Семинар-практикум для воспитателей «Формирование у детей нравственно-патриотического отношения к малой Родине»

4
0
Материал опубликован 25 February 2022


Семинар – практикум для воспитателей

Тема: «Формирование у детей нравственно –

патриотического отношения к малой Родине»


«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Академик Д. С. Лихачёв


Ход семинара

Вступление

- Добрый день, уважаемые коллеги! Для создания благоприятной обстановки и добродушного настроения предлагаю вам повернуться вправо, улыбнуться, повернуться влево, улыбнуться. А сейчас по очереди назовем ласковым словом своего соседа..

Вот мы все повеселели! Подумайте ,какое нравственное качество больше всего подходит детям вашей группы? Предлагаю найти сердечко с этим качеством и прикрепить его себе, к своему сердцу.

Начать наше общение хотелось бы со слов известной песни:

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре.

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается

С той песни,

Что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять!


Исторически сложилось так, что любовь к Родине и патриотизм всегда были чертой национального характера в нашей стране.

Но в связи с последними изменениями утрата нашим обществом традиционного патриотического сознания становится все более заметной.

В связи с этим очевидна актуальность решения наиболее острых проблем воспитания патриотизма в работе с дошкольниками.

Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию. Который невозможно описать в нескольких словах.

Чувство Родины … Все начинается с отношения ребенка к семье, к самым близким людям — к маме, папе, бабушке, дедушке.

Для реализации нравственно - патриотического воспитания дошкольников необходимо соблюдение некоторых очень важных условий. Это:

       Повышение уровня самообразования педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Педагог сам должен хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптирован для детского восприятия.

Создание предметной развивающей среды.

Мышление дошкольника, как мы знаем, наглядно-образное. Поэтому так необходимо насытить окружающую малыша действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чем говорит педагог. Например, в группах детей младшего дошкольного возраста оформлены уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с семьей, детским садом, любимым городом; в группах детей старшего дошкольного возраста - уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой.

Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников.

Семейный очаг, соединение родных душ под одной крышей - вот начальное звено соборного воспитания. Необходимо учить детей уважать и сохранять семейные традиции, знать свою родословную, чтить старшее поколение.

Реализация такой системы нравственного воспитания невозможна без знания традиций своей родины, своего региона. Только при вовлечении всех участников образовательного процесса - учителей, родителей, социальных учреждений (музеев, школ, библиотек и т.д.) можно говорить об успешной реализации программы нравственно-патриотического воспитания в дошкольном учреждении.

Соприкосновение с историческим прошлым духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре. И это очень важно сегодня!

Деловая игра

А что такое Родина?
Тренинг на создание образа «Родина».
Я предлагаю всем встать в круг. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте тот образ, который вызывает у вас слово «Родина» (включается спокойная релаксационная музыка). Скажите, пожалуйста, какой образ возник у вас? (Педагоги по очереди озвучивают свои ассоциации на данное слово). Таким образом, у каждого из вас возник свой образ родины, у кого-то он похож, у кого-то нет. Давайте выведем свое определение слова «Родина», исходя из ваших образов.
А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу «Я горжусь своей страной, потому что…».
Вывод: даже взрослому человеку трудно сразу подобрать слова, следовательно, необходима специальная работа, чтобы проблема патриотизма стала для ребенка личностно значимой.
Ведущий: - Я предлагаю всем участникам игры объединиться в две команды.

С чего начинается Родина… с малой родины, с родного края,

города, улицы, двора, с того места, где человек родился и вырос… История

нашего районного города – это живая история, она отражается и в

биографии семьи и в судьбе каждого человека. Я предлагаю словесную

игру «Мой город»

Ведущий: Придумайте слова-признаки (прилагательные) о нашем городе на

каждую букву, которые есть в названии нашего города..

Ведущий: С чего начинается Родина… с родной природы. Кто не любит

свою природу, тот не любит Отчизну свою. Общение с природой

облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни.

Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной

природы, родным краем. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и

трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.

1 задание:

1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны. (Государство)

2. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом. (Страна) .

3. Официальная эмблема государства. (Герб.)

4. Символ государства, его суверенитета, прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы. (Флаг.)

5. Каким законом устанавливается государственный флаг, герб, гимн (конституционным законом)

2 задание:

Прежде чем стать патриотом, надо знать традиции своего края, города, семьи, жить их интересами и заботами.

Нравственно-патриотическое воспитание осуществляется по нескольким направлениям:

Экологическое

Историко-краеведческое

Культурное

- Предлагаю участникам команд открыть карточки, прочитать текст и сказать название одного направления из трёх предложенных вариантов-ответов по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников.

(на столах лежат карточками и вариантами предполагаемых ответов)

1). Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает (экологическое направление)

2). Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого (историко-краеведческое направление)

3). Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству нашего народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков (культурное направление)

Задание 3:

Игра «Исключи лишнее из списка…».

Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.

Задание:

Назовите лишних птицы, которые не водятся у нас:

ворона, синица, снегирь, грач, ласточка, соловей, тукан., дятел, кукушка, куропатка, глухарь, воробей (снегирь, тукан, глухарь)

Исключите лишние лекарственные растения, которые не растут у нас: шиповник, мята, полынь, лаванда, календула, лимонник, пустырник

(Лимонник, лаванда).

Назови животных, которые не водятся в нашей местности: лиса, пантера, заяц, еж, лев, лось, тигр, белка. (тигр, пантера)

- С чего начинается Родина… со сказок, легенд, былин, потешек, пословиц, поговорок… С младенчества ребенок слышит родную речь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Задание 4:

Игра: «Скажи иначе пословицу»

- Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:

- «Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу – кобыле легче».

- «Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) – «Глаза – зеркало души».

- «Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».

- «Разговорами риса не сваришь» (кит.) – «Соловья баснями не кормят»

Задание 5 «Путешествие в прошлое»

I раунд. Ответы на вопросы из истории традиций и культуры Руси.

В какое время года крестьяне рубили деревья для строительства избы 

(Зимой - в крещенские морозы, древесина становится сухой.)

Какой день Масленой недели назывался Широким?

(Четверг - с четверга начиналось настоящее масленичное гулянье.)

Какое дерево сажал крестьянин недалеко от места, выбранного для строительства избы?

(Березу - считали счастливым деревом, верили, что она оберегает от зла, приносит здоровье, а так же защищает от молнии.)

Какой из предметов в крестьянской избе называли Божьей ладонью?

(Стол - поэтому нельзя было стучать по столу и садится на него.)

Как называется основание печи в крестьянской избе?

(Опечек)

Назовите печную утварь, что хранилась в верхней части опечка?

(Чугунки, ухваты, горшки.)

2 раунд. Из истории народного костюма.

1. Старинный женский головной убор замужней женщины? (Кокошник)

2. Мужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а сбоку?(Косоворотка)

3. Украшение и оберег от сглаза на одежде? (Вышивка)

4. Крестьянский кафтан из грубого толстого сукна длиной до колен? (Зипун)

5. Непременный атрибут мужской и женской одежды на Руси? (Кушак - кушак или пояс он был не только деталью костюма, а опознавательным знаком, символом благородства)

6. Вся одежда в Древней Руси и мужская и женская - одним словом? (Порты)

Задание 6:

И в конце нашего семинара блиц – опрос:

1. Как в старину называли дом? (Изба)

2. Один из православных праздников? (Пасха)

3. Короткая шутливая песенка? (Частушка)

4. Сверху пар, снизу пар шипит наш русский? (Самовар)

5. Игрушка, выточенная из деревянного бруска? (Матрешка)

6. Сдобный пшеничный хлеб? (Каравай)

7. Население определенной стороны? (Народ)

8. Отечество страна, в которой человек родился? (Родина)

9. Где хранился хлеб у крестьян? (Амбар)

10. Человек любящий свою страну? (Патриот)

Подведение итогов:
- Вот и подходит наша деловая игра к концу. Так, что это значит «Воспитать патриота России…» - это наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познает и делает.
- Родить патриота нельзя, его надо воспитать.
А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу
Я горжусь своей страной, потому что… ?
И подводя итог нашей деловой игры, я хочу процитировать слова А. С. Макаренко «Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». А. С. Макаренко
Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Эту притчу я взяла не случайно. Ведь все действительно в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей тоже в Ваших руках.
Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации