Статья «Формирование толерантности и нравственной идентичности на уроках ОРКСЭ»

4
0
Материал опубликован 24 July 2016 в группе

Белякова Наталья Геннадьевна

Учитель начальных классов, МБОУ «СОШ №18»,город Абакан.

Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди.
Б. Шоу

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ И НРАВСТВЕННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НА УРОКАХ ОРКСЭ.

Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).

Целью учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является:

- знакомство младших школьников с основами религиозных культур и светской этики,

- формирование первичных представлений о материальной и духовной культуре, образе культуры России в целом, которая складывается из культуры всех народов и народностей, наций и национальностей, живущих в нашей стране, и в то же время является частью культуры мировой.

- формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.

Названные цели реализуются посредством решения ряда задач:

знакомство учащихся с содержанием курса;

формирование первичных представлений о религиозных культурах и светской этике; развитие интереса к этой области знаний;

развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;

формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической, многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Данный курс отвечает задачам реализации образовательной программы школы в части реализации программы социализации и духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего и основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.

В нашем образовательном учреждении МБОУ СОШ №18 г Абакана на основе образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также возможностей организации образовательного процесса определены модули учебного курса ОРКСЭ, предлагаемые для изучения: Основы мировых религиозных культур; Основы светской этики.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентичности подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Очень часто в СМИ мы слышим о тех или иных событиях проявления национализма, осквернения религиозных и культурных символов, насмешки оскорбления над людьми другой национальности. В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Преподавание данного курса я занимаюсь второй год, предварительно пройдя курсовую подготовку. Наличие, курсов позволяет мне вести этот предмет в школе. Считаю, что на каждом уроке вопросы формирования толерантности можно рассматривать очень широко. Например, темы: Добро и зло, Россия - наша Родина, Дружба, Справедливость, Честь и достоинство, Совесть, Моральный долг и др. На своих уроках использую следующие методы обучения: метод моральных дилемм и дискуссий, эвристические методы, исследовательский метод, проектирование. Наиболее востребованными на уроках следующие приёмы работы: дидактические игры, действия по инструкции, выработка коллективных решений, доказательства и аргументация точек зрения, анализ ситуаций, решение конфликтных ситуаций, работа с иллюстративным материалом, практические работы, разработка проектов, создание текстов, тематические дискуссии, пресс-конференции, работа с притчами, пословицами и литературными произведениями.

Глубоко убеждена, что введение данного курса сыграет важную роль в формировании толерантных отношений обучающихся.



Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации