Интегрированный урок как метод формирования функциональной грамотности на уроках технологии и информатики
Интегрированный урок как метод формирования функциональной грамотности на уроках технологии и информатики Учитель информатики Ошорова Д.Б Учитель технологии Цыденова Т.П.
Навыки функциональной грамотности очень важны, т.к. мир не стоит на месте, происходят глобальные изменения. Чтобы найти себя, в этой сложной и быстро меняющейся реальности, учащиеся должны уметь быстро адаптироваться в изменяющихся условиях. Ученик должен освоить необходимые знания, умения, навыки. Сейчас мы не можем сказать, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются современными школьникам для построения успешной траектории своего развития. Но для укрепления их позиции в будущем мире мы должны их обучить функциональной грамотности. Функциональная грамотность – это способность применять полученные знания, для решения повседневных задач.
Формирование функциональной грамотности учащихся как ключевое условие развития компетентностей. Процесс развития функциональной грамотности осуществляется на основе формирования навыков мышления учащихся средствами учебных дисциплин через задания проблемного, практического, интегрированного характера, требующие комплексного применения предметных компетенций и креативности.
Интеграция в образовании –является отражением тех тенденций, которые характеризуют сегодня все сферы человеческой деятельности. Интеграция не просто механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимовидение. Интеграционное обучение развивает творческое мышление учащихся, способствует интенсификации, систематизации учебно-познавательной деятельности, а также овладению грамотой культуры. Задача интегрирования не только показать области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, а через их органическую реальную связь дать ученикам представление о единстве окружающего нас мира. Как считают учёные, интеграция ускоряет формирование убеждений и мировоззрения учащихся, даёт большой выигрыш во времени. Интеграция в образовании
Интегрированный урок Интегрированный урок - это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. Структура интегрированного урока отличается от обычного урока следующими особенностями: предельная четкость, компактность, сжатость учебного материала; логическая взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока; большая информативная емкость учебного материала.
Цель занятий на уроках технологии и информатики – формирование умений нестандартно смотреть на ситуацию, развивать творческое видение, ориентироваться в разных жизненных ситуациях. Задача уроков технологии – сориентироваться, найти выход самостоятельно, приобрести знания, поставить цель и разработать план действий. Отличительные черты функциональной грамотности на уроках технологии и информатики : - направленность на решение бытовых проблем является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах связь с решением стандартных, стереотипных задач
Создание проблемной ситуации и формулирование темы урока
Задание 1 1. До того, как что-нибудь сделать, внимательно прочитайте инструкцию 2. Напишите свое имя в правом верхнем углу листа 3. Обведите ваше имя 4. В левом верхнем углу нарисуйте пять маленьких квадратиков 5. В каждом квадрате поставьте крестик 6. Напишите свою фамилию в верхней части листа 7. Под вашим именем в правом верхнем углу напишите номер своего телефона 8. Обведите этот номер 9. Поставьте крестик в левом нижнем углу 10. Заключите в прямоугольник слово «угол» в предложении №4 11. Громко крикните: «Я почти закончил/ закончила!» 12. Выполните только задания под номерами один и два.
Задание 2 Внимательно прочитайте описание модели и рассмотрите эскиз. Откройте в ПК программу Sketchbook Найдите в интернете чертеж основы базовой юбки, скопируйте и вставьте в sketchbook. Найдите различия с базовой конструкцией юбки и данным эскизом модели юбки В соответствии с эскизом нанесите новые линии фасона (красным цветом), соблюдая пропорции. Обозначьте ваши действия по моделированию на чертеже основы юбки (Используйте для этого слова, значки, стрелки) Сохраните документ на флэш-носитель Рапечатайте основу юбки, как шаблон для разрезания Разрезать по указанным линиям На ткани сделайте раскладку детали выкройки и раскроите детали. На швейной машине соедините детали по намеченным линиям.
Задание 3 1. Рассчитайте себестоимость юбки, если на данную модель были приобретены следующие материалы: • ткань габардин 1,50 м; • замок молния 1 шт; • нитки 1 шт; 2. Рассчитайте себестоимость юбки, если изделие изготовлено в ателье. 3. Сравните стоимость изделия изготовленное своими руками и стоимость изделия изготовленное в ателье. 4. Сколько будет стоить изделие оптом (10 шт, 100 шт) и в розницу? Прайс лист на материалы из магазина «Батист» № Наименование материала Цена за 1 метр, шт. в руб. 1 Ткань костюмная (габардин) 810-00 2 Замок молния 75-00 3 Нитки 45-00 Стоимость услуг ателье № Наименование услуги Цена за 1 метр, шт. в руб. 1 Художник-модельер 450-00 2 Художник-конструктор 600-00 3 Закройщик 400-00 4 Швея 550-00 5. Сделайте выводы.
Защита проекта
Во время урока была проведена работа по формированию функциональной грамотности: Математическая грамотность Читательская грамотность Финансовая грамотность Креативное мышление Компьютерная грамотность
Практическое использование данных уроков позволило сделать следующие выводы: повышение уровня и качества знаний по курсу «Моделирование »; приобретение учащимися навыков практического использования возможностей инструментальных и программных средств, изучаемых по курсу «Информатика и ИКТ»; осознание учащимися необходимости повышения уровня компьютерной грамотности и использования системного подхода во всех областях знаний и жизни в обществе.
Список примеров и задач связанных с предметом технология, информатика безграничен, которые применяются в жизненных ситуациях, решают разные проблемы и задачи, которые направлены на развитие умений осуществлять полученные в школе знания в реальной жизни.