Программа профориентационного курса «Твои профессиональные намерения»

0
0
Материал опубликован 12 October 2017

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

 

СОГЛАСОВАНО

Руководитель МС

_______________

Е.Ю. Семенова

«___»______________г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ№1

_________________

Н.А.Азаренкова

«___»________________г.

 

 

Название: «Твои профессиональные намерения»

Учебный год: 2017-2018

Предмет: Психология

Класс: 9

Учитель: Храмова Дарья Сергеевна

Тип программы - модифицированная

курс ориентационный

Программа курса

«Твои профессиональные намерения»

Пояснительная записка

Изменяющаяся структура экономики России влечет за собой и изменение состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Все больше места занимает в обществе сфера услуг, индивидуализируется стиль жизни и труда, усиливается взаимосвязь между обществом и личностью.

Заявленный курс поможет учащимся сориентироваться в сложном мире труда. В процессе прохождения курса ребята осуществят профессиональные пробы по различным профессиям. Это поможет им соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, в непосредственной профессиональной деятельности.

Цели курса

Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающих получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб.

Развивать у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Задачи курса

Повышать уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждение потребности в самосовершенствовании.

Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.

Ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда, в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.

Обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.

 

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Цели

содержание

Практические работы

1.

Вводное занятие

1

Познакомить с целями и задачами курса

Рассказать о содержании занятий по психологическим основам выбора профессий.

Познакомиться с дневниками выбора профессий.

2.

Раздел 1

Путь к самопознанию. Образ «Я» и профессии.

Внутренний мир человека и возможности его познания.

1

Создать условия для самовоспитания и самоанализа с целью формирования адекватного образа «Я». Показать необходимость адекватной самооценки при выборе профессий.

Дать понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Образ «Я» как система представлений о себе (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой)

Методика «Кто я»

3.

Типичные ошибки при выборе профессий.

1

Раскрыть учащимся возможности ошибки, которые наиболее часто допускаются при выборе профессии. Знание этих ошибок поможет избежать их в процессе выбора.

«Хочу»- склонности, желания, интересы личности,; «Могу» - человеческие возможности; «Надо»- потребности рынка труда, общее понятие о профессии, специальности, деятельности. Типичные ошибки.

Работа карточками- заданиями

4.

Склонности и интересы в профессиональном выборе.

3

Раскрыть сущность понятий: «профессиональное намерение», «интересы, склонности». Выявить ведущие профессиональные интересы и склонности учащихся.

Потребности и мотивы, как условия активности личности. Виды мотивов. Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения. Актуализация профессиональных интересов путем группового обсуждения соответственной профессиональной сферы.

Диагностическая работа. «Карта интересов», «ДДО»

5.

Возможности личности в профессиональной деятельности.

2

Дать учащимся представление о профессиональной пригодности и профессинально-важных качаствах, раскрыть их значение в профессиональной деятельности.

Понятие проф.пригодности. Профессионально важные качества. Активная роль личности при выборе профессий.

Методика самооценки индивидуальных особенностей. Знакомство с описанием профессий.

6.

Социальные проблемы труда.

1.Разделение труда.(1час)

2.Содержание и характер труда. (1час).

3.Процесс и условия труда.(1час)

3

Познакомить с различными видами разделения труда, специализацией трудовых функций, возникновением профессий и специальностей, квалификацией как степенью мастерства. Сформировать представление о содержании и характере труда.

Общественное разделение труда. Территориальное разделение труда. Формы разделения труда на предприятии. Социальные перемещения. Цель труда и его результаты Умственный и физический труд. Культура труда. Современные требования к труду. Условия труда.

Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу?». Определить в какой деятельности преобладает труд сложный, простой, умственный, физический. Письменная работа на тему: «Труд в современном обществе» с последующим обсуждением.

7.

Социально-психологический портрет современного профессионала.

3

Познакомить с различного вида разделения труда, специализацией трудовых функций, возникновение профессий и специальностей, квалификацией как степенью мастерства. Сформировать представление о содержании и характере труда как совокупности элементов данного конкретного трудового процесса, его качественных и количественных особенностях.

Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Социально-профессиональная мобильность. Психология принятия решений.

Деловая игра «Мэрия».

8.

Анализ профессий

1.Основные признаки профессиональной деятельности. (1час).

2.Классификация профессий. (1час)

2

Сформировать представление учащихся об основных психологических признаках профессиональной деятельности как обобщенных качествах, характеризующих виды профессионального труда. Выработать умение анализировать профессиональную деятельность на основе указанных признаков.

Предмет труда. Цели труда. Средства труда. Проблемность трудовых ситуаций. Коллективность процесса труда. Ответственность в труде. Условие труда. Способ классификации профессий. Характеристика профессий по общим признакам.

Конкурс «Угадай профессию»

Составление формул профессий.

9.

Здоровье и выбор профессии.

2

Показать учащимся необходимость учета фактора здоровья при выборе профессии. Познакомить с основными медицинскими противопоказаниями к группам профессий.

Учет состояния здоровья при выборе профессии. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии.

Работа с анкетой №здоровье» и нормативным документам по охране труда.

10.

Свойства нервной системы в профессиональной деятельности.

2

Познакомить учащихся с некоторыми свойствами нервной системы, показать их взаимосвязь с индивидуальными особенностями поведения личности, раскрыть ее значение в профессиональной деятельности.

Общее представление о нервной системе и ее свойствах (сила, подвижность, уравновешенность). Ограничения при выборе некоторых профессий обусловленными свойствами нервной системы. Возможность компенсации свойств нервной системы за счет выработки индивидуальной системы деятельности.

Теппнг-тест;

11.

Темперамент в профессиональном становлении личности.

2

Познакомить с понятием «темперамент» его типами и свойствами. Раскрыть особенности проявления темперамента в различных видах профессиональной деятельности.

Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности. Психологические состояния (монотонность, утомление, психическая направленность в ситуациях аварийности и риска) в трудовом процессе.

Диагностика. Опросник Айзенка . Сюжетно-ролевая игра «Проявление темперамента в профессиональных ситуациях»

12.

Эмоциональное состояние личности.

2

Дать учащимся представление об эмоциях, чувствах и настроениях. Сформировать умение узнавать, контролировать свое эмоциональное состояние и соотносить их с требованиями профессий.

Дать понятие «эмоции» «чувства». Эмоции отражают личную значимость познания, через вдохновение, одержимость. Классификация эмоций. Настроение. Аффекты.

Методики: «неоконченное предложение», комплексная методика Опросник «Беспокойство и тревога»

13.

Волевые качества личности

1

Раскрыть понятие «Волевые качества личности». Показать регулирующую функцию воли.

Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Условия развития воли. Роль воли в процессе принятия профессиональных решений.

Диагностика , «Какая у меня воля»

Выполнение упражнения по воспитанию воли.

14.

Человек среди людей

2

Дать учащимся представление о межличностных отношениях и их значение в профессиональной деятельности. Развивать коммуникативные навыки и умения.

Вербальное и невербальное общение. Невербальная коммуникация. Группа. Межличностное общение. Культура общения. Противоречия и способы их разрешения. Ошибки общения создающие конфликтную ситуацию.

Методика «Потребность в общении», «Эмпатия», «Диагностика межличностных отношений» (ДМО)

15.

Человек в новых социально-экономических условиях.

3

Сформировать представление учащихся о социально-экономических условиях профессионального труда, ознакомить с кризисными явлениями в экономике, возникновением рыночных отношений, развитием предпринимательства.

Структурная перестройка экономики. Новая индустриализация. Развитие производственной инфраструктуры. Сфера услуг. Экологические проблемы и их решение. Хозяйственный механизм, экономические рычаги, управление. Коммерческий риск. Маркетинг. Менеджмент.

Сюжетно-ролевая игра «Пресс – конференция».

Итого 30 часов. 15 часов информационных. 15 часов практическая работа.

ЛИТЕРАТУРА

Климов Е.А. Как выбрать профессию. М…1984.

Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинс, 1993.

Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.-Воронеж, 1997.

Пряжников Н.С.Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. М., 1997.

Фадеева Е.И. лабиринты общения. М., 2003.

Пряжников Н.С. Профессионального и личностного самоопределения. М –Воронеж, 1996.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.