциональные и увлекательные пальчиковые игры очень нравятся ребятам.
Вызывать сочувствие и стремление «пожалеть» можно с помощью игрушки. Например, «котик заболел, пожалеем его». Такие ситуации воспитывают в детях готовность сопереживать и учат быть добрыми.
Любимая игра ребят – игра с мыльными пузырями.
Осторожно, пузыри! Ах, какие – посмотри!
Раздуваются, блестят и летят, летят, летят!
Воспитатель пускает мыльные пузыри, а дети их с удовольствием лопают. Эта игра доставляет малышам радость, снимает эмоциональное напряжение и создает положительный климат в группе.
Я привела в пример лишь малую толику того, что использую в своей работе. Я считаю, что с помощью игры педагог способствует формированию личностных качеств ребенка. Играйте, любите свою работу и детей!