ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ. МЕТОД «МОЗГОВОГО ШТУРМА»

0
0
Материал опубликован 17 November

Опфер Александра Алексеевна,

учитель труда (технологии),

ГБОУ «Средняя школа № 1 Городского Округа Харцызск»



ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ.

МЕТОД «МОЗГОВОГО ШТУРМА»


Аннотация. В этой статье рассмотрен метод «мозгового штурма», как один из прогрессивных и функциональных творческих методов развития личности.

Ключевые слова: «мозговая атака» или «мозговой штурм», генерация новых идей, ассоциативная карта.

Актуальность статьи заключается в том, что на смену классическим методам обучения и воспитания должны прийти новые подходы, приемы и методики преподавания. Особенно это касается таких творческих уроков, как технология и др. Здесь нужны кардинальные изменения в самом русле проблемы, как организации урока, так и самого учебного процесса.

Цель статьипоказать преимущества и возможность применения инновационного творческого метода «мозгового штурма» в педагогической практике современного педагога.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом основного общего образования, обучение школьников строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. В процессе обучения технологии обеспечивается формирование у школьников технологического мышления.

Основными задачами изучения предмета «Технология» являются:

осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;

уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;

развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;

формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.

Для реализации этих задач учителю необходимы инновационные педагогические приемы и методы. Одним из таких решений может стать метод «мозговой атаки» или «мозговой штурм».

Сущность этого метода заключается в том, что во время коллективного обсуждения определенной проблемы или вопроса без оценки или цензуры идей, выдвигается больше ценных предложений, чем во время индивидуальной работы учащихся. «Мозговой штурм» дает возможность объединить в процессе работы учащихся с разными индивидуальными особенностями и способностями, максимально использовать их творческий потенциал.

В данное время это один из популярных творческих методов. Его автором является Алекс Ф. Осборн, копирайтер и основатель агентства  BBD&O.

Преимущества метода:

посредством совместной деятельности учащихся, которые отличаются друг от друга знаниями, способностями и видением ближайшего будущего, создаются необходимые условия для синергетического эффекта —«качественного умножения» знания (целое есть больше, чем набор частей)»; также новые подходы, перспективы видения и интересные аналогии возникают «на стыках различных дисциплин, областей человеческой практики» в ходе обсуждения поставленных проблем участниками процесса;

доброжелательная обстановка позволяет участникам усвоить навыки критики по существу, научиться импровизировать, а также усиливает положительный настрой и доверие.

Все эти положительные стороны метода позволяют его использовать в решении и обсуждении сложных вопросов предмета. Например, проектная деятельность, когда ребенку тяжело определиться в выборе объекта труда или решить задачи по осуществлению рабочих моментов проекта. Творческая группа генерирует идеи по реализации проекта вместе с этим учащимся, и тогда ребенок быстрее найдет ответ на все вопросы, которые у него возникли при постановке проблемы проекта.

Среди недостатков можно выделить следующее:

сложность применения приёма для проведения дискуссий — процесс обсуждения тяжело контролировать;

отсутствие критериев оценивания работы (естественно, что вклад каждого члена группы неравнозначен, поэтому оценки будут различаться, а это, в свою очередь, может вызвать напряжение отношений внутри коллектива);

трудности при выборе наиболее удачных и перспективных идей.


ЭТАПЫ И ПРАВИЛА МОЗГОВОГО ШТУРМА

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:

Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.

Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.

Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:

участники, предлагающие новые варианты решения задачи;

члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.

В мозговом штурме участвует коллектив из учащихся и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные.  

На первом этапе работы творческой группы, участники, как правило, предлагают не столь оригинальные решения проблемы. Но по истечении времени, участники начинают «генерировать» необычные, нестандартные предложения. Ведущий записывает все варианты, без цензуры, предложенные генераторами идей. Когда все идеи записаны, группа аналитиков производит анализ и отбор лучших предложений. По окончании процесса работы двух творческих групп находится максимально эффективное и нетривиальное решение задачи. В ходе рефлексии на заключительном этапе учитель подводит итоги деятельности учащихся. Дети проводят самоанализ своей работы.

НЕСТАНДАРТНЫЙ ПОДХОД ГЕНЕРАЦИИ НОВЫХ ИДЕЙ

Существует нелинейный способ фиксирования идей — создание ассоциативных карт. В центре доски написана основная тема обсуждения, от нее проводятся линии к словам или рисункам, содержащим важную для темы информацию, а затем к каждой такой ветке добавляются детали. Представьте: вы организовали мозговой штурм, чтобы придумать сюжет нового детективного романа. В центре доски — его заглавие, а от него линии будут вести к словам или картинкам, обозначающим героев, места, сюжетные повороты и исторический контекст. Каждую из ветвей обсуждения вы можете развивать, добавляя к ней новые идеи. 

t1731845943aa.jpg

Ассоциативная карта, созданная Полом Форманом.

Ее основные ветви посвящены тому, кто, когда, где и почему может составлять ассоциативные карты.

ПРИМЕР ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА

Определение проблемы для мозгового штурма

Как окрасить изделие, чтобы покраска была безвредной для здоровья человека, экономически выгодной, качественной и быстрой?

2. Обсуждение проблемы и запись выдвинутых идей.

а) Сделать специальный красильный станок

б) Сделать станок-автомат с кисточкой, чтобы изделие вращалось

в) Снабдить станок разбрызгивателем и сделать специальные фигурные насадки для типовых изделий

г) Изделие просто окунать в краску с помощью робота-манипулятора.

3. Оценка и выбор наиболее ценной идеи.

Идея электризации является наиболее ценной и удовлетворяет условиям проблемы.

Если провести мозговой штурм правильно, он действительно подстегнет воображение, позволит выйти за рамки привычного и создать что-то по-настоящему интересное и уникальное. Это прекрасный способ поиска нестандартных решений любого уровня сложности. Мозговой штурм — идеальная методика для всех участников этого творческого метода, работающих в сфере инноваций. Чем чаще вы будете проводить такие обсуждения, тем легче они будут вам даваться и тем больше идей сможет генерировать ваша команда. Мозговой штурм — это ключ, открывающий дверь в ваше воображение.

Вывод: применяя в педагогической практике и на уроках трудового обучения и технологии метод «мозгового штурма», мы способствуем налаживанию тесного дружеского контакта среди учащихся; мотивируем на продуктивную трудовую деятельность; концентрируем внимание на решении актуальной задачи; обучаем работать в команде; способствуем проявлению терпимости к чужой точке зрения; активизируем творческий потенциал подрастающего поколения; развиваем мыслительный и речевой аппарат детей; способствуем их саморазвитию.







Список литературы:

Чошанов М.А. Инженерия обучающих технологий / М.А. Чошанов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 239 с. (С.180-182).

Конторусова С.С., Данилов А.П. /Научный альманах · 2016 · N 9-1(23). (С.67-70).

Рязанцева Ю.А. Применение метода «мозговой штурм» в образовании

[Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). – СПб.: Заневская площадь, 2014. – С. 13-15.




Интернет-ресурсы:

Метод "мозгового штурма": как используется на уроках в школе

https://infourok.ru/

Виртуальный методический кабинет. Метод мозгового штурма. https://sites.google.com/

Как организовать мозговой штурм

https://blog.iteam.ru




 



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации