Выступление «Формирование универсальных учебных действий на уроках естественнонаучного цикла»

3
0
Материал опубликован 15 January 2017 в группе

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РМО УЧИТЕЛЕЙ ХИМИИ И БИОЛОГИИ 7 АПРЕЛЯ 2016

«Формирование универсальных учебных действий на уроках естественнонаучного цикла»

Цель: Обобщение опыта работы учителей химии и биологии, направленного на формирование у учащихся универсальных учебных действий.

10.10- 10.20 Формирование метапредметных УУД на уроках химии и биологии.

Лукьянова Елена Алексеевна, учитель химии

МКОУ СОШ №4. Г. Куйбышев Новосибирская область

Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. Развитие сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника.

Основа стандартов нового поколения - системно-деятельностный подход. (ДЛЯ ТЕМЫ САМОАНАЛИЗА)

Задача современной школы - формирование и развитие у школьников таких качеств личности, которые позволили бы им самостоятельно конструировать свое знание и активно использовать его для решения проблем, постоянно возникающих в реальных жизненных ситуациях.


 

В этом и поможет учителю выработка универсальных учебных действий на уроках биологии и химии.

Принципиальное отличие ФГОС - усиление их ориентации на результаты образования – личностные метапредметные и предметные.

Метапредметные - освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.


 

Универсальные учебные действия (УУД) – совокупность действий учащегося, обеспечивающих его социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать “архитектором и строителем” образовательного процесса.


 

Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.

Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Эта новая учебная форма занятий исходит из “основной мировоззренческой идеи выдающегося психолога В.В. Давыдова, что школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положение семей, а также наследственных задатков детей


 

Метапредметы соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. Ученик не запоминает, но промысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, он как бы заново открывает эти понятия.


 

Метапредметное занятие должно быть посвящено метапредметному вопросу, метапредметной теме, то есть такой теме, которая может быть раскрыта на разном предметном материале: “Рисунок и схема”, “Маска, роль и позиция”.

 

Выбрав метапредметную тему, нужно в первую очередь определить, какому способу деятельности в ее рамках можно научить школьников.

Нужно ясно представлять, какую базовую способность учитель собирается формировать у школьников во время учебного занятия. У него должна быть некоторая система показателей, позволяющих ему обнаруживать эту способность, диагностировать, что с ней происходит в ходе обучения школьников.


 

Итак, что же дают универсальные учебные действия?

обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять учебную деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать ее результаты;

создают условия развития личности на основе “умения учиться” и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность.

Формирование универсальных учебных действий составляет важную задачу образовательного процесса и составляет неотъемлемую часть фундаментального ядра общего образования. Уровень сформированности универсальных учебных действий находит отражение в требованиях к результатам освоения содержания общего образования соответственно ступеням образовательного процесса.

Формы применения УУД на уроках биологии

Работа с текстом учебника.

1) Выделение существенного, главного (например, значение вирусов).

2) Смысловая группировка (например, сгруппировать мышцы скелета по отделам)

3) Чтение - поиск (ответить на вопросы в конце параграфа).

4) Составление вопросов

5) Описание биологических объектов (инфузория).

Работа учащихся в группах:

1) Решение биологических, экологических задач (причины экологических катастроф в разных регионах Земли, альтернативные источники энергии, составление договора «О правах природы»).

2) Выполнение лабораторных и практических работ.

3) Сравнение биологических объектов (естественный и искусственный биогеоценоз).

Работа с тестами  помогают осуществлять познавательную учебную деятельность

1) Биологический диктант.

2) Задания с одним или несколькими правильными ответами.

3) Задание на соответствие.

4) Задание на последовательность биологических явлений, структур.

Специальные рабочие тетради

Задания в тетради:

1) Вставить пропущенное слово.

2) Дать определение.

3) Работа с рисунками.

4) Задания на верность утверждений.

5)Задания на определение лишнего.

Таким образом, формирование метапредметных умений или УУД при изучении курса биологии в основной школе, позволит подготовить обучающихся  к восприятию системной организации живой природы в средней (полной) школе на более глубоком уровне, к самостоятельной познавательной деятельности, к применению знаний в практической, измененной и новой ситуациях и получить более высокие результаты по ЕГЭ.

Метапредметные результаты через УУД на уроке химии

-Воспитание целеустремленности, трудолюбия, самостоятельности в приобретении новых знаний и умений, формирование навыков самоконтроля и самооценки, добросовестного отношения к учению, умения управлять своей познавательной деятельностью.

Прием «Корректор»

При расстановке коэффициентов в следующих записях допущены ошибки. Исправьте их цветным карандашом (это может быть текст с ошибками).

А) 4HgO = 4Hg + 2O2

Б) 2Al(OH)3 = Al2O3 + 6H2O

В) SO2 + 2O2 = 2SO3

Самостоятельность в приобретении новых знаний и умений

Прием «Черный ящик»

Американец Чарльз Гудьир случайно открыл рецепт изготовления этого материала, он не размягчается в жару и не становится хрупким на морозе, как каучук. Ученый по ошибке нагрел смесь каучука и серы на кухонной плите. Этот процесс получил название вулканизация. Принесите «отгадку» на следующий урок.

Учитель формирует из принесенного коллекцию.

Самостоятельность в приобретении новых знаний и умений +

воспитание уважения и принятия достижений химии (значимость и практическое применение химических знаний и достижений химической науки в быту, технике, медицине) домашний эксперимент или мысленный эксперимент

Позволяет не только устанавливать новые факты, но и делать выводы обобщающего характера.

формирование умений целеполагания, планирования своей деятельности, нахождения алгоритма решения, выдвижения гипотез, оформления, проверки и оценивания конечного результата, корректировки, самостоятельной работы с информацией для выполнения конкретного задания

А) определение темы урока, формирование умений целеполагания

Прием «Кот в мешке»

- в 1964 г. рухнуло одно из самых высотных сооружений в мире – 400-метровая антенная мачта в Гренландии, причиной стал этот процесс.

-Из-за этого процесса повреждаются нефтепроводы, в реки и на грунт выливается нефть.

-в переводе с латинского это понятие звучит как «разъедание»

- Эйфелева башня неизлечимо больна, диагноз – тема нашего урока, и только постоянная химиотерапия помогает бороться с этим смертельным недугом: Её красили 18 раз, отчего её масса 9000 т каждый раз увеличивается на 70 т.

-это злейший враг металлургии, до 20% производимого железа за год «теряется»,

виной процесс-……

Если вы еще не догадались, прием «Визуализация информации» (картинки объектов со следами коррозии на слайде)

Тема нашего урока (обучающиеся формулируют самостоятельно): “Коррозия металлов”.

Этап целеполагания

Анализ фактов показывает что, коррозия носит разрушительный характер.

Гипотеза: если мы избавимся от коррозии, сохраним металлы.

Учитель: Какие знания нам нужны?

Актуализация знаний

Прием «таблица З-Х-У»

знаю

Хочу знать

узнал

     

На основании заполненной таблицы обучающиеся формулируют цели и задачи урока, планируют деятельность на урок

Прием «Загадка»

Этот металл

На Землю метеоритом упал,

Из руды его человек получает,

В сталь и чугун превращает.

Отгадка - выход на тему урока, что же будем изучать исходя из загадки: строение атома и свойства простого вещества (1 строчка), нахождение в природе (2-3),

применение (4), ну а учитель добавляет и химические свойства, оформление прием «Кластер» на основании, которого обучающиеся планируют деятельность на урок

Прием «Сводная таблица»

Линия сравнения

литий

натрий

калий

рубидий

цезий

Заряд ядра

         

Число энергетических уровней

         

Число электронов на внешнем уровне

         

Сделайте вывод, как изменяются свойства элементов.

Познавательные УУД сделать обобщения, установить причинно-следственные связи, сформулировать выводы, достроить недостающие компоненты, выбрать основания и критерии для сравнения и классификации объектов, отрабатываются в связке с регулятивными УУД.

Смысловое чтение.

Ситуационная задача – задание, помещенное в жизненный контекст и содержащее личностно-значимый вопрос, который помогает ученику убедиться в необходимости данного знания

Метапредметные результаты это совместный труд всего учительского коллектива, и как мы сообща поработаем, будет зависеть успешность наших учеников и на экзаменах и по жизни в целом.

3. Требования ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы по биологии и химии
 

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии и химии являются:

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- умение работать с разными источниками: находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации