12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Еремеева Анастасия Владиславовна24
Россия, Тверская обл., Тверь
3

Статья на тему «Важность формирования у учеников младшего школьного возраста положительного отношения к «плохим» животным»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя образовательная школа № 1

г. Твери

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статья на тему: «Важность формирования у учеников младшего школьного возраста положительного отношения к "плохим" животным»

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила

учитель начальных классов

Еремеева А. В.

 

 

 

г. Тверь, 2020 г.

Младший школьный возраст – один из периодов познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться и взаимодействовать с окружающим миром, в частности с животными. Это период творчества, ребенку любопытно узнавать и осязать окружающие его живые существа. У ребенка своя, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений. Это период первоначального становления личности и усвоения первичных норм отношений с животными. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, новые мотивы. Центральными новообразованиями можно считать соподчинение мотивов и самосознание. От формирования положительного отношения к животным в младшем школьном возрасте во многом зависит эффективность воспитания экологической культуры.

Вопросы развития представлений о животных остаются актуальными в наше время в связи с возникновением угроз вымирания и сокращения популяций. Каждый человек должен понимать, что все сферы – люди, животные, растения – тесно взаимосвязаны, поэтому нам необходимо беречь и охранять их. Экологические представления формируются у человека в результате восприятия объектов и явлений природы и взаимосвязей между ними.

В советский период развития педагогики роль и место природы в воспитании и обучении детей младшего школьного возраста понималась и оценивалась довольно высоко. В 1919 г. Е.И. Тихеева выдвинула лозунг «Приближать детей к природе, а если это невозможно – приближать природу к детям». С этого времени в дошкольные и школьные учреждения активно стали вноситься новые элементы развивающей среды – «живые уголки». В.А. Сухомлинский в своей педагогической системе как одну из важнейших задач определял воспитание у людей умения жить в гармонии с природой, разумно управлять ею, любить и понимать ее [1].

Сегодня можно утверждать, что большинство детей младшего школьного возраста имеет четко сформированные представления о делении животных на «плохих» и «хороших», «злых», и «добрых», «вредных», и «полезных».  Данное положение определяется художественными произведениями, мультфильмами, убеждениями взрослых. В большинстве из них хищники изображены как злые, нехорошие, вредные герои. «Плохие» животные пытаются съесть «добрых» зайцев или поросят. Но обычно зайцы всегда одерживают победу над волками и продолжают счастливо жить одни в лесу, где уже нет злых хищников. У многих детей формируется твердое убеждение в том, что хищный зверь – плохой, в нем нет необходимости для природы, и что лес будет прекрасным, когда там не будет волков (хищников).

Согласно экологическому знанию в природе нет ни «плохих», ни «хороших», ни «вредных», ни «полезных». Для каждого животного есть своя функция, каждое выполняет свою «работу», играет конкретную роль в природе [2].

У детей младшего школьного возраста уже в подсознании складывается негативное отношение, в первую очередь, к хищным, ядовитым животным. Часто дети сталкиваются с противоречивым и сложным положением, когда сначала учитель рассказывает об опасности, «вредности», которую несут дикие животные, а после – о том, что животных нужно защищать, бережно относится, все они полезны.

Так С. Василевская пишет, что для многих родителей характерно употребление выражений такого рода: «Эта змея ядовитая, ее необходимо уничтожать», «тигр – зверь страшный, кровожадный». И тут же находим добавление, что «педагогически верным было бы объяснять, что эти животные находятся на грани вымирания, что из-за своей редкости не наносят серьезного урона природе». Таким образом, изначально верно поставленный вопрос получает разъяснение с позиции старых представлений.

Чем определяется «вредное» или «полезное» животное? Полезные – животные, которых можно использовать для человека, а вредные те, кто создает неудобства людям. Все «вредные» животные составляют конкурирующую группу для человека в получении ресурсов, уничтожают урожай и т.п. Так вредными становятся хищные птицы, питающиеся другими птицами, однако поедающие лесных мышей, полевок будут полезными, потому что уничтожают вредителей. Сложно определиться, насколько такой подход можно назвать антиэкологичным, какой отрицательный эффект отражается при формировании у школьников положительного и отрицательного отношения к животным [3].

Животные должны быть общими любимцами, как для детей, так и для педагогов. Главная ценность для младшего школьника – эмоциональное общение, физический контакт, тепло и любовь, к которым он стремится. Забота и уход только в первое время интересны, в основном, за счет своей новизны. Но ведь ребенок и в других сферах жизни не обслуживает себя или других сам. Он делает это с помощью взрослого. Поэтому не следует корить его за безответственность, нельзя ставить ребенка перед необходимостью сразу самому действовать с новым объектом. Знакомство должно начинаться с наблюдения. И только когда ребенок сам потянется к животному, предоставляется ему возможность дотронуться до зверька. Первое время общение ребенка с животным должно проходить только в присутствии взрослых. Одних их лучше не оставлять. Эти правила «знакомства» применимы для детей всех возрастов, особенно если они раньше не имели опыта общения с животными и побаиваются их.

Не стоит забывать о том, что младший школьный возраст характеризуется сильной восприимчивостью к понятиям «плохого» и «хорошего». Так «вредность» для малышей равнозначна словам «плохой», «нехороший», «непослушный».

Общение с животными приносит детям не только многообразие таких положительных эмоций как радость, восторг, умиление, восхищение, но и учит малышей соотносить свои желания с желаниями другого существа. Что в свою очередь способствует формированию таких качеств как отзывчивость, дружелюбие, чуткость, внимательность.

Таким образом, рассмотренные примеры показывают существование сложностей в процессе формирования положительного отношения учеников младшего школьного возраста к «плохим» животным, что требует более тщательного подхода к методикам, применяемым в образовательной и воспитательной деятельности.

Экологическое воспитание играет большую роль в воспитании высокообразованного, культурного и нравственного человека, обеспечивает комплексный подход к развитию личности и проявляется это в его отношении к людям, к труду, к жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

Залкинд Э. Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей / Э. Залкинд // Дошкольное воспитание. – 2010. – №1. – с. 110-114.

Бирючинская Т.А., Бирючинский Д.С. Воспитание гуманизма через нравственное отношение к животным/ сб.: Инновационное развитие образования в регионах Российской Федерации сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Л.К. Гребенкиной, А.А. Петренко, Т.В. Ганиной. Рязань, 2013. с. 101-104.

Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – М., 1996. –220с.

 

 

 

 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.