Формирование профессиональных намерений
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАМЕРЕНИЙ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ СТУДЕНТОВ
Петрова Зоя Николаевна
«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным», - говорил Сенека. Кто должен нести ответственность за то, чтобы ветер стал попутным – педагоги, родители или дети? Важно, чтобы у подростка сложилось ощущение, что сделанный им выбор профессии – это его самостоятельный выбор. Выбор подразумевает ответственность за его последствия. Кто выбирает, тот и отвечает. И если ребенку кажется, что профессию он выбрал не сам, то он и учится не для себя. И наоборот, ощущение, что данную профессию он выбрал сам, значительно стимулирует его к продвижению по пути профессионального развития.
«Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?»- пожалуй, этот вопрос входит в пятерку самых популярных вопросов, которые взрослые любят задавать детям. И чем взрослее становится ребенок, тем сильнее вопрос «Кем быть?» тревожит душу и разум подросшего ребенка и его родителей. Человек счастлив, если он занимается любимым делом. А кто из нас не желает счастья своему ребёнку? И как сделать так, чтобы ребенок стал успешным? Это во многом зависит от нас, от педагогов и родителей. Анализ профессионального самоопределения школьников на этапах завершения обучения в школе и обучения студентов на 1 курсе ПОО ЧР позволяет описать характерные особенности динамики процесса. Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14—15 лет. Согласно ежегодно проводимым нами исследованиям лишь 10—15% обучающихся имеют твердые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют четкой позиции, сомневаются в своем выборе; их одолевают противоречивые чувства: «Выбор сделать надо, но не знаю, что мне надо». Это действительно серьезная проблема, которую, так или иначе, необходимо решать. Именно школа должна помочь подросткам к окончанию 9 класса разобраться в собственных интересах, способностях и склонностях, дать объективное представление о мире профессий.
Для реализации целей в данном направлении мною использован ряд психологических диагностических методов и методик. Это методика «Ценностные ориентации» М. Рокича; методика количественного измерения самооценки С. А. Будасси; методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е. А. Климова; метод обобщения независимых характеристик для изучения процесса профессионального самоопределения с различных точек зрения; Тест Голланда .
Учеными социологами подсчитано, что примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности выбирают профессию, не соответствующую их склонностям и интересам. Это влечет за собой разочарование, психические расстройства, развивает комплекс неполноценности.
Специфика деятельности педагога-психолога по формированию профессионального выбора старшеклассников определяется необходимостью освоения нового социально-экономического опыта. С одной стороны, появившиеся в связи с переходом к рыночной экономике новые профессии не имеют еще корней в профессиональной культуре нашего общества. С другой стороны, происходит процесс ломки стереотипов традиционных форм профессионализации, которые также претерпевают изменения в современных условиях.
Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников должна оказывать помощь в осознании своих способностей и стремлений и должна являться неотъемлемой частью педагогического процесса в школе. Работа в данном направлении имеет цель формирования у школьника, особенно старших классов, жизненных ориентиров и установок, направленных на осознанный выбор дальнейшей профессии. Важность данной проблемы имеет, по мнению автора, только одно решение — это эффективная работа в тандеме психологов, педагогов, родителей со школьниками.
Результатом мероприятий профориентации должен быть взвешенный и осознанный выбор выпускником школы профессионального учебного заведения для получения специальности. Вместе с тем, полная самостоятельность тоже затрудняет профессиональное самоопределение. Жизненный опыт подростка ограничен, его представления о профессиональной деятельности часто имеют неполный или нереалистичный характер. Находясь в ситуации выбора, дети часто испытывают растерянность и нуждаются в вашей поддержке. Таким образом, успешное решение проблем профессионального самоопределения зависит от того, как будет организована помощь учащимся в период формирования у них профессиональных намерений, каково ее содержание. Поэтому необходима помощь педагога-психолога по организации помощи в профессиональном самоопределении студентов.
Решение проблемной ситуации
Каждая группа получает описание некой проблемной ситуации, обсуждает её и старается найти решения проблемы с точки зрения любящих и неравнодушных родителей. Время на обсуждение – 5 минут.
1 ситуация:
В семье К. трое детей. Мама и папа имеют инженерное образование. Старший сын, окончив школу, следует по стопам родителей и поступает в технический вуз, выбирая профессию инженера. Второй сын, десятиклассник, заявил, что для него гораздо более интересной, кажется, профессия программиста. Реакция родителей такова: «Этих программистов и так полно. Кому это надо? Будешь учиться на инженера!» Конфликт в семье разгорается все сильнее…
Как вы считаете, кто прав в данной ситуации?
Какие пути решения проблемы вы можете предложить?
2 ситуация:
Катя Г. всю жизнь занимается в хореографической студии. Ей это очень нравится. По окончании 9 класса девочка хотела поступить в колледж искусств на хореографическое отделение. Родители были в шоке: все в их семье имеют высшее образование, так о каком колледже может идти речь? Кате запретили даже думать о «шараге». Сейчас она учится в 10 классе. Учится гораздо хуже, чем раньше. Все выполняет из-под палки, часто пропускает уроки. Родители в ужасе от того, что в аттестате могут появиться «тройки», баллы ЕГЭ будут настолько низкими, что дочь не сможет поступить в вуз.
Как вы считаете, кто прав в данной ситуации?
Какие пути решения проблемы вы можете предложить?
Ситуация 1:
Ошибка: продолжать семейные традиции против своей воли. С одной стороны, очень хорошее и правильное дело, когда ребёнок идёт по стопам своих родителей. В его распоряжении богатый опыт, наработки и секреты профессии из первых рук, а поддержка и совет близких и понимающих людей при первых шагах совершенно неоценима, полезна и своевременна. Именно из таких семей выходят талантливые врачи, инженеры, актёры, учёные. Но не всегда дети хотят продолжать династию. Кто-то под напором сломается и примет навязываемые правила игры, кто-то будет воевать за право идти своей дорогой.
Пути решения:
-не воспринимать такое поведение как предательство и не вставлять палки в колёса на пути к профессии мечты. Такие действия приведут лишь к конфликтам и возможному разрыву отношений;
-убедиться в том, что ребенок делает осознанный выбор, соответствующий его способностям и интересам.
В итоге мы приходим к такому решению: На основе полученной информации проанализировать ситуацию с выбором будущей профессии ребенком в каждой семье. В школе провести дополнительную диагностику профессиональных наклонностей учащихся. Проанализировать результаты, дать рекомендации, довести до сведения родителей, чтобы они учли желания и возможности своих детей. Организовать для желающих индивидуальные консультации с психологом
Анкета для родителей. "Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии"
1. Я часто рассказываю дома о своей профессии, успехах и трудностях на работе.
2. Мы с ребенком часто обсуждаем прочитанные им книги, бываем в музеях, на выставках.
3. Я не знаю, имеет ли какое-нибудь общественное поручение мой сын (дочь).
4. Мой ребенок хорошо знает, где и кем я работаю.
5. У меня нет свободного времени, чтобы обсуждать со своим ребенком его интересы и увлечения.
6. Я никогда бы не выступил(а) с рассказом о своей профессии и работе перед классом, в котором учится мой сын (дочь),
7. Я думаю, что кем бы ни стал в будущем мой ребенок, общетрудовые навыки, полученные им в школе и дома, пригодятся в жизни.
8. Большую радость и мне, и моему ребенку приносит совместное выполнение трудовых обязанностей дома.
9. Моя работа не настолько интересна по содержанию, чтобы я рассказывал (а) о ней своему ребенку.
10. Если в школе будет организован летний лагерь труда и отдыха, мой ребенок обязательно туда поедет.
11. Я стараюсь, чтобы сын (дочь) имел(а) дома постоянное поручение (мытье посуды, покупка продуктов и т.п.).
12. Я не хочу советовать своему ребенку, чем заниматься в жизни, потому что он должен решить этот вопрос самостоятельно.
13. Мне кажется, что заставлять сына (дочь) участвовать в работе по дому не нужно, он(а) еще успеет в жизни наработаться.
14. Я знаю, какие учебные предметы больше всего нравятся моему ребенку, а какие нет.
15. Я считаю, что можно наказывать трудом за проступки и поощрять деньгами за хорошо выполненное поручение.
16. Я думаю, что участие в общественных делах поможет моему ребенку проявить свои способности.
Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл.
Ключ: "да" - 1, 2, 4, 7, 8, 10, 11, 14, 16;
"нет" - 3, 5, 6. 8, 12, 13, 15.
Суммируйте полученные баллы. Если сумма их находится в пределах:
12-16 - можно сделать вывод, что Вы стремитесь активно научить ребенка полезным трудовым умениям и навыкам, помогаете проявить свои интересы, склонности, способности, расширяете его кругозор;
8-11 - Вы понимаете важность семейного воспитания в подготовке школьников к труду, однако у Вас есть резервы для более активного участия в трудовом воспитании своего ребенка;
4-7 - этот результат говорит о том, что Вы не очень много внимания уделяете трудовому воспитанию сына (дочери) и подготовке его к будущей профессии. Следует помнить, что Вашего ребенка ждет впереди нелегкая учеба, работа, и надо сейчас научить его преодолевать трудности, заинтересовать предстоящим трудом;
0-3 - у Вас мало свободного времени, или Вы не уверены, что сможете в чем-то помочь своему ребенку, поэтому относитесь к воспитанию в семье не очень серьезно. Однако ребенок нуждается в Вашем участии и внимании. В будущем он может столкнуться с серьезными затруднениями в профессиональном обучении и трудовой деятельности. Поддержите своего ребенка в учебе, общественной работе, домашних делах.
Памятка
Уважаемые папы и мамы!
Выбор профессии — важное и ответственное дело! Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы.
Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.
Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
Изучайте вместе с ребёнком рынок труда, ориентируйте его на востребованность выбранной профессии.
Список используемой литературы
1. Андриенко О. А. Особенности профессионального самоопределения обучающихся старших классов средних общеобразовательных школ // Перспективы науки и образования. 2018. №2 (32). С. 125-128.
2. Арендачук И. В. Риски профессионального самоопределения старшеклассников: психолого-педагогический аспект // Известия Саратовского. университета. 2016. №1. С.70-77. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/riski-professionalnogo-samoopredeleniya-starsheklassnikov-psihologo-pedagogicheskiy-aspekt (дата обращения: 25.12.2022).
3. Бадашкеев М. В. Социально-психологические риски личностного самоопределения сельских школьников // Гуманитарная парадигма. № 3 (6). 2018. С. 42-47.
4. Бардакова Н.М. Профессиональное самоопределение школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №59. С. 64-67.