Статья «Обеспечение качественного образования в условиях введения новых образовательных стандартов»

3
0
Материал опубликован 13 January 2021

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Аннотация

Статья посвящена анализу обеспечения качественного образования в условиях введения новых образовательных стандартов в этапе становления Донецкой Народной Республики.

Ключевые слова: компетентность, компьютерно-информационная технология, информация, качественные показатели, проверка знаний.


В настоящее время методическое обеспечение педагогического процесса представлено в качестве определенной системы, посредством которой преподаватель реализует собственную модель обучения, воспитания и развития детей. Она включает в себя выбор конкретных технологий, внедрение и отработку их в процессе деятельности, индивидуализацию и дифференциацию, изменение содержания обучения. Образовательные стандарты как основа повышения качества образования предъявляет к учебному заведению определенные требования. Выполняя их, учреждение не останавливается на достигнутом, совершенствует управленческие механизмы. Это приводит к переходу на новый уровень, в рамках которого формируется инновационная школа. В ней решаются организационно-экономические и педагогические задачи. Таким образом, улучшается качество образования. Это играет не менее важную роль, чем среднее учебное заведение. На этом этапе закладывается фундамент для последующего развития индивидуальных способностей каждого ребенка.

Управление качеством образования ориентировано на формирование устойчивых механизмов развития инновационной модели мониторинга педагогического процесса в заведениях на разном уровне. Эта система позволяет достичь соответствия региональным и социальным потребностям, предполагает плановость процесса. В процессе работы определяются ключевые психолого-педагогические условия, посредством которых обеспечивается эффективность образования.

Сегодня Донецкая Народная Республика проходит этап становления. Этап становления проходит и образование, так как именно образование ответственно за воспитание нового подрастающего поколения республики.

Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают ее качественную и успешную учебную и внеучебную деятельность, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться, т. е. овладением универсальными учебными умениями. Главной целью образования сегодня становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика [3, с. 3-4].

В период перехода школе необходимо определить понятие «качество образования» для его сохранения, своевременной коррекции образовательных процессов для сохранения показателей и появления положительных тенденций.

Вопрос повышения качества образования в настоящее время стал многоаспектным – политическим, экономическим, социальным, педагогическим, психологическим, этическим, научным и организационно-технологическим. Повышение качества образования не может быть достигнуто только за счет совершенствования контрольно-оценочного процесса; хотя без него это просто невозможно, но важно изменение в русле современных требований всех составляющих системы образования.

В нормативных документах Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики говорится о том, что Государственные образовательные стандарты ДНР должны быть положены в основу деятельности различных категорий работников образования, в том числе – сотрудников учреждений основного и дополнительного профессионального педагогического образования, методических структур в системе общего образования.

Новые Государственные образовательные стандарты – это залог нового качества образования, что в свою очередь влечет за собой новое качество жизни граждан Донецкой Народной Республики [4].

Концептуальные аспекты обеспечения качества в образовании в первую очередь связаны с созданием условий обучения:
• направленной на повышение качества политикой в области образования; 
• ясно и однозначно установленными критериями, нормативами, стандартами качества образовательных продуктов; 
• качественным уровнем учителей и школьников, качеством учебных программ и дидактических материалов, качественным уровнем материально-технической, социально-бытовой и информационной инфраструктуры образовательных учреждений; 
• эффективными средствами воздействия на субъектов образовательного процесса, в том числе конкретными технологиями организации учебного и воспитательного процессов, методами оценки качества обучения; 
• использованием современных средств и технологий объективного контроля качества образования; 
• информатизацией образования (профессиональные базы данных, электронные учебники и библиотеки, повседневное использование телекоммуникаций в аудиторной и самостоятельной учебной работе); 
• механизмами и инструментами управления и самоуправления образовательной деятельностью с позиций качества. 

Важным результатом работы над Концепцией стандарта являются выводы о роли стандарта общего образования в реализации стратегических целей государства, определившие дальнейшие направления разработки:

1. Стандарт общего образования – инструмент построения гражданского общества, системообразующий ресурс социокультурной модернизации России, реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны.

2. Стандарт выступает средством: реализации целей образования в интересах личности, семьи, общества и государства;

обеспечения социального доверия, общественного согласия и гражданской консолидации;

реализации государственной политики в сфере образования (реализующей потребности семьи, общества и государства).

Не у всех вызывает симпатию словосочетание «государственная политика», некоторые предпочитают говорить о гражданской ответственности. Но это государственная политика, если рассматривать наше общество как гражданское и государство как инструмент защиты и исполнения интересов личности, семьи и общества [2].

Безусловно, инновационность стандарта отчетливо проявляется в тех функциях, которые в него заложены. Прежде всего, стандарт рассматривается как инструмент обеспечения баланса целей личности и государства в образовании. Это важнейший элемент гражданского общества, инструмент формирования социального доверия, общественного согласия и гражданской консолидации.

К числу основных функций стандарта следует отнести:

обеспечение права на полноценное образование, которое заключается в реализации посредством стандарта для каждого гражданина равных возможностей получения качественного образования, т.е. уровня образования, представляющего необходимую основу для полноценного развития личности и возможности продолжения образования;

обеспечение единства образовательного пространства страны, которое представляет собой переход к многообразию образовательных систем и типов учреждений образования и требует наличия механизма регулирования, призванного стабилизировать систему образования в стране. Эту стабилизирующую и регламентирующую роль должны сыграть стандарты образования. Не ограничивая развития специфических региональных подходов, наличия различных типов школ, вариативных программ, образовательные стандарты фиксируют объем и уровень полноценного базового образования. Учебные программы по своему содержанию могут существенно отличаться от стандарта и по объему, и по глубине предлагаемой ими подготовки учащихся, но все они обязаны обеспечить уровень не ниже задаваемого стандартом. Это позволяет обеспечить внутри страны гарантированное качество подготовки выпускников школы, на которое можно опереться при организации последующего обучения. Стандарт явится важнейшим фактором решения демографических и социальных проблем в условиях роста миграционной подвижности населения, основой признания эквивалентности документов об образовании, полученных в различных регионах, и т.п.;

обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

критерийно-оценочная функция проистекает из сущности стандарта как ориентира, равняясь на который развивается система образования. Отдельные компоненты стандарта несут в себе требования к содержанию образования, объему учебной нагрузки, процедурам оценки об­разовательных результатов выпускников, образовательной деятельности педагогов, образовательных учреждений, системы образования в целом;

повышение объективности оценивания, реализация которой связана с возможностью коренной перестройки существующей системы контроля и оценивания качества образовательных результатов на основе критерийно ориентированного подхода к оцениванию и исполь­зованию системы объективных измерителей качества подготовки выпускников и эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования в целом, определяемых стандартом.

Вместе с тем следует подчеркнуть важность определения в свете современных глобальных тенденций нового содержания общего образования и принципов его формирования. В данной связи перед разработчиками стоит масштабная задача – обеспечить повышение качества образования, его конкурентоспособность, доступность для всех граждан страны и более комфортные условия для всех участников образовательного процесса – учащихся, учителей, управленцев всех уровней. По сути, это то, что мы могли бы назвать укладом школьной жизни, новой культурой, образовательной средой школы. Основой построения содержательной составляющей стандарта явилось формирование «компетентности к обновлению компетенций» и стимулирование мотивации к обучению на разных этапах развития личности обучающихся [1, с. 143-147].

Достижение поставленных целей и задач невозможно без перехода от предметоцентрированной модели образования:

к модели вариативного, личностно центрированного образования;

к партнерским отношениям между разными институтами социализации личности;

к открытой, развивающейся образовательной среде.

Для обеспечения качественного обновления образования необходимо четко определить существо и основные составляющие современных результатов образования. Отметим, прежде всего, что в настоящее время во многом изменился смысл самого понятия «образовательные результаты». Сегодня под образовательными результатами понимаются "приращения" в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем. Личностные ресурсы можно разделить на мотивационные (ценностные ориентации, потребности, запросы, интересы, которые конкретизируются в мотивах деятельности), инструментальные, или операциональные (освоенные универсальные способы деятельности), когнитивные (знания, обеспечивающие возможность ориентации в явлениях действительности, предметные умения и навыки).

Интегральным (обобщенным) образовательным результатам, которые заключаются в развитии мотивационных, инструментальных и когнитивных ресурсов личности, соответствуют непосредственные результаты образовательного процесса: личностные, метапредметные и предметные. Личностные результаты являются фактором развития мотивационных ресурсов учащихся, метапредметные – инструментальных, предметные – в основном когнитивных.

Личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Предметные результаты выражаются в освоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов [3].

Таким образом, качество образования – это, прежде всего качество составных частей всей образовательной системы и ее субъектов, в том числе и системы управления. Столь важная категория, как качество образования, обязывает осмыслить феномен новой культуры управления в образовании, которую должны усвоить и руководители, и преподаватели, и обучающиеся. Проблема достижения качества связана с пониманием целевой функции образования и системным подходом к образованию на каждом уровне, рассматривается как деятельность по реализации целей организации и координации действий всех составляющих образовательной системы, образовательного процесса, субъектов и условий его осуществления, она непосредственно связана с качеством самой системы управления, являющейся многоаспектной и многофункциональной [4].

Существенно важно, чтобы создание и развитие систем управления качеством в учебных заведениях осуществлялось в тесной связи с совершенствованием преподавания и изучением вопросов управления качеством продукции и услуг, способствуя достижению синергетического эффекта в этой, по сути, единой работе.


Список литературы:

Бондаревская Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания : учеб. пособ. / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. – М. : Ростов н/Д. : Творческий центр «Учитель», 1999. – 560 с.

Качество образования и его реализация: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fb.ru/article/229744/kachestvo-obrazovaniya-v-usloviyah-realizatsii-fgos-noo-i-ooo-realizatsiya-fgos-kak-uslovie-povyisheniya-kachestva-obrazovaniya

Корнетов Г. Б. Педагогика: теория и история / Г. Б. Корнетов. – М. : Изд-во УРАО, 2003. – 296 с.

Креатив-план научно-методического сопровождения процесса внедрения Государственных образовательных стандартов Донецкой Народной Республики / Общая ред. Полякова Л.П., Чернышев А.И. – Донецк, 2015. – 143 с.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации