12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кутузова Анна Алексеевна62
Россия, Тверская обл., Тверь
1

Формирование профессиональных навыков у студентов в условиях актуальных стандартов образования на уроке русского языка

Формирование профессиональных навыков у студентов в условиях актуальных стандартов образования на уроке русского языка

«Русский язык» как дисциплина в системе среднего профессионального образования - не только объект усвоения, но и способ развития профессиональных умений будущих специалистов; учебный предмет способствует формированию у обучающихся навыков свободного владения устной и письменной речью, профессиональной и коммуникативной компетентности.

Понимать сущность и значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес помогает профессиональная лексика, которая может эффективно использоваться, например, в словарных диктантах, а также тексты, несущие информацию о профессиях, которые вызывают повышенный интерес к будущей специальности и стремление к улучшению результатов обучения.

Приемы работы с текстами-миниатюрами (среди них нужно отметить такие, как: самодиктанты, творческие, свободные, диктанты по аналогии, с продолжением и др.), а также сравнение двух текстов – это путь от восприятия текста, понятия текста (через его анализ) к созданию собственного высказывания, сочинения, что важно и для развития памяти, внимания, мышления обучающегося. Для любого будущего специалиста, в том числе и технической направленности, важно творческое мышление и воображение, чему способствует работа с текстами. Здесь происходит формирование орфографической, пунктуационной грамотности, и духовного развития студентов, и патриотического воспитания.

Для иллюстрации вышесказанного обратимся к уроку русского языка: «Описание как тип речи (на примере текстов Андрея Дементьева)».

Структурный план хода урока

Этап урока

Действия преподавателя

Деятельность студентов

Приёмы, методы

Формируемые компетенции

Организационный момент

Цель этапа: психологический настрой обучающихся; обеспечение нормальной обстановки на уроке

2 мин.

Приветствует без слов (только с использованием возможности взгляда, мимики и жестикуляции)

Формирование пар

Быстрое включение группы в деловой ритм урока.


Просмотр презентации к уроку

Л.1, Л.2, М.2

Эмоциональная, социальная и познавательная мотивация.


Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к предстоящей работе

7 мин.

Осуществляет вход в урок с привлечением аудиоматериалов (Слайд 1).

Организовывает обсуждение услышанного:

-Почему так красиво звучит стихотворение?

Друзья, а вы можете утверждать, что любите свою малую Родину?

Так как у нас сегодня урок русского языка, мне хотелось бы спросить вас, какие писатели и поэты творили в нашей Тверской области?(Слайд 2)

- Знакомо ли студентам имя поэта-песенника А. Дементьева? (Слайд 3,4)

Обсуждение эпиграфа (Слайд 5)

-Может ли кто-то из присутствующих так же красиво рассказать о России? О своём городе?

-Можно ли научиться правильно и грамотно составлять описание и где это может пригодиться в будущей профессиональной деятельности?

Предлагает завершить фразу: «По тому, как я владею русским языком, можно сделать вывод….»

Возможные ответы студентов:

- поэт пишет для того, чтобы его читали;

-да;

-Пушкин, Полевой, Крылов, Чехов…

- об А. Дементьеве что-то слышали. Есть Дом поэзии Дементьева на ул. Володарского;

- о городе, в котором живу, могу рассказать, возможно, не так красиво;

- возможно, придётся делать какое-то предложение клиенту, рекламировать свою работу;

- …..насколько я гражданин РФ (насколько образован человек)

Приём «Самоопределение в деятельности»: организуется стимулирование интереса обучающихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания (Демонстрация выразительного чтения: фрагмент стихотворения А. Дементьева «Россия» читает Алла Якименко).

П.2.,П.3, П.4, П.5, М.2, Л7

Актуализация знаний и выявление затруднения

Цель этапа: Воспроизведение обучающимися знаний, необходимых для «открытия» нового знания

2 мин

Предлагает проверить свою готовность к общению на родном языке и подготовить к концу урока текст описательного характера.

Выявляет затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия.



Студенты могут вспомнить ранее изученные типы речи, охарактеризовать тип речи «описание», либо прибегнуть к подсказке в презентации

(Слайд 6,7,8)

Беседа,

использование презентации к уроку

Л.1, М.3

Актуализация темы занятия и формулирование целей урока и путей их оптимального решения

Цель этапа: Договориться с обучающимися об ожидаемом продукте и цели урока, определить тему урока.

2 мин.

Побуждает студентов к участию в создании проблемной ситуации, формированию общего замысла предстоящей деятельности, постановке целей. Обосновывает ценность учебного материала с позиций долгосрочной перспективы:

предлагает поработать с описанием различных видов, проанализировать структуру произведений

Высказывание предположений о содержании предстоящего занятия, коллективное соглашение о принятии темы и цели урока: «Будем учиться составлять описание чего-либо». Тема урока: «Описание как тип речи (на примере текстов А.Дементьева)».

Смыслообразование: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Творческий подход к проектированию цели и содержания урока.


П.3, Л.7

Реализация выбранного плана по достижению цели урока

24 мин.





Освоение нового понятия

Цель:Выход из затруднения

Предлагает варианты произведений и алгоритмы анализа.


Обеспечивает темп работы. Во время работы студентов производит демонстрацию фотографий Твери, включает музыкальное сопровождение.

Проверяет выполненные задания.

Рассказывает коротко о людях, которым посвящены эти стихотоворения (Приложение А) (Слайды 16-20)

Студенты выполняют анализ стихотворений с использованием предложенного алгоритма

Выразительно чтают вслух и кратко анализируют (приложение В, Г, Д)

Освоение понятия «описание» на уровне «знания», использование презентации к уроку и музыкального сопровождения

П.4, П.5, Л.4

Освоение нового умения

Цель: Освоение на уровне «понимания»

Прочитайте отрывок из стихотворения Дементьева и найдите верные утверждения (Приложение Б)

1) в предложениях 1-2 имеется рассуждение

2) в предложениях 2-3 есть эпитет

3) в предложениях 1-2 представлен пейзаж

4) предложения 3-4 содержат элементы описания.


Выполняют анализ предложенных текстов по алгоритму.

Возможное обоснование студентами:

-Рассуждение – это

мысли о ком-то или о чём-то, выстроенные в логической последовательности.

- Эпитет – средство художественной выразительности, используется для создания у читателя зримого образа.

- Пейзаж – изображение картин природы.


Блиц-проверка

П.1, Л.4, Л.5, Л.7

Организация деятельности обучающихся по предъявлению результата освоения  учебной информации


Цель этапа: Контроль за получением продукта урока

Формулирует задачу: «Давайте на память о сегодняшнем уроке оформим открытку с одним из исторических символов Твери - Волжским мостом. Сделаем надпись в форме описания изображения, применив знания, полученные при анализе стихотворений

Гипотеза: Если на открытке будет адрес (Ваш или ваших знакомых), то это послание дойдёт до адресата.

Сообщает о критериях, по которым совместно будет определён рейтинг авторов.

Обеспечивает темп.

Организовывает прочтение и оценивание.

Студенты работают самостоятельно, выделяют наиболее понравившиеся.



Если обучающийся стесняется при ответе, можно предъявить открытку для оценивания преподавателю.

Творческий мини-проект










Технология учебного сотрудничества с элементами здоровьесбережения

П.1, Л.5, Л.7, М.1

Оценочно-рефлексивный этап. Домашнее задание

Цели этапа:

-рассказать другим студентам и преподавателю о том, что делали хорошо;

-создание мотивации для понимания и восприятия историко-культурного контекста художественных произведений


5 мин.

Напоминает о цели урока.

Вопрос: Можно ли считать эту цель выполненной или нужно ещё поработать над проблемой?

Оценивает работу на уроке, подбирая номинации:

«Я – Гражданин Твери»

«Самый активный»

«Самый прилежный (скромный)», и т.п.

Домашнее задание (на выбор): пройтись по ул. Володарского, сфотографировать Мемориал поэтам-шестидесятникам (скульптор З. Церетели).

Посетить официальный сайт http://www.dompoezii-tver.ru /

Проанализировать эпиграф на главной странице сайта.

Найти и прочитать стихотворение «Памятник поэзии».

Формулируют выводы по цели урока,


возможные варианты:

- Мне больше всего понравилось…

-Мне было комфортно на уроке, потому что…

приём «Голос Благодарности»


приём «Выход за пределы»

Л.2, Л.3, Л.7, Л.6, Л.7, М.2,

М.4

Оргмомент

Цель этапа: Передача положительных эмоций друг другу.

3 мин.

Предлагает поблагодарить друг друга за работу (сказать «на ушко» добрые слова).



Выполняют упражнение «Прощание»

Позитивный настрой на дальнейшую учебную деятельность

М.4


        Содержание занятия  нацелено на обеспечение самоопределения студентов, создание условий для развития и самореализации личности в социальной и профессиональной сферах жизнедеятельности для достижения этой цели используются следующие продуктивные приемы:

организация групповой и парной работы: что делают в группах

Самоопределение в деятельности»: организуется стимулирование интереса обучающихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, анализ конкретных ситуаций: перефр. 2 колонку

установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Творческий подход к проектированию цели и содержания урока.

творческие, вариативные домашние задания

Творческий мини-проект

Давайте на память о сегодняшнем уроке оформим открытку с одним из исторических символов Твери - Волжским мостом. Сделаем надпись в форме описания изображения, применив знания, полученные при анализе стихотворений

Технология учебного сотрудничества с элементами здоровьесбережения

использование разноуровневых тестов, как для отдельных студентов, так и для всей группы, а также входящий, промежуточный, итоговый контроль в виде диктантов, контрольных работ, экспресс-контроля, экзаменов, интернет-экзаменов и, естественно, коррекция (разработка системы специальных развивающих упражнений, направленных на коррекцию общеучебных и интеллектуальных умений)

подчеркивание важности информации для профессии, жизни, развития

Блиц-проверка

Благодатным материалом на уроке данной темы является обращение к известным творческим личностям тверской земли: А. Деметьеву, Шумилову, …….

демонстрация репродукций картин тверских художников: А.Ткачева «На родной земле», В.Загонека «Русский мотив», В.Петряшева «Летний день», А.Пластова «Тракторист» и др., по которым даются задания разного уровня, способствующие развитию мыслительной деятельности и речи обучающихся:1) составьте по картине связный текст; 2) напишите сочинение-миниатюру; 3) выразите свое отношение к картине, составив несколько предложений. Такой вид работы способствует созданию благоприятного эмоционального фона, поддержанию интереса к изучаемому материалу.

Приём рефлексии «Голос благодарности»

Цель - рассказать другим студентам и преподавателю о том, что они делали хорошо.


Публичное выражение благодарности – это ритуальный способ публичного признания причин успеха.
 

Фразы-помощники:
«Я хочу поблагодарить всех тех, без кого наше мероприятие было бы невозможно…»

«Я хотела бы поблагодарить (кого?) …» 
«А я хотел(а) бы выразить свою благодарность…»
 

«А теперь мой друг (имя) хотел бы добавить к этому несколько слов благодарности…» 

Идея ритуала в том, чтобы никто не остался забытым, как бы его вклад ни был мал.

Часть игры – найти позитивный вклад каждого участника. По мере того как людей благодарят за меньший вклад, юмор нарастает (печально, если это не так!)

Если техника понравится студентам, они захотят воспользоваться ею еще и еще!



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.