Статья «Формирование познавательных интересов дошкольников через организацию самостоятельного экспериментирования»
«Формирование познавательных интересов дошкольников через организацию самостоятельного экспериментирования»
Не многим повезло так, как ребятам из детского сада «Медвежонок», расположенного в Октябрьском районе города Новосибирска. Ведь у них в саду есть кабинет, оснащённый огромным количеством современных методических и дидактических пособий, технических средств, игр, лабораторных приборов, способствующих качественному, продуктивному проведению увлекательных встреч с дошкольниками.
А хозяйкой кабинета «Экологии и экспериментирования», как его назвали дети, являюсь я – Ирина Геннадьевна.
Не один ребёнок и взрослый не может пройти мимо открытых дверей кабинета, чтобы не остановиться и не задержать свой взгляд на том многообразии собранных в нём муляжей, моделей, макетов (природных зон, планет солнечной системы, жилищ животных, вулканов).
Как интересно наблюдать за детьми, когда, приходя на очередную встречу, открывая дверь, они ловят взглядом новый предмет, деталь, которая подскажет им цель сегодняшней работы: знакомство с новым, неизвестным объектом, изучение или обследование его.
Часто дети сами приносят интересные книги, предметы, игрушки, модели. И тогда, все вместе выясняем его предназначение. Например, мальчик принёс веточку засушенного хлопка с открывшимися коробочками, и сказал, что ему привезли её из Таджикистана. Ребята стали искать на карте это место, с большим интересом рассматривать неизвестное растение, выяснять, на что оно похоже, сравнивать содержимое коробочек с известными предметами, которые они используют в быту (вата, ватные диски, кусочек марли). Кто-то из детей предположил, что из этого мягкого материала можно попробовать сделать подушку или матрас. Вот уже ребята начали на ощупь определять качество продукта. Вытягивая тонкими кусочками хлопок, дети заметили, что может получиться ниточка. Рассмотрев кусочек хлопчатобумажной ткани, ребята попытались рассоединить нити и посмотреть, как они между собой переплетаются. И тут посыпались другие предположения и предложения. Так возникла работа по изготовлению ткани вручную. Это занятие увлекло детей, ведь из предложенного кусочка ваты, ребята, смочив пальчики водой, пытались сделать тонкую ниточку, а затем из нескольких ниточек сплести кусочек ткани. Как это было не просто и как интересно!
А однажды, рассмотрев внешний вид и строение подсолнуха, принесённого детьми в группу, ребята попытались из его семян выжать масло на бумажную салфетку с помощью тяжёлого предмета. А некоторые испытатели даже выяснили, что из крупных семян можно выжать до шести капель масла.
Невозможно описать радость детей, когда входя в кабинет, они обнаруживают на столах лупы и микроскопы. Это значит, что сегодня на некоторое время они станут «учёными». Ребята надевают белые халаты, выбирают любой из предложенных объектов, и работа закипела. Сначала «учёные» рассматривают объект глазами, затем с помощью лупы, потом в микроскоп. Делают выводы, фиксируют результат в специальные «карты экспериментов». И вот уже оказывается, что обычная ниточка выглядит под оком микроскопа, как «большая верёвка» или даже «канат», а крошечный кусочек сахара – это «ледяной замок», «переливающийся алмаз» или «драгоценный камень», а вот семя проса, многим кажется похожим на Луну или даже планету.
Мне всегда приходится быть «наготове», ведь каждый раз дети задают большое количество самых неожиданных вопросов. На многие, из которых мы вместе находим ответ.
Увлекательные детские фильмы о животных и птицах помогают детям увидеть, как живые существа приспособились жить в природных условиях: как строят себе жильё, добывают пищу, заботятся о детёнышах, защищаются от хищников.
А как интересно проходят полюбившиеся детям конкурсы эрудитов, на которых они с большим энтузиазмом демонстрируют все свои накопившиеся знания в разных областях (экологии, краеведения, правоведении, художественной литературе, поэзии, сказках). Такие конкурсы мы часто проводим и с участием родителей. Тогда команды формируются из детей и взрослых. Родители могут окунуться в мир детства, ведь они уже успели кое, что забыть из того, что знали, а дети - почувствовать себя большими знатоками. Совместное мероприятие – это всегда весёлый праздник, маленькая победа над самим собой и шаг в необъятное будущее.
Воспитатель МКДОУ ЦРР – д/с№ 501 «Медвежонок» Мезько Ирина Геннадьевна.