«Формирование патриотического отношения к своей малой родине у младших школьников через изучение немецкого языка»

1
0
Материал опубликован 16 December

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кулундинская средняя общеобразовательная школа №1»,

филиал «Ананьевская средняя общеобразовательная школа»

Кулундинского района Алтайского края







«Формирование патриотического отношения к своей малой родине у младших школьников через изучение немецкого языка»



реализация ФГОС в воспитании патриотизма, любви к малой родине, духовно-нравственных основ развития ребенка во внеурочной формах работы



из опыта реализации курса

«Знай и люби свою малую Родину»

для учащихся 1 – 4 классов








Софронова Любовь Ивановна,

учитель начальных классов

МБОУ Кулундинская СОШ №1,

филиал АСОШ







Ананьевка 2024 г




«Кендах лойве Лиид» - « Приветствую вас, добрые люди!»

Именно этими словами я обычно приветствую детей, которые посещают занятия курса внеурочной деятельности «Знай и люби свою малую Родину».

Именно с этих слов начинается любое наше мероприятие, будь то обычная встреча или крупное мероприятие с участием немцев-меннонитов...

И именно от этих слов становится тепло на сердце у всех, кто понимает их смысл, кто с детства слышал их в семье, на улице, при встрече односельчан и земляков…много лет назад, когда повсюду в нашем родном селе Ананьевка была слышна немецкая речь, речь на родном нижненемецком диалекте — платдойч.

И именно для сохранения этого, такого родного и такого редкого, уникального диалекта, для изучения истории своих предков, культуры и традиций, для формирования у младших школьников знаний о своей малой родине, положительного эмоционального отношения к ней, потребности действовать на благо ей и был организован курс внеурочной деятельности «Знай и люби свою малую Родину». Проанализировав свою работу, хочу поделиться с Вами опытом.

ТЕМА (слайд 1 «Тема»)

Формирование патриотического отношения к своей малой родине у младших школьников через изучение немецкого языка.

(слайд 2 Национальный проект «Образование»)

В настоящее время идет реализация Национального проекта «Образование», одна из целей которого – «Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций».

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается необходимость «разработки и реализации региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации».

(Слайд 3 «Актуальность опыта»)

Детям очень сложно объяснить, что нужно любить свою Родину, свою страну, опираясь на абстрактные понятия и образы, с которыми ребенок не встречался в своей жизни. Поэтому следует начинать с того, что ребенку близко, а именно с малой родины, с места, где он родился, где живет его семья, с села, с родного края. Поэтому патриотическое воспитание в данном возрасте должно строится в первую очередь на воспитании любви к малой родине. Именно это становится основой для воспитания настоящего патриота своей страны. И для того, чтобы полученные знания и навыки перешли в патриотические убеждения, чувства, стремления необходима систематическая работа по патриотическому воспитанию в школе, ведь

чувство патриотизма и любви к малой родине не могут возникать после нескольких занятий. Эффективен будет только результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. При этом, сам учитель должен знать и любить историю своей страны, своего села. А еще хороший педагог должен уметь отобрать материал, доступный детям младшего школьного возраста, информацию и события которые могут вызвать у детей чувство восторга и гордости.

Мне, как истинному патриоту, очень близки и понятны слова академика Д.С. Лихачева: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству и человеческой культуре». То есть патриотические чувства развиваются в логике «от близкого к далекому», зарождаются в любви к своей семье, к краю и развиваются до любви к родной стране.

(слайд 4 «Новизна и практическая значимость опыта»)

Новизна работы заключается в том, что я разработала и внедрила курс «Знай и люби свою малую Родину» предназначенный для учащихся 1- 4 классов в качестве факультативного курса, реализующего внеурочную деятельность.

(слайд 5 - 6 «Цель и задачи»)

Цель данного курса - воспитывать гражданское самосознание через ознакомление с историей, культурой своей малой Родины: родного села, традициями своего этноса, своей семьи через изучение немецкого языка.

Цель курса определяет следующие задачи:

создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации ребенка в окружающем мире;

способствовать осознанию обучающимися неразрывной связи истории родного села с историей страны; формировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего села, его истории, культуре, традициям;

раскрыть уникальные особенности своего села;

- сохранить и передать этнокультурное наследия российских немцев через творческую театральную деятельность путём работы над постановками немецких сказок;

воспитывать толерантность, уважение к традициям и ценностям народов, населяющих Алтайский край, их культур, вероисповеданий;

расширить знания ребёнка о самом себе, о своей семье; воспитывать понимание неповторимости и уникальности каждого человека.

Практическая значимость: разработанной программой и рекомендациями могут воспользоваться учителя начальных классов при решении проблемы формирования патриотического отношения к своей малой родине у младших школьников.

С чего же я начала?

Предварительным этапом моей работы стало выявление чувства патриотического отношения к малой родине у младших школьников. Критериями оценки стали:

- полнота представлений о малой родине у младших школьников (определяется объемом этих знаний).

- конкретность представлений о малой родине и патриотическом отношении к ней.

На первом этапе был проведен тематический классный час «Моя малая Родина», на котором было проведено анкетирование, методика неоконченных предложений и сама беседа в ходе классного часа.

Для диагностики изучения уровня сформированности патриотического отношения к малой родине у младших школьников была разработана специальная анкета.

(слайд 7 «Результаты диагностики 1 класс»)

t1734343084aa.gif

Из диаграммы видно, что большинство учеников класса находятся на низком уровне: 4 ученика, что составляет около 33% от общего числа учеников класса. Эти дети не проявляют интерес к своей малой Родине, не испытывают чувство привязанности и гордость за свое село, а также не стремятся участвовать в патриотической деятельности. На среднем уровне патриотического воспитания находятся 5 младших школьников, 42% обучающихся. Средний уровень характеризуется слабым интересом к истории малой родины, младшие школьники знают некоторые достопримечательности своего села, региона, проявляют чувство привязанности и уважительное отношение к своему селу, участвуют в патриотической деятельности только под контролем учителя.

Высоким уровнем обладают 3 ученика (25%). Эти дети обладают устойчивым интересом к истории своей малой родины, знают достопримечательности малой родины, а также испытываю чувства привязанности и гордости за свой город, проявляют стремление к патриотической деятельности, знают язык предков, их традиции.

В результате проведения исследования было выявлено общее проблемное поле – это недостаточная сформированность патриотических представлений, патриотических чувств по отношению к малой родине, утрата языка наших предков - нижненемецкого диалекта — платдойч, а также патриотической активности.

Зато положительным моментом был ответ на последний вопрос, из которого следовало, что учащиеся хотят что-то узнать о своей малой родине, возможно это желание было вызвано как раз отсутствием ответов на ряд вопросов проводимой анкеты. Так родилась идея формирования патриотического отношения к своей малой родине у младших школьников через изучение родного языка наших предков - нижненемецкого диалекта — платдойч.

Анализ результатов исследования позволил разработать мероприятия, которые направлены на воспитание у детей чувства гордости за свою малую родину, привязанность к ней, чувство ответственности за свое село, формирование интереса к истории села, развитие стремления к патриотической деятельности.

(слайд 8 «Формы работы»)

При формировании патриотического отношения к малой родине применялись   самые разнообразные формы:

(слайд 9 «Темы, предусмотренные программой»)

Для каждого класса предусмотрены свои темы.

(слайд 10 - 12 «Родители + дети + учителя =УСПЕХ»)

Основа воспитательной работы – союз учителя, родителей и ребёнка (ученик – учитель – родитель).

Несмотря на то, что нас 12 и все мы разные по цвету кожи, по национальной принадлежности, дети дружны, дружны их родители. Вместе мы с успехом проводим такие мероприятия, как « Дружат дети все на свете», принимаем участие в фестивалях « В кругу друзей», « Все мы дети твои, Россия», «Культурный марафон», « Мы разные, но мы вместе»

(слайды 13-14 «Результаты учащихся в конкурсах и олимпиадах»)

Совместно с родителями было реализовано большое количество проектов, связанных с сохранением немецкого языка и диалекта - платдойч, на котором говорят жители села, с популяризацией культурного наследия российских немцев. Это большие проекты: «Семейная реликвия моей семьи», «Так жили наши предки», «Венок дружбы», «Традиции моей семьи».

На моих занятиях дети знакомятся с основными видами театральной деятельности, учатся использовать шумовые ударные инструменты во время подготовки и показа постановки, как яркое средство выразительности,

используют в постановках знакомые стихи, песенки, а так же знакомиться с поговорками, загадками и другими формами фольклора этнических немцев, с праздничными традициями и культурой этнических немцев.

В рамках работы нашего кружка дети знакомятся с семейными и календарными праздниками, рождественскими и пасхальными колядками, песнями, считалками, поговорками. Затем используют их во время мероприятий, на которые приглашают своих родных, друзей и знакомых.

Кроме традиционных праздников дети очень любят необычные «вкусные» праздники - Праздник Ревеня, паслёна, тыквы, картошки, во время проведения которых дети приобщаются к традициям жителей села – учатся готовить пирожки из ревня, паслёна и тыквы, сушат на зиму ягоды физалиса и паслёна, запекают тыкву и варят каши- моус, так как это делали дедушки и бабушки…

Готовясь к празднованию Рождества или Пасхи обсуждается традиционная немецкая кухня, проводятся мастер-классы по приготовлению блюд, например, у немцев-меннонитов принято на Пасху готовить выпечку — Пепанет. Это булочка из дрожжевого теста с добавлением кориандра. А на Рождество — пряники с добавлением мятных капель...

Проводятся тематические встречи с немцами-односельчанами.

Отличительной чертой нашего кружка является использование нижненемецкого диалекта в выступлениях детских коллективов на различных площадках. Так дети участвовали в конкурсе «Дети читают стихи», который проходил в г. Яровом. Приняли участие в фестивале «Все мы дети твои, Россия» в с. Кулунда, где использовали выученные стишки и песенки.

Дуэт «Сестрички» принял участие в областном фестивале «Нахтигаль» в г. Омске. Со сказкой «Петьмери эн Голтмери – Мария в золоте, Мария в смоле» принял участие в программе «Сказки народов России» в рамках 4 межрайонного фестиваля национальных культур «От многообразия к единству»в Верх-Суетке.

Показ этой сказки в родном селе Ананьевке проходил в предверии Рождества. Для зрителей взрослого и пожилого возраста было очень приятно вспомнить, как бабушки рассказывали эту сказку им в их детстве, а сейчас их внуки делают это за них на их родном языке.

Занятия внеурочной деятельности по изучению немецкого языка проходят не только в стенах школы. Чаще всего мы проводим наши встречи в нашем музее села – единственном в Алтайском крае музее немцев-меннонитов,

который знакомит жителей села, района, гостей из различных регионов Сибири с историей, бытом, культурой и традициями жителей меннонитских сёл Ананьевского сельсовета.

Оценка диагностики изучения уровня сформированности патриотического отношения к малой родине у младших школьников проводится ежегодно по тем же критериям, что и на начало года в 1 классе.

Оценивание проводилось по итогам опроса, наблюдений, беседы с педагогами. К концу 4 класса показатели существенно изменились.

(Слайд 15 «Результаты диагностики 4 класс»)

t1734343084ab.gif

Результаты диаграммы иллюстрируют, что теперь количество учеников с высоким уровнем знаний увеличилось до 9 человек (75 %), средний уровень (25 %) – 3 ребенка, а учащихся, показавших низкий уровень знаний просто нет. Уровень сфрмированности воспитания патриотических чувств к малой родине у младших школьников заметно повысился.

Что могу сказать в заключении? Разработанный и реализуемый мною курс «Знай и люби свою малую Родину» способствует укреплению семьи и семейных ценностей; воспитанию любви к школе, малой Родине, стране; бережному отношению к духовным и природным богатствам родного края; помогает осознать себя гражданином села, страны.

Если бы я не была патриотом своей школы, села, региона, не была внучкой участника Великой Отечественной войны, наверно не смогла бы так глубоко прочувствовать необходимость патриотического воспитания детей, а дети, начиная с раннего возраста, будут осознавать прямую зависимость состояния своей малой родины от поступков человека. Ребёнок, который будет знать историю своего села, края, памятников культуры, архитектуры, никогда не совершит акта вандализма. Он просто будет знать им цену.

Я надеюсь, что мой опыт поможет детям любить свой родной край, его чудесную природу, щедрых и трудолюбивых людей, которые живут в стране с красивейшим названием Россия.
«России не станет тогда, когда не станет последнего патриота» - Н. М. Карамзин.
Надеюсь, мои ученики будут настоящими патриотами! И нас будет много!











Список литературы


1. Агапова, И.А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы./ И. А. Агапова, М.И. Давыдова. - М.:Просвещение, 2006.

2. Александровская Э.М., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста: Учеб.метод. пос. Ч. 2 // Журнал прикладной психологии. 2001. № 1. с. 41-61.

3. Афонин, А. И. Патриотическое воспитание как доминанта формирования и развития личности обучаемого. Инновации в образовании./ А. И. Афонин. - М., 2003.

4. Башмакова С. Н. Патриотическое воспитание младшего школьника [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). -- СПб.: Свое издательство, 2015. - С. 66-68

5. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите дошкольников трудиться. М.: Просвещение. - 2011. - 148 с.









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации