Методические рекомендации по формированию графомоторных навыков у перво-классников через комплекс упражнений
Методические рекомендации по формированию графомоторных навыков у первоклассников через комплекс упражнений.
Еремеева Жанна Францевна., учитель начальных классов высшей категории , МБОУ «СОШ №7» г. Глазова Удмуртской Республики.
Телегина Татьяна Викторовна., учитель –дефектолог высшей категории МБОУ «СОШ №15» г. Глазова Удмуртской Республики.
Лукьянова Татьяна Дмитриевна., руководитель центра коррекционной педагогики ГГПИ, г. Глазова Удмуртской Республики.
Глазов,2017
Аннотация к работе «Развитие графомоторных навыков у первоклассников через комплекс упражнений».
Формирование графомоторных навыков письма является залог четкого, быстрого, красивого письма, процессом длительным и непростым. Отмечается, что графические навыки в младшем школьном возрасте вырабатываются в процессе длительных упражнений. Переделать уже сформировавшийся, пусть даже плохой, медленный по темпу и неразборчивый почерк и связанный с ним графический навык очень сложно.
Поэтому, несмотря на достаточную изученность вопроса развития графомоторных навыков детей младшего школьного возраста, вместе с тем продолжает оставаться актуальной проблема выявления наиболее эффективных приемов их формирования у детей младшего школьного возраста т.к. навык письма у многих детей формируется с теми или иными трудностями.
Проблемами изучения графо-моторных навыков посвящены многочисленные работы психологов, ученых (М.М Безруких, В. А Илюхина, Е. Н. Потапова). По мнению Е.Н. Российской очень важно для овладения графо-моторными навыками письма развитие движений пальцев и кисти руки. Т.П Сальникова считает, что развитие тонкой моторики рук важная ступень к обучению графо-моторным навыкам.
Нами была предпринята попытка исследовать данную проблему на экспериментальном уровне. С учетом полученных данных обследования нами был составлен комплекс упражнений, предполагающие развитие необходимых компонентов письма, которые включают формирование графомоторных навыков. Комплекс состоит из 4 основных блоков:
1. Совершенствование общей моторики:
- формирование правильной осанки через зарядку по плоскостопию и сшитого на уроках технологии мячика;
- обучение правильной посадке при письме с использованием массажного мяча.
2. Развитие мелкой моторики пальцев рук:
- развитие координации движений пальцев рук через су-джок терапию;
- формирование умений владеть инструментами письма с применением индивидуальных маркерных досок;
3. Развитие высших психических функций (ВПФ):
- формирование пространственных представлений через физкультминутки;
4. Формирование графического навыка через штриховки раскрасок под слушание аудио сказок, через развитие ритмизированного письма под метроном.
В работе представлены результаты исследования графомоторных навыков у детей, сформированных через наш комплекс упражнений. Мы увидели, что рост по показателям (письмо, печатание, раскрашивание) в среднем составил 5%, а по координациям на 2-3 балла.
Считаем, предложенный нами комплекс упражнений по развития графомоторных навыков является условием накопления ребёнком двигательного и практического опыта для дальнейшего успешного овладения грамотой, может быть рекомендован для дальнейшего использования в работе учителей и логопедов.
О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал, когда-то известный педагог В.А. Сухомлинский.
Вопрос формирования графомоторного навыка в последнее время является достаточно актуальным. Это связано с ежегодным увеличением процента детей, не готовых к обучению в школе. Одной из причин этого является незрелость мозговых структур, обеспечивающих развитие сенсомоторной координации движений, следствием чего может явиться недоразвитие графомоторного навыка. А это отразится на письме в дальнейшем: несовершенство графомоторного навыка может привести к невозможности графического моделирования слов и вызвать затруднения в процессе овладения письменной речью.
С одной стороны, успешность обучения грамоте и дальнейшее овладение письменной речью первоклассника в значительной мере зависит от сформированности графомоторного навыка. С другойстороны, в силу некоторых причин, эти задачи решаются частично, или не решаются совсем, поэтому часть детей, поступающих в школу, имеют достаточно низкий уровень сформированности графомоторного навыка, что является препятствием успешному овладению письменной речью, к появлению специфических ошибок на письме, что в свою очередь приводит к школьной дизадаптации. Таким образом, выявляется проблема создания такой системы работы с первоклассниками, которая позволит повысить уровень сформированности графомоторного навыка.
Статистика показывает, что в начале обучения в школе почти 60% детей испытывают различные трудности, но более 90% этих трудностей связаны с письмом. И если на этих, самых первых этапах обучения, упустить трудности письма, не обратить на них внимание или выбрать неверную тактику помощи, результаты будут плачевными.
Письмо - комплексный вид учебной деятельности. Оно состоит из целого ряда структурных компонентов, многих правил и умений, овладение которыми представляет собой сложный, длительный, нелегкий процесс для учащихся начальной школы. Школьник, обучаясь письму, должен овладеть двумя основными группами навыков, а именно:
а) техническими - правильно пользоваться письменными принадлежностями, координировать движения рук, придерживаться гигиенических правил;
б) графическими - правильно изображать буквы, слоги, слова, писать буквы с нужным наклоном, определенной высоты и ширины, равномерно располагать на рабочей стороне, правильно соединять их.
Развитие графомоторных навыков ребенка осуществляется на протяжении четырех этапов.
Первый этап - развитие крупной и мелкой моторики. Развитие мелкой моторики пальцев рук является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и стимулирующем речевое развитие ребенка.
Для развития мелкой моторики необходимо:
выполнять пальчиковую гимнастику, а также массаж (самомассаж, массаж роликами);
лепить из пластилина или глины;
вырезать из бумаги;
нанизывать бусины, пуговицы и т.д.;
застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки, змейки;
собирать мозаики и конструкторы;
раскрашивать раскрасками;
копировать рисунки на прозрачную бумагу и т.д.
Второй этап направлен на формирование пространственных представлений и речевого обозначения пространственных отношений. Этот этап предусматривает:
ориентировку в собственном теле;
ориентировку в окружающем пространстве;
уточнение пространственного расположения фигур и букв.
Пространственные понятия лучше закрепляются в процессе конкретной практической работы и осуществляются в определенной последовательности.
Третий этап - направлен на развитие графомоторных навыков.
Развитие зрительного гнозиса:
-контурные изображения предметов,
-перечеркнутые контурные изображения,
- контурные изображения, наложенные друг на друга и др.
Уточнение представлений о форме, цвете, величине.
Уточнение и расширение объема зрительной памяти.
- развитие зрительного анализа и синтеза
Развитие зрительного восприятия и узнавания, в том числе и буквенного.
И, наконец, четвертый этап по развитию графомоторных навыков - изобразительно-графические способности:
Развитие графомоторных навыков.
Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.
Вертикальные и горизонтальные прямые линии, и комбинации из них.
Наклонные прямые линии и комбинации из них.
Рисование орнаментов
Дуги, волнистые линии, круги, овалы.
Рисование по клеткам предметов сложной формы.
Овладение графической символизацией
Работа по формированию графического образа букв (графемы).
Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство.
Нами был разработан КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ.
В основу положена методика Безруких М.М. по формированию графических навыков у детей. Мы считаем целесообразным, начинать формирование данного навыка с элементарных упражнений, так как правильный навык можно сформировать, соблюдая последовательность совершенствования различного рода достижений – «пошагово» т. е. начинать коррекционно-развивающую работу с элементарных упражнений, постепенно переходя к выполнению более сложных заданий, а результатом работы должно стать письмо букв, слов, предложений в соответствии с графическими нормами письма.
Разработанный нами КОМПЛЕКС упражнений по формированию графомоторного навыка, рассчитан на проведение ежедневных упражнений продолжительностью 10-15 минут.
Ряд заданий рекомендовано проводить учителям: по физической культуре (упражнения на формирование правильной осанки, общие физические упражнения на развитие ручной ловкости, для развития зрительно-моторной координации); по изобразительному искусству и ручному труду (задание на развитие ручной умелости).
Цель КОМПЛЕКСА: формирование правильного графомоторного навыка у детей.
Сформированный графомоторный навык позволит перейти к более сложным операциям, составляющим письмо. То есть от письма отдельных элементов прописных букв к письму букв, их соединений, к письму слов, словосочетаний, предложений и текстов.
Задачи КОМПЛЕКСА:
1. Сформировать базовые предпосылки для овладения графомоторным навыком (развить зрительное восприятие, зрительное внимание и память, пространственные представления и зрительно-моторную координацию).
2. Формировать приёмы необходимые для письма:
- научить владеть инструментом письма;
- научить правильно располагать тетрадь и продвигать её во время письма;
- научить соблюдать правильную позу, посадку при письме;
- научить продвигать руку вдоль строки при письме.
3. Сформировать у детей приёмы письма:
- научить детей приёмам написания букв, их элементов;
- научить детей сопоставлять буквы по высоте на строке;
- познакомить и учить соблюдать правила красивого письма.
В соответствии с поставленными задачами мы обозначили следующие направления работы по формированию графомоторного навыка:
1. Совершенствование общей моторики:
- формирование правильной осанки;
- развитие ручной ловкости;
- обучение правильной посадке при письме.
2. Развитие мелкой моторики пальцев рук:
- развитие координации движений пальцев рук;
- формирование умений владеть инструментами письма;
- формирование навыка продвижения руки вдоль строки при письме.
3. Развитие высших психических функций (ВПФ):
- развитие зрительного восприятия;
- развитие произвольного внимания;
- развитие зрительной памяти;
- формирование пространственных представлений.
4. Формирование графического навыка.
Рассмотрим более подробно содержание каждого из вышеуказанных направлений работы.
Мы хотели бы рассмотреть только упражнения нашего комплекса, а общеизвестные приёмы рассмотреть вкратце.
Совершенствование общей моторики.
1. Формирование правильной осанки.
В начальной школе осанка ребёнка ещё продолжает активно формироваться, и любое нарушение условий этого формирования приводит к патологическим изменениям.
Под осанкой ребёнка понимается привычная поза, свойственная ему в непринуждённом положении. С морфологической точки зрения осанка характеризуется формой позвоночника, грудной клетке, взаимным расположением головы, туловища, плечевого пояса, таза, рук и ног, а также развитие мускулатуры. С физиологической точки зрения, осанка является своеобразным навыком, сочетание условных рефлексов, обеспечивающих сокращения обычного положения тела.
Осанка развивается в процессе индивидуального становления на основе наследственных факторов и под воздействием воспитания. У ребенка может быть предрасположенность к определенному виду нарушения осанки. Но в то же время, условие физического воспитания дают возможность не только сформировать соответствующую эстетическим и физиологическим требованиям осанку ребёнка, но и исправить, создать новый её вариант.
Правильная осанка способствует нормальной деятельности внутренних органов, так как отклонения в осанке отражаются на их функциях.
При выполнении упражнений, способствующих формированию правильной осанки, очень важно добиваться от детей осмысленности их выполнения. Только в этом случае возможен положительный результат.
Формировать правильную осанку у детей младшего школьного возраста необходимо, ориентируясь на позу, как выразительную характеристику положения тела в пространстве.
В нашем КОМПЛЕКСЕмы решили использовать комплекс профилактической зарядки по плоскостопию. Зарядка выполняется на ковриках, босиком и с применением небольшой палочки (20 см, деревянная)
Комплекс упражнений и массаж для профилактики и лечения плоскостопия:
1. "Балерина"
Сидя на стульчике, упереться пальцами ног в пол. Делать маленькие шажки, как балерина на пуантах. Колени внутрь не поворачивать.
3. Поочередное поднимание носков и пяток
4. Поочередное разведение носков и пяток
2. На пляже
Дети изображают, как они захватывают пальцами ног песок на пляже.
3. Нарисуй кружок
Ребята выполняют круговые движения в одну и другую стороны большими пальцами ног.
4. а) Цапля
Стоя. Ходьба на носках. Спина прямая.
б) Мыши
На носочках ходят мыши,
Так, чтоб кот их не услышал.
5. Слон
Стоя. Ходьба на пятках. Носки повернуты внутрь. Тело необходимо держать прямо, дыхание не задерживать.
6. Котенок
а) Котенок крадется. Ходьба на цыпочках.
б) Котенок бежит. Бег на носочках.
в) Котенок прыгает, ловит бабочку. Мягкие подпрыгивания, опускаться нужно на всю ступню.
7. Медвежонок
Стоя. Ходьба на внешней стороне стопы, а затем на внутренней. Руки на поясе.
8. Веселые ножки
Выполнять сидя. Выставить одну ногу вперед на пятку, на носок, убрать под стул. То же с другой ногой. Повторить 4 раза.
9. Пружинки
Представьте, что мы поставили ноги на пружинки. Эти пружинки выскакивают из пола и отталкивают носки наших ног так, что стопы отрываются от пола и поднимаются вверх, а пятки продолжают упираться в пол. Снова прижмем стопы к полу. Крепче! Сильнее! Ох, как тяжело! Ноги напряжены. Перестали нажимать на пружинки. Ноги расслабились! (Вожатый должен показывать движения)
Что за странные пружинки
Упираются в ботинки?
Дети в этот момент приподнимают носки, пятки прижаты к полу.
Ты носочки опускай,
На пружинки нажимай,
Крепче, крепче нажимай.
Нет пружинок - отдыхай!
Повторить 3 раза.
Упражнение №10.
Сидя на стуле. Раскатываем подошвами вперед-назад деревянную палочку
Этот комплексзарядки мы используем в 1 полугодии, во втором полугодии к этому комплексу мы добавляем сшитый на уроках технологии мячик, для формирования осанки, который мы использовали для ношения на голове.
2.Развитие ручной ловкости (развитие мышц плеча, предплечья, кисти руки).
Плавность и координированность движений при письме во многом зависит не только от мелкой мускулатуры пальцев, но и от мышц всей руки в целом: плеча, предплечья и кисти.
Недостаточно развитая ручная ловкость значительно затрудняет овладение графомоторным навыком. Очень важно развивать ручную ловкость именно в начальной школе, когда данный навык (графомоторный) только формируется.
КОМПЛЕКС
Здесь мы предлагаем работу на индивидуальных маркерных досках.
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
У первоклассников отмечаются затруднения в координации пальцев рук. (Спирова Л.Ф., Токарева О.А.). Поэтому тренировка мелкой моторики пальцев рук играет важную роль в процессе овладения графомоторным навыком.
Для развития мелкой моторики пальцев рук можно использовать следующие виды работы:
Пальчиковые игры и упражнения.
Самомассаж кистей и пальцев рук.
Изобразительная деятельность
Развитие ручной умелости.
Логоритмические упражнения
Пальчиковые игры и упражнения.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» активизируется моторика рук, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «право», «лево», «верх», «низ». Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики пальцев рук: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что облегчает овладение графомоторным навыком.
Постепенно (в зависимости от успешности коррекционной работы с каждым ребёнком) дети начинают сопровождать свои действия речью.Упражнения «пальчиковой гимнастики» желательно выполнять перед письменными упражнениями. Они способствуют притоку крови к кистям и пальцам рук и помогают включению в процесс работы, или же в середине занятия. «Динамическая пауза» поможет расслабить кисти и пальцы рук (замена вида деятельности), что способствует предупреждению возникновения переутомления. Подобные упражнения полезно включать также на занятиях по письму для снятия напряжения с пальцев рук. Профессор М. М. Кольцова в своих трудах, исходя из величины проекции кисти руки в двигательной области коры мозга и её близости к моторной речевой зоне, теоретически обосновала связь речевого развития ребенка с уровнем развития тонких движений пальцев рук.
Самомассаж кистей и пальцев рук.
Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев руки оказывает самомассаж. Он положительно действует на суставы, а также на эластичность и подвижность связочного аппарата. При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое. Положительно действует массаж и на суставы, а также на эластичность и подвижность связочного аппарата. При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.
Детей необходимо обучить следующим приёмам самомассажа: поглаживание, растирание, разминание.
Движения необходимо сочетать со стихотворными текстами, приближёнными по содержанию и ритму к характеру самого движения.
Для развития мелкой моторики пальцев рук у детей Галкиной В.П., Хомутовой Н.Ю. (2000 г.) были разработаны три комплекса упражнений самомассажа:
1.Самомассаж тыльной стороны кистей рук.
2.Самомассаж ладоней.
3.Самомассаж пальцев рук.
Изобразительная деятельность и художественное развитие.
Очень эффективным занятием для развития мелкой моторики пальцев рук является изобразительная деятельность, включающая в себя рисование, на котором развиваются и совершенствуются художественные способности детей, а также это могут быть занятия с использованием бисера, ниток и другого материала.
Развитие ручной умелости (ручной труд).
Развитию мелкой моторики пальцев рук способствуют занятия по ручному труду. Наиболее полезны для детей занятия с конструктором, работа с пластилином, работа с бумагой (резание ножницами, выполнение операций и различных плетений из ковриков). Очень полезны на занятиях по ручному труду выполнение приёмов плетения макраме.
Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Для этого можно использовать следующие упражнения: симметричное вырезание, аппликация; а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок. Из вырезанных фигурок дети могут составлять целые композиции – аппликации.
Особую роль в развитии мелкой моторики пальцев рук играет рукоделие: вышивание, вязание, шитьё. Рукоделие приучает детей к аккуратности, точности, внимательности, настойчивости. Постепенно от занятия к занятию учатся использовать различные швы в одном узоре.
Точность и координация движений развивается у ребенка в процессе перешивания пуговиц. Дети рассматривают пуговицы крупных и средних размеров, учатся пришивать пуговицы с двумя отверстиями, а затем с четырьмя.
Все виды швов дети сначала проделывают в воздухе, а затем действуют с иголкой и ниткой.
Также на занятиях по ручному труду можно использовать простейшие виды вязания крючком и на спицах.
Для развития ручной умелости на занятиях по ручному труду можно выполнять различные поделки из бумаги: вырезать и клеить закладки, выполнять фигурки из бумаги («оригами»), вырезать и склеивать игрушки из бумаги и картона.
Два последних приёма работы целесообразно реализовывать на специально отведенных уроках по труду и изобразительной деятельности.
КОМПЛЕКС
Мы используем элементысу-джок терапии - массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.
Массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.
Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того, на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. В логопедических целях су – джок терапия совместно с пальчиковыми играми, мозаикой, шнуровкой, штриховкой, лепкой, рисованием активизирует развитие речи детей.
Логоритмические упражнения можно применять на уроках, как физкульт- минутки. Можно выбрать понравившиеся строчки. Слова текста, речевое сопровождение и проработанные упражнения мыиспользовали посистеме Екатерины Железновой.
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала под музыкальное сопровождение и без него. Логоритмические занятия, направлены на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь — движение».
Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к легким – они полнее насыщаются кислородом. Сердце работает ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органам, доставляя кислород, питательные вещества и полнее забирая вредные продукты обмена. Нагрузка на мышцы живота нормализует работу кишечника и желудка. Движения укрепляют сон лучше, чем любое снотворное.
Развитие высших психических функций (зрительного восприятия, произвольного внимания, зрительной памяти, пространственных представлений.
Зрительно – пространственное восприятие, произвольное внимание и зрительная память – значимые и взаимосвязанные компоненты функционального развития ребёнка. Это определяет необходимость проведения специальной работы по компенсации этих особенностей уже на начальном этапе обучения в школе. Работу в данном направлении необходимо вести с первых занятий с детьми и продолжать в процессе всего коррекционного обучения.
Начинать коррекционную работу по развитию ВПФ необходимо с развития зрительноговосприятия, которое необходимо для формирования графомоторного навыка и навыка письма.
КОМПЛЕКС
Мы предложили учащимся во время раскрашивания раскрасок, слушать аудиозаписи сказок в исполнении актеров театра и кино. Обратили внимание на то, что необходимо и раскрашивать, и слушать аудиозапись. По окончании записи просили рассказать услышанное.
Формирование графических навыков.
Успешность формирования навыка письма, и особенно почерк, во многом зависит от того, соблюдаются ли при письме основные гигиенические требования.
Прежде чем формировать у детей графомоторный навык необходимо научить их соблюдать правильную позу при рисовании и письме; научить их правильно держать ручку, координировать движения пальцев, кисти, предплечья, плеча. Правильная поза, правильное положение ручки и правильная координация движений позволяют сформировать правильную технику письма, правильный графический навык, а значит сделать письмо удобным, четким, быстрым.
Правильная посадка при письме.
Парта, стол и стул, за которым сидит ребёнок, должны соответствовать его росту. Передняя правая ножка стула должна находиться на одной линии с краем стола. Левая же должна отстоять на 7-10 см от линии края стола. Туловище следует держать прямо, не опуская плечи. Оба плеча должны быть на одной высоте. Грудь не должна касаться стола (расстояние от стола до груди равно примерно ширине ладони). Ноги согнуты под прямым углом в бедрах и коленях, опираются всей стопой на пол. Голова должна быть слегка наклонена вперед, чтобы глаза находились на расстоянии 20-30 см от тетради (бумаги). Локти пишущего ребёнка должны немного выступать за край стола и находиться на расстоянии около 10 см от туловища. Такая поза позволяет сохранить работоспособность, предотвращает нарушение зрения и осанки, делает письмо удобным.
Крышка парты (стола) во время письма должна быть наклонной. Это очень важно для охраны зрения и снижения утомления мышц шеи и спины.
При формировании навыка письма важно правильное расположение тетради. От этого зависит чёткость почерка и возможность сидеть правильно. Для того, чтобы избрать правильное расстояние от тетради до пишущего, ребенку необходимо опустить ладони на стол (парту), опустив по краю большие пальцы рук. Тетрадь следует положить у кончиков его вытянутых пальцев. Её следует сдвинуть чуть вправо и опустить левый край, чтобы нижний левый угол тетради (листа бумаги) находился на уровне середины груди или был сдвинут немного правее. Наклонное положение тетради способствует наклонному начертанию букв. Сначала тетрадь поддерживает левая рука снизу. По мере заполнения страницы тетрадь перемещается вверх, левая рука поддерживает её сверху.
К ОМПЛЕКС - для формирования осанки мы использовали обыкновенный массажный мячик с диаметром 15-18 см. При посадке за парту,ученик устанавливал мяч между спинкой стула и спиной. Во время сидения за партой, мяч удерживается.
Свободное движение пишущей руки обеспечивается, прежде всего тем, как человек держит ручку. Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.
Ручку надо держать свободно, не зажимая её слишком крепко и не прогибая указательный палец. Прогибание первого сустава указательного пальца увеличивает мышечное напряжение, ребёнок быстро устаёт, а темп письма снижается.
Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть около двух сантиметров. Цвет пасты должен быть тёмно-синим, тёмно-фиолетовым. Оптимальная длина ручки – 15 см. Очень короткие и очень длинные ручки лучше не использовать. Слишком твёрдый стержень, толщина «не по руке» (более 7мм), ребристые грани, требуют дополнительных усилий, затрудняют процесс формирования навыка письма.
Процесс формирования графомоторного навыка достаточно сложен. Последовательность заданий, направленных на его формирование, строится в соответствии с закономерностями формирования графомоторного навыка как двигательного акта. Для этого в начале необходимо научить детей рисовать прямые линии: вертикальные, горизонтальные, наклонные в определенном направлении. Сначала длина линии произвольная, а затем ограничена условным знаком. Далее учим детей штриховать различные фигуры (проводить прямые и наклонные параллельные линии). Затем дети учатся рисовать полуовалы (верхние и нижние), круги и овалы. На этом этапе эффективны и вполне выполнимы такие графические задания, как «раскрути» спираль, «закрути» спираль.
В моторный компонент графической способности входит подготовка мышц руки и формирование моторного образа графического действия. Это означает, что уже до школы ребенок должен научиться правильно держать карандаш или ручку и хорошо владеть ими, соизмеряя графические действия с многими факторами: текстурой бумаги, твердостью – мягкостью карандаша, пространством графического действия, образом изображаемой фигуры.
Следующий этап в формировании графических умений – рисование линий, зигзагов, полуовалов и овалов определенной величины. Для этого вводится ограничительная линейка – строка. Задания необходимо подбирать так, чтобы дети переходили от широкой линейки к более узкой.
Для того, чтобы детям было интересно выполнять учебные задания, их можно предлагать в игровой форме.
Следующий этап формирования графических умений – освоение написания элементов письменных букв и письмо прописных букв. Очень важно посвятить достаточное количество занятий закреплению навыка письма элементов письменных букв. От того, насколько прочно будет усвоено написание элементов букв и самих букв, во многом будет зависеть правильность формирования графомоторного навыка.
Заключительный этап работы – письмо слов, словосочетаний и предложений. Очень важно давать детям достаточное количество времени для выполнения графических заданий. Спешка при написании может привести к понижению графических элементов и цель коррекционно-логопедической работы не будет достигнута.
Таким образом, предложенная нами схема коррекционной работы предполагает поэтапное, «пошаговое» формирование графомоторного навыка. Осуществлять данную программу необходимо во всех выше указанных направлениях в зависимости от этапа работы. Конечным результатом применения программы должен быть достаточно высокий уровень сформированности графомоторного навыка.
КОМПЛЕКС
В нашем комплексе мы использовали 3 способа правильно держать ручку. Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец придерживает ручку сверху, большой поддерживает ручку слева. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку слишком сильно. Указательный палец может легко подниматься, и ручка при этом не должна падать. Безымянный палец и мизинец могут находиться внутри ладони или же свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.
Итак, представим, что на среднем пальце правой руки у нас есть невидимая подушечка:
Именно на эту подушечку мы и укладываем ручку:
Теперь указательный и большой пальцы захватывают ручку сверху:
Расстояние Х от самого кончика ручки до кончика указательного пальца должно быть примерно 1,5 см. Если расстояние очень маленькое или большое, рука во время письма будет напряжена.
Правила, которые нужно соблюдать при письме:
1. Сидим прямо.
2. Ноги вместе.
3. Между грудью и столом расстояние 1,5 – 2 см.
4. Тетрадь расположена под углом 30 градусов. Если тетрадь расположена по-другому, ребёнку придётся поворачивать туловище и сильно наклонять голову.
5. Нижний левый угол листа, на котором пишет ребёнок, должен соответствовать середине груди.
6. Оба локтя лежат на столе.
Способ 1 – с помощью салфетки
Чтобы научить ребенка правильно держать ручку этим способом, понадобятся, собственно, сама ручка и … салфетка. Салфетку складываем в несколько раз и зажимаем ее двумя пальцами правой руки – мизинцем и безымянным, остальные пальцы выпрямлены. Теперь свободными пальцами берем в правую руку ручку!
Способ 2 – ручка – “самоучка”
Это устройство, которое надевается на ручку. Можно найти подобные насадки различной расцветки и в форме зверушек. Ручка-самоучка прошла психолого-педагогическую экспертизу в МОО "Объединение независимых экспертов игровой, учебно-методической и электронной продукции для детей" и рекомендована к применению экспертом, кандидатом педагогических наук, профессором, директором Учреждения РАО "Институт психолого-педагогических проблем детства" Т. В. Волосовец.
Способ 3 – ручка серии StаbilоLеftRight с “подсказкой” для пальцев.
Продукция серии StаbilоLеftRight разработана совместно со специалистами медицины, образования и эргономики.
Ручка данной серии имеет трёхгранную форму, корпус изготовлен из мягкого материала, вес и длина ручки уменьшены. Также на корпусе ручки расположены углубления определенного размера. Все это обеспечивает правильное положение ручки в руке ребенка, а яркие цвета и веселый дизайн формируют позитивный настрой к учебе.
КОМПЛЕКС.
Способ обучения каллиграфическому письму и коррекции почерка предназначен для формирования правильного графического навыка у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также коррекции и закрепления уже сформированного графического навыка и позволяет повысить эффективность процесса обучения и сократить его сроки. Один элемент или букву пишут безотрывно под удары метронома. Одному удару метронома соответствует один элемент буквы. Скорость метронома в начале упражнений устанавливают равной 100 ударам в минуту и в процессе упражнений доводят до 208 ударов.
Так предлагает Леонтьева Татьяна Михайловна, мы пробовали и не согласились с ней. Для первоклассников мы бы рекомендовали начинать с 55 ударов и доводя до 75 ударов
Здесь как никогда нами рекомендуются прописи Илюхиной и тетради с дополнительной косой линией.
Наш Комплекс заданий и упражнений
мы представили следующей таблицей
Направление | Приёмы и упражнения |
Общая моторика | Мяч при письме за спиной Зарядка по профилактике плоскостопия Мячик для выполнения упражнений на координацию |
Мелкая моторика | Су-джок терапия Логоритмические упражнения Пальчиковая гимнастика Массаж и самомассаж |
ВПФ | Работа на индивидуальной доске |
Графический навык | Раскрашивание Письмо по методу Илюхиной Работа под метроном |
.
Список литературы
Аксенова А.К. Методы обучения русскому языку в коррекционной школе. – М.: Владос, 2002. – 106 с.
Агаркова Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников. // Начальная школа. – 2009. – №4. – с. 15-17.
Баренцова Н. Готовим руку к письму // Дошкольное воспитание. – 1996.- №2.- С.84.
Безруких М.М. Еще раз о письме и почерке //Советская педагогика.- 1987.- №5.- С. 32.
Безруких М.М., Ефмимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющих трудности при обучении письму. Библиотека «Гувернер», (Пособие №2) – М.: АУРИС: Айсберг, 1991. – 106 с.
Безруких М.М. Этапы формирования навыка письма / М.М. Безруких. – М., 2001. – 126 с.
Буцикина Т.П. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников // Логопед. – 2005. – №3.- С. 84-94.
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Развитие и коррекция грамотности. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 96 с.
Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме // Начальная школа. – 2008. – №8. – С. 16-19.
Садовникова И.М. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. Учебное пособие. М.: Владос, 1995. -14-15 с.
Синицына Е.В. Умные пальчики. М.: Просвещение, 1998.- 45 с.