Формирование ранней профориентации младших школьников через организацию реальной профессиональной среды
Формирование ранней профориентации младших школьников через организацию реальной профессиональной среды
В настоящее время в системе образования уделяется большое внимание вопросам профориентации детей. Основная задача которой заключается не в навязывании ребенку мнения родителей или педагогов относительно его будущей профессии, а в том, чтобы познакомить его с различными видами трудовой деятельности взрослых, подготовить к самостоятельному выбору. И чем больше опыта и знаний ребенок приобретёт в детстве, тем в большей степени он будет готов к выбору профессии, тем легче ему будет оценить свои возможности в старшем возрасте.
На базе МОУ «Шараповская СШ» работал лагерь с дневным пребыванием детей «Дружба». Участниками смены стали обучающиеся от 6,5 до 12 лет в количестве 40 человек. Лагерь реализовывал профильную программу «В поисках лучшей профессии» профориентационной направленности.
Выбор направления программы обусловлен и мнением родителей, и интересом обучающихся. На основании проведенного анкетирования родителей и устного опроса детей из трех представленных программ была выбрана программа «В поисках лучшей профессии».
Цель её реализации: создание условий для организованного отдыха учащихся в летний период, развития личности ребенка, раннего профориентирования, укрепления физического, психического и эмоционального здоровья детей.
Задачи:
Способствовать формированию уважительного отношения к разным видам профессионального труда через приобщение к миру профессий;
Содействовать укреплению здоровья и физическому развитию детей;
Снизить эмоциональное напряжение детей;
Раскрыть творческий потенциал учащихся средствами игровой деятельности.
Программа реализовывалась через организацию и проведение сюжетной игры, в ходе которой дети пробовали себя в роли специалистов разных профессий.
Погружение в игру осуществлялось с момента начала смены. По замыслу которой с первого дня воспитанники летнего отдыха попали в «Страну Профессий» и стали ее жителями.
В соответствии с сюжетом игры создавалась карта страны, на которой отмечались города, где проживали люди той или иной специальности. Например, Город учителей, Город врачей и т.д. Каждый день дети посещали город, участвуя в профориентационных мероприятиях различной формы организации.
Были проведены:
конкурсы - «Костюм из подручного материала. Парад Кутюрье», «Лучший парикмахер», «Кулинарный шедевр»;
квест-игры - «Мир профессий», «Дорога в страну профессий»;
викторины на знание профессий;
командные игры .
С особым желанием ребята провели интересные уроки, побывав в роли учителей. Посетили детский сад и узнали, люди каких профессий там трудятся. В качестве журналистов взяли интервью у работников лагеря, в ходе которого узнали особенности профессий «повар», «завхоз», «водитель».
С профессиями «маркетолог», «системный администратор», «репортер», «эколог», «нефтяник» участники смены познакомились заочно с помощью мультимедийных презентаций и видеороликов.
И, конечно, самым запоминающимся было знакомство детей непосредственно с представителями разных профессий.
Была проведена встреча с участковым, на которой ребята узнали о важности работы полиции.
О специфике своей работы воспитанникам лагеря рассказала медработник Шараповской сельской врачебной амбулатории.
О профессиях, связанных с сельским хозяйством, дети беседовали с ветеранами труда с. Шарапово. Для знакомства с условиями труда работников фермерского хозяйствами участники смены посетили конеферму и животноводческую ферму с. Спасское.
Интересно провели мастер-класс студенты Перевозского строительного колледжа. Ребята узнали о профессии «строитель» и попробовали себя в его роли.
С целью знакомства с трудом пекаря была организована экскурсия на «Шатковский хлебзавод». Воспитанники лагеря с интересом наблюдали за процессом создания хлебобулочных изделий, которые попробовали за чаепитием.
В рамках знакомства с профессиями, связанными со спортом, дети побывали в ФОК «Атлант».
Посетив парк отдыха в г. Арзамас, ребята с удовольствием покатались на аттракционах и узнали о профессиях работников парка.
Побывав в пожарной части с. Шарапово участники смены познакомились с особенностями профессии «пожарный». Экскурсия была очень интересная и познавательная. Дети заглянули во все уголки пожарной части и побывали внутри пожарной машины.
В течении всего лагеря ребята несколько раз посетили сельскую библиотеку, где познакомились с профессией «библиотекарь», окунулись в удивительный мир книг и поучаствовали в познавательных викторинах и играх.
В рамках реализации программы в лагере работали кружки. Занятия в кружках «перекликались» с тематикой смены. Например, на кружке «Мастеровичок» дети изготовили транспортные средства, кондитерские изделия, примерив роль инженера-конструктора, повара-кондитера.
Для выявления интереса к осознанному выбору профессии в будущем каждый участник лагерной смены заполнял карту «Дерево профессий».
В начале смены ребята получили символические фишки в виде яблока и смайлика. В конце лагерного дня воспитанники прикрепляли свое «яблоко» на ветку дерева, а рядом смайлик с той эмоцией (нравится, не нравится, не очень нравится), которую вызвало знакомство с конкретной профессией. Таким образом, на момент окончания смены у каждого участника смены «выросло» свое «Дерево профессий», по которому стало понятно, какая профессия вызвала у него наибольший интерес.
Финалом лагерной смены стал праздник «Парад профессий», где каждый ребенок представил рассказ о выбранной профессии, что явилось подтверждением результативности реализованной программы.
В начале и по окончании смены проводилось анкетирование, показавшее сколько обучающихся определились с выбором профессии.
На начало смены 60% опрошенных воспитанников ответили, что не выбрали будущую профессию, когда как с выбором определились только 15%, процент сомневающихся составил 25%. Ребята, которые еще не выбрали профессию, отметили ряд причин: 60% - плохо знают мир профессий, 25% - не могут выбрать из нескольких вариантов и 15% - не знают, как выбирать профессию. 80% детей ответили, что хотят больше узнать о профессиях. Анкетирование в конце смены показало, что уже 75% воспитанников определилось с выбором будущей профессии и только 10% ее не выбрали, 15% сомневающихся. 90% ребят отметили, что сделать выбор им помогли занятия в лагере.
На ряду с картой «Дерево профессий» и анкетированием проводилась оценка психологического состояния каждого участника смены с помощью методики «Цветопись настроения». Для мониторинга личностного роста использовался рейтинг каждого участника смены.
Подводя результаты работы лагеря, можно сделать вывод: программа «В поисках лучшей профессии» реализована успешно. Таким образом, в условиях детского оздоровительного лагеря действительно может быть создана реальная профессиональная среда, способствующая ранней профориентации.
Список литературы:
1. Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. - Спб, 2006.
2. Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое
пособие. - Москва: Просвещение, 2007. – 95 с.
3. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Учебное пособие. – Академический проект Фонд «Мир», 2006.
4. Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределния в ранней юности. - МПСИ, 2008.