Формирование профессиональных навыков у студентов в условиях актуальных стандартов образования на уроке русского языка
Формирование профессиональных навыков у студентов в условиях актуальных стандартов образования на уроке русского языка
«Русский язык» как дисциплина в системе среднего профессионального образования - не только объект усвоения, но и способ развития профессиональных умений будущих специалистов; учебный предмет способствует формированию у обучающихся навыков свободного владения устной и письменной речью, профессиональной и коммуникативной компетентности.
Понимать сущность и значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес помогает профессиональная лексика, которая может эффективно использоваться, например, в словарных диктантах, а также тексты, несущие информацию о профессиях, которые вызывают повышенный интерес к будущей специальности и стремление к улучшению результатов обучения.
Приемы работы с текстами-миниатюрами (среди них нужно отметить такие, как: самодиктанты, творческие, свободные, диктанты по аналогии, с продолжением и др.), а также сравнение двух текстов – это путь от восприятия текста, понятия текста (через его анализ) к созданию собственного высказывания, сочинения, что важно и для развития памяти, внимания, мышления обучающегося. Для любого будущего специалиста, в том числе и технической направленности, важно творческое мышление и воображение, чему способствует работа с текстами. Здесь происходит формирование орфографической, пунктуационной грамотности, и духовного развития студентов, и патриотического воспитания.
Для иллюстрации вышесказанного обратимся к уроку русского языка: «Описание как тип речи (на примере текстов Андрея Дементьева)».
Структурный план хода урока
Этап урока | Действия преподавателя | Деятельность студентов | Приёмы, методы | Формируемые компетенции |
Организационный момент Цель этапа: психологический настрой обучающихся; обеспечение нормальной обстановки на уроке 2 мин. | Приветствует без слов (только с использованием возможности взгляда, мимики и жестикуляции) | Формирование пар | Быстрое включение группы в деловой ритм урока. Просмотр презентации к уроку | Л.1, Л.2, М.2 |
Эмоциональная, социальная и познавательная мотивация. Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к предстоящей работе 7 мин. | Осуществляет вход в урок с привлечением аудиоматериалов (Слайд 1). Организовывает обсуждение услышанного: -Почему так красиво звучит стихотворение? Друзья, а вы можете утверждать, что любите свою малую Родину? Так как у нас сегодня урок русского языка, мне хотелось бы спросить вас, какие писатели и поэты творили в нашей Тверской области?(Слайд 2) - Знакомо ли студентам имя поэта-песенника А. Дементьева? (Слайд 3,4) Обсуждение эпиграфа (Слайд 5) -Может ли кто-то из присутствующих так же красиво рассказать о России? О своём городе? -Можно ли научиться правильно и грамотно составлять описание и где это может пригодиться в будущей профессиональной деятельности? Предлагает завершить фразу: «По тому, как я владею русским языком, можно сделать вывод….» | Возможные ответы студентов: - поэт пишет для того, чтобы его читали; -да; -Пушкин, Полевой, Крылов, Чехов… - об А. Дементьеве что-то слышали. Есть Дом поэзии Дементьева на ул. Володарского; - о городе, в котором живу, могу рассказать, возможно, не так красиво; - возможно, придётся делать какое-то предложение клиенту, рекламировать свою работу; - …..насколько я гражданин РФ (насколько образован человек) | Приём «Самоопределение в деятельности»: организуется стимулирование интереса обучающихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания (Демонстрация выразительного чтения: фрагмент стихотворения А. Дементьева «Россия» читает Алла Якименко). | П.2.,П.3, П.4, П.5, М.2, Л7 |
Актуализация знаний и выявление затруднения Цель этапа: Воспроизведение обучающимися знаний, необходимых для «открытия» нового знания 2 мин | Предлагает проверить свою готовность к общению на родном языке и подготовить к концу урока текст описательного характера. Выявляет затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия. | Студенты могут вспомнить ранее изученные типы речи, охарактеризовать тип речи «описание», либо прибегнуть к подсказке в презентации (Слайд 6,7,8) | Беседа, использование презентации к уроку | Л.1, М.3 |
Актуализация темы занятия и формулирование целей урока и путей их оптимального решения Цель этапа: Договориться с обучающимися об ожидаемом продукте и цели урока, определить тему урока. 2 мин. | Побуждает студентов к участию в создании проблемной ситуации, формированию общего замысла предстоящей деятельности, постановке целей. Обосновывает ценность учебного материала с позиций долгосрочной перспективы: предлагает поработать с описанием различных видов, проанализировать структуру произведений | Высказывание предположений о содержании предстоящего занятия, коллективное соглашение о принятии темы и цели урока: «Будем учиться составлять описание чего-либо». Тема урока: «Описание как тип речи (на примере текстов А.Дементьева)». | Смыслообразование: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Творческий подход к проектированию цели и содержания урока. | П.3, Л.7 |
Реализация выбранного плана по достижению цели урока 24 мин. | | | | |
Освоение нового понятия Цель:Выход из затруднения | Предлагает варианты произведений и алгоритмы анализа. Обеспечивает темп работы. Во время работы студентов производит демонстрацию фотографий Твери, включает музыкальное сопровождение. Проверяет выполненные задания. Рассказывает коротко о людях, которым посвящены эти стихотоворения (Приложение А) (Слайды 16-20) | Студенты выполняют анализ стихотворений с использованием предложенного алгоритма Выразительно чтают вслух и кратко анализируют (приложение В, Г, Д) | Освоение понятия «описание» на уровне «знания», использование презентации к уроку и музыкального сопровождения | П.4, П.5, Л.4 |
Освоение нового умения Цель: Освоение на уровне «понимания» | Прочитайте отрывок из стихотворения Дементьева и найдите верные утверждения (Приложение Б) 1) в предложениях 1-2 имеется рассуждение 2) в предложениях 2-3 есть эпитет 3) в предложениях 1-2 представлен пейзаж 4) предложения 3-4 содержат элементы описания. | Выполняют анализ предложенных текстов по алгоритму. Возможное обоснование студентами: -Рассуждение – это мысли о ком-то или о чём-то, выстроенные в логической последовательности. - Эпитет – средство художественной выразительности, используется для создания у читателя зримого образа. - Пейзаж – изображение картин природы. | Блиц-проверка | П.1, Л.4, Л.5, Л.7 |
Организация деятельности обучающихся по предъявлению результата освоения учебной информации Цель этапа: Контроль за получением продукта урока | Формулирует задачу: «Давайте на память о сегодняшнем уроке оформим открытку с одним из исторических символов Твери - Волжским мостом. Сделаем надпись в форме описания изображения, применив знания, полученные при анализе стихотворений Гипотеза: Если на открытке будет адрес (Ваш или ваших знакомых), то это послание дойдёт до адресата. Сообщает о критериях, по которым совместно будет определён рейтинг авторов. Обеспечивает темп. Организовывает прочтение и оценивание. | Студенты работают самостоятельно, выделяют наиболее понравившиеся. Если обучающийся стесняется при ответе, можно предъявить открытку для оценивания преподавателю. | Творческий мини-проект Технология учебного сотрудничества с элементами здоровьесбережения | П.1, Л.5, Л.7, М.1 |
Оценочно-рефлексивный этап. Домашнее задание Цели этапа: -рассказать другим студентам и преподавателю о том, что делали хорошо; -создание мотивации для понимания и восприятия историко-культурного контекста художественных произведений 5 мин. | Напоминает о цели урока. Вопрос: Можно ли считать эту цель выполненной или нужно ещё поработать над проблемой? Оценивает работу на уроке, подбирая номинации: «Я – Гражданин Твери» «Самый активный» «Самый прилежный (скромный)», и т.п. Домашнее задание (на выбор): пройтись по ул. Володарского, сфотографировать Мемориал поэтам-шестидесятникам (скульптор З. Церетели). Посетить официальный сайт http://www.dompoezii-tver.ru/ Проанализировать эпиграф на главной странице сайта. Найти и прочитать стихотворение «Памятник поэзии». | Формулируют выводы по цели урока, возможные варианты: - Мне больше всего понравилось… -Мне было комфортно на уроке, потому что… | приём «Голос Благодарности» приём «Выход за пределы» | Л.2, Л.3, Л.7, Л.6, Л.7, М.2, М.4 |
Оргмомент Цель этапа: Передача положительных эмоций друг другу. 3 мин. | Предлагает поблагодарить друг друга за работу (сказать «на ушко» добрые слова). | Выполняют упражнение «Прощание» | Позитивный настрой на дальнейшую учебную деятельность | М.4 |
Содержание занятия нацелено на обеспечение самоопределения студентов, создание условий для развития и самореализации личности в социальной и профессиональной сферах жизнедеятельности для достижения этой цели используются следующие продуктивные приемы:
организация групповой и парной работы: что делают в группах
Самоопределение в деятельности»: организуется стимулирование интереса обучающихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, анализ конкретных ситуаций: перефр. 2 колонку
установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Творческий подход к проектированию цели и содержания урока.
творческие, вариативные домашние задания
Творческий мини-проект
Давайте на память о сегодняшнем уроке оформим открытку с одним из исторических символов Твери - Волжским мостом. Сделаем надпись в форме описания изображения, применив знания, полученные при анализе стихотворений
Технология учебного сотрудничества с элементами здоровьесбережения
использование разноуровневых тестов, как для отдельных студентов, так и для всей группы, а также входящий, промежуточный, итоговый контроль в виде диктантов, контрольных работ, экспресс-контроля, экзаменов, интернет-экзаменов и, естественно, коррекция (разработка системы специальных развивающих упражнений, направленных на коррекцию общеучебных и интеллектуальных умений)
подчеркивание важности информации для профессии, жизни, развития
Блиц-проверка
Благодатным материалом на уроке данной темы является обращение к известным творческим личностям тверской земли: А. Деметьеву, Шумилову, …….
демонстрация репродукций картин тверских художников: А.Ткачева «На родной земле», В.Загонека «Русский мотив», В.Петряшева «Летний день», А.Пластова «Тракторист» и др., по которым даются задания разного уровня, способствующие развитию мыслительной деятельности и речи обучающихся:1) составьте по картине связный текст; 2) напишите сочинение-миниатюру; 3) выразите свое отношение к картине, составив несколько предложений. Такой вид работы способствует созданию благоприятного эмоционального фона, поддержанию интереса к изучаемому материалу.
Приём рефлексии «Голос благодарности»
Цель - рассказать другим студентам и преподавателю о том, что они делали хорошо.
Публичное выражение благодарности – это ритуальный способ публичного признания причин успеха.
Фразы-помощники:
«Я хочу поблагодарить всех тех, без кого наше мероприятие было бы невозможно…»
«Я хотела бы поблагодарить (кого?) …»
«А я хотел(а) бы выразить свою благодарность…»
«А теперь мой друг (имя) хотел бы добавить к этому несколько слов благодарности…»
Идея ритуала в том, чтобы никто не остался забытым, как бы его вклад ни был мал.
Часть игры – найти позитивный вклад каждого участника. По мере того как людей благодарят за меньший вклад, юмор нарастает (печально, если это не так!)
Если техника понравится студентам, они захотят воспользоваться ею еще и еще!