Формирование самооценки дошкольников через влияние поведения родителей.

0
0
Материал опубликован 6 December

Формирование самооценки дошкольников через влияние поведения родителей.

Самооценка — важнейшая составляющая в формировании личности. Основы адекватной самооценки закладываются в детстве.

Здоровая, неконфликтная семья — наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где человек может укрыться от всех поползновений далеко не всегда дружелюбного внешнего мира.

Первым, кто использовал термин «смооценка», был Уильям Джеймс — американский психолог и философ, часто именуемый отцом современной психологии. Ещё в 1890 году он заявил, что самооценка — это «результат достижений, поделённых на ожидания от себя». 

В процессе социализции человек постепенно приобретает самосознание и развивает свою самооценку. В рамках исследования самосознания самооценке отводится ведущая роль, именно поэтому тема  становления самооценки личности в дошкольном возрасте является чрезвычайно актуальной на сегодняшний день. Самооценка является важнейшим элементом индивидуальности личности, которое во многом определяет жизненные устои человека, уровень его стремлений,  также всю системувнутреличностных суждений. Она обусловливает динамику и направленность развития субъекта. Актуальность исследования детей дошкольного возраста определялся той причиной, что этот возраст является важным и ответственным периодом жизни с точки зрения развития самосознания и появления самооценки.

Самооценка имеет непосредственное отношение к тому, будет ли человек счастлив. У ребёнка или взрослого, имеющих адекватную самооценку, есть позитивный образ собственного «Я», чувство достоинства и уверенности в своих силах, знания о себе самом, о своих способностях и возможностях, положительный настрой на любую деятельность.

Маленький ребёнок, по мере того как он растёт, получает оценку своих действий и поступков сначала от родителей, затем от общества в целом. Основываясь на этих оценках, он приходит к тому, что учится САМ себя оценивать: САМОоценивать и САМОвоспринимать. Формируется представление маленького человека о себе самом и о том, насколько он значим для других.

Американский психолог и психотерапевт Эрик Берн утверждал, что самооценка безупречна только в момент рождения, а в последующем ей приходится претерпевать ряд изменений. Позитивные изменения скажутся благоприятно на дальнейшей жизни ребёнка, негативные — повлияют отрицательно.

Важно отметить, что самооценка — величина непостоянная, изменяющаяся, «переменная». Она может меняться в зависимости от тех или иных условий.

Принято выделять три основных уровня самооценки: низкую, высокую и нормальную. Низкая и высокая — это искажённые варианты самооценки, а нормальная относится к адекватному варианту.

Низкая

Считается самым худшим вариантом искажения.

Дети и взрослые с низкой самооценкой обидчивы, тревожны, склонны к депрессиям, им сложно адекватно воспринимать критику, зачастую они неуспешны в разных областях жизни.

Высокая

Человек с высокой самооценкой видит в себе только достоинства и не замечает отрицательных сторон. Казалось бы, что в этом плохого? Самоуверенность тормозит развитие — человек с завышенной самооценкой не способен видеть ошибки, которые он допускает.

Нормальная (адекватная, здоровая)

Подразумевается, что у человека с нормальным уровнем самооценки нет проблем в объективном восприятии себя, своих возможностей и недостатков.

Таким людям не доставляет труда замечать свои ошибки, анализировать их причины и искать решения. Как правило, у них отличное чувство юмора, они адекватно оценивают своё место в обществе и в коллективе.

Это именно тот уровень, к которому нужно стремиться при воспитании своих детей.

В дошкольном возрасте ребёнок воспринимает себя через отношение к нему значимых взрослых. Их оценка чрезвычайно важна и играет огромную роль в становлении личности ребёнка и уровня его самооценки.

Важная задача родителей не связывать воедино поступки и личность ребёнка. Если ребёнок поругался с сестрой, обидел кошку или намеренно сломал игрушку, это вовсе не означает, что он «плохой». Возможно, его поступок не из лучших, но сам ребёнок не перестаёт быть после этого «хорошим». Помните об этом всегда и транслируйте это своему ребёнку.

Эгоцентризм ещё властвует над дошкольниками и, к примеру, грубость брата, злость дедушки, усталость мамы они связывают со своим поведением — с ними что-то не так, поэтому это происходит. Они испытывают вину, обиду, грусть, неуверенность в себе — им начинает казаться, что их не любят. Важно объяснять ребёнку те или иные чувства, мысли, поступки: «Мама устала, поэтому ей сложно сейчас с тобой играть», «Дедушка заболел и поэтому совсем не улыбается» и т. д.

Позитивный эмоциональный отклик, одобрение со стороны родителей и адекватные правила поведения и их контроля будут способствовать формированию адекватной самооценки дошкольника.



Все особенности такой группы приобретают в семье определенную специфику. Некоторые педагоги предполагают, что одной из главных проблем современной семьи является регуляция противоречий, которые в ней возникают. Материнское и отцовское отношение к ребенку должны представлять собой диалектическое единство. Только его своеобразие и необходимый баланс может создавать оптимальные условия для полноценного развития личности ребенка. Невозможно построить какую-либо стройную систему знаний о родительских позициях, не исследовав позицию отца. Семейное положение мужчины, его семейные роли, влияние мужчины на становление психологического климата в семье остается зачастую вне поля зрения. При этом количество научных публикаций о роли матери в воспитании детей во много раз превышает число работ о роли отцовства.

Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Для ребенка дошкольного возраста его семья это и среда обитания, и воспитательная среда, причем воспитательная среда, оказывающая наибольшее воздействие.

Это позволило педагогам вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Поэтому роль семьи в формировании самооценки личности столь велика. Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной, семейной жизни.

Составные компоненты семейного воспитания:  

физическое — основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.;

  нравственное — стержень отношения, формирующих личность.

Воспитание непреходящих моральных ценностей — любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга;  

интеллектуальное — предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их приобретения и постоянного обновления;  

  эстетическое — призвано развить таланты и дарования детей или просто дать им представление о прекрасном, существующем в жизни;  

трудовое — закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, един путь — поиск «легкой»» жизни.

В отечественной и зарубежной психологии существует много классификаций стилей родительского воспитания. Существует два стиля практики родительского воспитания: демократический и контролирующий. Демократический стиль определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями, включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения, готовностью родителей прийти на помощь, если это требуется; одновременно с этим - верой в успех самостоятельной деятельности ребенка и ограничением собственной субъективности в видении ребенка.

Контролирующий стиль предполагает значительные ограничения в поведении детей, четкое и ясное объяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.

С. Соловейчик считает, что отношения родителей к ребенку отличаются высокой психологической напряженностью и многообразны в своих проявлениях. Наиболее частыми, по его мнению, типами отношений являются: внимательное, боязливое, тщеславное, сердитое, раздражительное, приспособляющееся, общительное, сенсационное, настойчивое, постоянное, уверенное, обнадеживающее. А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер выделяют следующие виды неправильного воспитания: Гипопротекция.

В крайней форме проявляется безнадзорностью чаще недостатком опеки и контроля, а главное - истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям подростка. В последнее время гипопротекция простирается до безнадзорности и заброшенности детей. Скрытая гипопротекция наблюдается тогда, когда контроль за поведением отличается крайним формализмом. Скрытая гипопротекция нередко  сочетается со скрытым эмоциональным отвержением. Доминирующая гиперпротекция характеризуется постоянной чрезмерной опекой, мелочным контролем за каждым шагом, системой постоянных запретов. Потворствующая гиперпротекция, для которой характерно чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей и неприятных обязанностей. Потворствующая гипопротекция. При таком стиле воспитания недостаток родительского надзора сочетается с некритичным отношением к нарушениям поведения ребенка. Эмоциональное отвержение. При этом типе воспитания ребенок или ребенок постоянно ощущает, что им тяготятся, что он - обуза для родителей, что без него было бы легче.

Отечественный исследователь Т.В. Брагина рассматривает родительскую позицию как характер эмоционального отношения отца и матери к ребенку и выделяет шесть типов позиций:

1. Чрезмерная эмоциональная дистанция между родителями и детьми (доминирование по отношению к детям);

2. Излишняя концентрация внимания на детях (излишняя уступчивостьпо отношению к детям);

3. Эмоционально уравновешенное отношение к детям (позициянезависимого руководства родителей).

Поведенческая составляющая содержит коммуникативные позиции родителей, прогностический аспект (планирование) дальнейшего взаимодействия с ребенком. В своих исследованиях СВ. Ковалев выделяет следующие типы семейных отношений: антагонизм, конкуренция, соревнование, паритет, сотрудничество. А.В. Петровский выделяет диктат, опеку, паритет и сотрудничество. А.Б. Добрович выделяет роли ребенка в семье, определенные для него родителями: «кумир семьи», «мамино сокровище», «паинька», «болезненный ребенок», «ужасный ребенок», «золушка». Традиционно в психологической литературе рассматривают следующие стили семейного воспитания - авторитарный, демократический, либеральный. В качестве благоприятных стилей описаны авторитет любви, доброты, уважения. Г. Крайг предлагает следующую классификацию стилей родительского воспитания, составленных на основании соотношения двух параметров: родительского контроля и теплоты. Т.М. Мишина и А.Б.

Однако идеальный вариант  родительской позиции, к которому  должны стремиться супруги, - это равенство позиций. Оно означает признание активной роли ребенка в процессе его воспитания. Н.Ю. Синягина выделила группы семей по типу родительского отношения к ребенку: благоприятные и неблагоприятные. К благоприятным типам относятся понимающие, покровительствующие, безразличные отношения. К неблагоприятным типам относятся подавляющие, тревожные, отстраненные, отвергающие отношения. Три типа неправильного воспитания поВ.И. Гарбузову,А.И. Захарову и Д.Н. Исаеву: - отвергающий (чрезмерная требовательность, жесткая регламентация, контроль либо недостаток контроля на почве попустительства); - гиперсоциализирующий (чрезмерная озабоченность и тревожность родителей будущим ребенка, его статусом, успехами и неудачами); - эгоцентрический (наблюдается в семьях с низким уровнем ответственности, когда ребенку навязывается представление «Я-большой» в качестве само довольствующей ценности). С. Броди (цит. по:Мартынова Т.Н., 2000) описывает четыре типа материнского отношения: Матери первого типа легко и органично приспосабливались к потребностям ребенка. Матери ждали, пока ребенок сам «дозреет». Матери второго типа сознательно старались приспособиться к потребностям ребенка. Они чаще доминировали, а не уступали. Матери третьего типа не проявляли большого интереса к ребенку. Основу материнства составляло чувство долга. Матери четвертого типа поведения характеризуются непоследовательностью. Их прямые воспитательные воздействия, так же, как и реакция на одни и те же поступки ребенка, были противоречивыми. По мнению С. Броди, наиболее вредным для ребенка оказывается четвертый стиль материнства, т.к. постоянная непредсказуемость материнских реакций лишает ребенка ощущения стабильности окружающего мира и провоцирует тревожность. Что касается типологий взаимоотношений ребенка с отцом, то они встречаются редко, и в основном в работах зарубежных авторов. В современном мире по количеству времени и качеству общения выделяют несколько типов взаимодействия отца и ребенка (SchneiderW., 1989; FthenakisW.E., 1988): Традиционный отец - отец как воплощение силы, авторитета исоциальной компетенции. Важнейшей задачей такого отца являетсясодержание и защита матери и ребенка. Таким образом, он отдален отребенка и взаимодействует с ним только тогда, когда возникают разногласияи мать не в состоянии их разрешить; его слово - закон, его поведениеобсуждению не подлежит, ему свойственен авторитарный с гиль воспитания,эмоциональной близости с ребенком нет, т.к. поддерживается авторитет ивласть. Отец-партнер - это отец как образец, помощник и партнер по играм.Такой мужчина полагает, что для гармоничного развития ребенканеобходимо участие обоих родителей. В семье имеется достаточно гибкоераспределение ролей, в том смысле, что отец, кроме своей работы, уделяетвнимание проблемам ребенка. Таким образом, отец играет значительнуюроль в воспитании и жизни ребенка, а кроме того, еще и активную роль всемье. Новыйотец (HeiligerА., 1989; Horst, 2000). Термин «новый отец» (соответствует термину «ответственное отцовство»), что характеризует не столько операциональный аспект взаимодействия отца и ребенка, сколько намечающуюся в науке и практике тенденцию подчеркивания важности отцовства, общения с ребенком для самого отца. В рамках данной концепции получило широкое развитие представление об андрогинной личности. А именно о том, что и на мужчину и на женщину родительство оказывает равное влияние. Ребенок также важен для отца, как и для матери, однако при этом подчеркивается, что мужчина и женщина по-разному взаимодействуют с ребенком (например, разные стили общения), но отец може и должен заниматься ребенком наравне с матерью. Такой отец принимает участие в самом процессе рождения ребенка, присутствует на родах, позднее он заботится о ребенке-младенце вместе с матерью, имеет с ним тесную эмоциональную связь. Характер родительских позиций и их динамика во многом зависят от этнопсихологических и социокультурных особенностей общества (Э. Голдфранк). Люди, в этнической культуре которых сильно выражена потребность в достижении, как поясняет И.С. Кон, склонны больше опекать своих детей, в то же время они гораздо острее реагируют на проявление дерзости, нежели люди, которые больше ценят групповую принадлежность и дружественные отношения с окружающими. В настоящее время большинство исследователей акцентируют внимание на изучение неблагоприятных родительских позиций, складывающихся в функционально несостоятельных семьях и имеющих негативные последствия для личности детей и подростков. IIЗадачи, цели и содержание семейного воспитания В настоящее время проблемы семьи изучают многие науки: экономика, право, социология, демография, психология, педагогика и др. Педагогика рассматривает воспитательную функцию семьи современного общества с точки зрения целей и средств, прав и обязанностей родителей, взаимодействия родителей в процессе воспитания детей со школой и другими детскими учреждениями, выявляет резервы и издержки семейного воспитания и пути их компенсации. К основным функциям семьи относятся: · генеративная функция, обусловленная необходимостью продолжения человеческого рода, что является не только биологической потребностью, но также имеет огромное экономическое значение для сохранения популя­ции. Семья без детей духовно неполноценна. На выполнение семьей своей генеративной функции оказывает влияние качество здоровья населения, уровень развития здравоохранения в стране и др. По оценкам экспертов, 10—15% взрослого населения по состоянию здоровья не способны иметь детей из-за неблагоприятного экологического воздействия на них, неправильного образа жизни, болезней, плохого пита­ния и т. д.; · функция первичной социализации воспитанников обусловлена тем, что родившиеся дети несут в себе только задатки, предпосылки, признаки «человека разумного». Для того чтобы ребенок постепенно входил в обще­ство, чтобы его задатки проявились, необходимо общение и деятельность именно в семье как первичной и первоначальной социальной единице. Семья воздействует на социализацию детей не просто самим фактом своего существования, а благоприятным морально-психологическим кли­матом, здоровыми отношениями между всеми ее членами; · экономическая и хозяйственно-бытовая функция. Исторически семья всегда была основной хозяйственной ячейкой общества. Глубинные соци­ально-экономические изменения, которые происходят в российском об­ществе, вновь активизируют те стороны экономической и хозяйственно-бытовой функции, которые были почти сняты предыдущим развитием. Накопление имущества, приобретение собственности и проблемы ее на­следования повышают роль семьи в экономических отношениях; · гедонистическая функция, которую также принято называть функци­ей здоровых сексуальных отношений, связана с наличием у человека общебиологической половой потребности, удовлетворение которой также важ­но, как потребности в еде, жилище и т. д. Поверхностное отношение к фи­зической близости, нерегулярные отношения со случайными партнерами вне семьи не только лишают физическую любовь ее психологического бо­гатства и глубины, но и влекут за собой печальные криминальные или ме­дицинские последствия; · рекреационная и психотерапевтическая функция семьи объясняется тем, что семья — это сфера абсолютной защищенности, абсолютного при­нятия человека вне зависимости от его талантов, жизненного успеха, фи­нансового положения и т. д.

Здоровая, неконфликтная семья — наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где человек может укрыться от всех поползновений далеко не всегда дружелюбного внешнего мира.

Автор выделил несколько стилей отношения к ребенку и соответственно исторических периодов:

1.   Стиль детоубийства (античность - IVв.) характеризуетсядетоубийством, насилием. В то время важным являлся материальный фактор,способность семьи обеспечить жизнь ребенка. В том случае, если родителине могли прокормить ребенка, они убивали его.

2. Оставляющий стиль (IV- XIIIвв.). Признается наличие у ребенкадуши. Развиты проекции: ребенок полон зла. В этот период появляютсякормилицы, практикуется воспитание в чужой семье, в монастыре.Атмосфера в семье — эмоционально-холодная и строгая.

3. Амбивалентный стиль (XIV- XVIIвв.). Ребенку дозволеновойти в эмоциональную жизнь родителей, его начинают окружатьвниманием, но в самостоятельном духовном существовании емуотказывают. Если ребенок сопротивляется, то из него выбивают злое начало.

4. Навязчивый стиль (XVIIIв.)Характеризуется психологической близостью родителей и детей. Но родители стремятся полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и волю ребенка.

5. Социализирующий стиль (XIX- начало XXвв.). Цель воспитания - подготовка ребенка к будущей самостоятельной жизни, процесс тренировки является основой воспитательных воздействий. Этот стиль отношений лег в основу построения большинства психологических моделейдвадцатого века - от фрейдовской «канализации импульсов» до скиннеровского бихевиоризма.

6. Помогающий стиль (середина XXв.). Основан на допущении, что ребенок лучше родителей знает, что ему нужно на каждом этапе жизни. Задача родителей - помочь индивидуальному развитию ребенка, стремиться к пониманию, близости.

Сравнительно-исторические данные показывают, что отношение к детству - результат длительного и весьма противоречивого развития. Образ ребенка в культуре и массовом сознании, представления об особенностях детства и взросления во многом определяют стиль отношений в семье. Образ ребенка имеет, по крайней мере, два измерения: чем он является от природы, и чем он должен стать в результате обучения, воспитания, в целом - социализирующих влияний. На сегодняшний день есть несколько научных подходов к изучению позиции родителей. В психолого-педагогической литературе понятие «подход» формулируется, как правило, следующим образом: подход - это особая форма познавательной и практической деятельности, это рассмотрение педагогических явлений под определенным углом зрения. Это стратегия исследования изучаемого процесса, это базовая ценностная ориентация, определяющая позицию исследователя, это .метод структуризации исследуемого объекта. Подчеркивая решающую роль отношения с близким взрослым для развития ребенка, сами эти отношения, однако, не являются предметом исследования ни в деятельностном, ни в культурно-историческом подходе. Наряду с этим, клиническими психологами, психотерапевтами накоплен огромный опыт практической работы в сфере детско-родительских отношений (Э.Г. Эйдемиллер, А.В. Захаров, А.Я. Варга, А.С. Спиваковская имногими другими), который, как правило, описывается и интерпретируется в терминах западной психологии, где эта тема разрабатывается достаточно широко. Первым научным направлением, поставившим детско-родительские отношения в центр развития личности ребенка, был классический психоанализ. Теория психоанализа стала определяющим направлением основных концепций детского развития, в которых ключевая роль отводится проблеме отношений между детьми и родителями (К. Хорни, Э. Эриксон и др.). Особую популярность завоевала теория привязанности (Д. Боулби, М. Эйнсворт). Центральным понятием в теории привязанности является «внутренняя рабочая модель», которая представляет собой неразрывное и взаимообусловленное единство себя и другого. Ребенок осознает себя через отношение к нему матери, а мать воспринимает как источник отношения к себе. Таким образом, в первоначальном варианте данной теории привязанность понималась как отношение к себе и к близкому взрослому, которое дает чувство защищенности и безопасности. В современных исследованиях, выполненных в русле теории привязанности, происходит переориентация с проблемы изучения самосознания ребенка к исследованию его поведения, которое чаще всего описывается в терминах социальной адаптации и компетенции. Привязанность рассматривается уже не как отношение, а как стратегия поведения с родителями. Помимо теории привязанности, весьма популярной в западной психологии является теоретическая модель, разработанная E.S. Schaefer, R.A.Bell(1969). E.S. Schaefer, R.A. Bellразработали динамическую двухфакторную модель родительского отношения, где один из факторов отражает эмоциональное отношение к ребенку: «принятие-отвержение», а другой - стиль поведения родителей: «автономия-контроль». Каждая родительская позиция определяется выраженностью разных факторов и ихвзаимосвязанностью. Несмотря на то, что данные теоретические модели были предложены более 30 лет назад, они остаются практически единственными, дающими содержательное описание родительского отношения. Подавляющее большинство современных западных исследований по этой тематике сводится к установлению зависимости между родительским стилем и поведением ребенка. В последнее время одним из наиболее распространенных направлений исследования детско-родительских отношений становятся кросскультурные и тендерные исследования. Исследования, проведенные на китайской, индийской и канадской выборках показали, что каждому типу темперамента ребенка соответствует определенный родительский стиль поведения. Несмотря на обилие интересных фактов, психологическое содержание родительского отношения описывается достаточно формально. Используемая при этом терминология соответствует скорее политическому лексикону (авторитарность, демократичность, протекция, авторитет и т.д.), и не отражает всей сложности данной реальности.

Главными факторами, влияющими на усвоение моральных норм, являются:

1) страх потери любви родителей;

2) идентификация с родителем, о которой писал еще

3) развитие эмпатии и чувства вины первоначально через оценку родителей, а затем через объяснение последствий действий ребенка. Любовь отца условна, является важнейшим фактором морального развития ребенка. В литературе отмечается, что реакция ребенка на развод может быть различной.

Выделяют три типа поведения детей, переживающих посттравматический стресс:

экспрессивный тип - ребенок не может сдерживать свои эмоции, он кричит, плачет, смеется или рыдает, дрожит, раскачивается;

•   контролирующий тип - ребенок «успешно» сдерживает себя, и его поведение не отличается от поведения сверстников. Он кажется даже более спокойным, чем раньше. Однако это впечатление обманчиво: сдержанность может привести к неожиданным и, на первый взгляд, необъяснимым болезням;

•   шоковый тип - ребенок подавлен, оглушен, производит впечатление человека, пребывающего в «другом мире». Неполную семью традиционно рассматривают как проблемную семью, отличающуюся некоторыми особенностями, возникающими в результате «диадности» ее существования и отсутствия в семейной системе супружеских отношений.

Достаточно сложной оказывается такая ситуация в неполной семье, когда оставшийся с ребенком родитель (чаще мать) стремится воспитать ребенка таким образом, чтобы продемонстрировать обществу, что и в отсутствии отца ее ребенок вырос достойным человеком.

Наиболее сильное влияние развод оказывает на детей до 6 лет. Дети в возрасте 3-6 лет после развода родителей часто испытывает сильное чувство вины и самоунижения. Таким образом, хотя в современном обществе существует достаточно прочный стереотип некомпетентности отца и его невключенности в воспитание ребенка, вышесказанное позволяет утверждать, что участие обоих родителей в воспитании ребенка, при условии четкого различения родительских ролей, оказывает положительное влияние на развитие детей.

Инструкция для проведение исследования самооценки у дошкольников.

Учебные материалы: для ученика – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш. (рис.1 в приложении пример лесенки) t1733498163aa.png

1. «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему».

2. В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз.

3. Поблагодарите ребенка за работу.

Интерпретация результатов

При анализе полученных данных исходите, пожалуйста, из следующего:

Ступенька 1 – завышенная самооценка

Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).
Именно поэтому в первом классе не используется балльная (отметочная) оценка. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая, потому что у меня пятерка («звездочка», «бабочка», «солнышко», «красный кирпичик»)»; «Я плохая, потому что у меня тройка

Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка

У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.

Ступенька 4 – заниженная самооценка

Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».

Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка

По нашей статистике, младших школьников с низкой самооценкой в классе около 8–10%. Следует сразу оговориться, что иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д. И в беседе ученик расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей на перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», – и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой).

Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией проходит мысль: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей, способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего».

Учителю очень важно знать причину низкой самооценки школьника – без этого нельзя помочь ребенку. Приведем примеры ответов ребят, из которых сразу становится понятно, в каком направлении оказывать им помощь:

«Я поставлю себя на нижнюю ступеньку (рисует кружок на пятой ступеньке), потому что мама говорит, что я невнимательный и делаю много ошибок в тетрадях». Здесь необходима работа с родителями школьника: беседы, в которых следует объяснить индивидуальные особенности ребенка. Например, если это первоклассник, то необходимо рассказать, напомнить лишний раз родителям о том, что ребенок в этом возрасте еще не обладает ни устойчивым вниманием, ни произвольностью поведения, что у каждого ученика свой темп усвоения знаний, формирования учебных навыков. Полезно регулярно напоминать родителям о недопустимости чрезмерных требований к неуспевающему школьнику. Крайне важна демонстрация родителями положительных качеств, каждого успеха их ребенка.

«Я сюда себя поставлю, на нижнюю, шестую ступеньку, потому что у меня двойки в дневнике, а учительница меня ставит в угол». Первое, что необходимо сделать, – это выявить причину неуспешности школьника (его учебы, плохого поведения) и вместе со школьным педагогом-психологом, родителями начать работу по созданию успешной учебной ситуации. Существенную роль может сыграть положительная словесная оценка процесса деятельности и отношения ученика к выполнению учебной работы. Все педагоги понимают, что отрицательные отметки не способствуют улучшению учебы, а лишь формируют негативное отношение ребенка к школе. Искать положительное в деятельности ученика, указывать даже на незначительные успехи, хвалить за самостоятельность, старание, внимательность – основные способы повышения самооценки школьников.

Ступенька 7 – резко заниженная самооценка

Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на школьника факторов. К несчастью, школа нередко становится одним из таких факторов.

Суть педагогической поддержки педагога и его психологической помощи школьникам с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним.

Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку младшего школьника.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема самооценки применительно к дошкольному возрасту исследована в недостаточной степени. Поэтому на сегодняшний день есть потребность исследовать самооценку дошкольника, делая акцент на том, что она формируется самым главным образом под воздействием семьи и под влиянием обоих родителей. Все особенности приобретаются в семье. Для ребенка дошкольного возраста его семья это и среда обитания, и воспитательная среда, причем воспитательная среда, оказывающая наибольшее воздействие. Семья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Поэтому роль семьи в формировании самооценки личности столь велика. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной, семейной жизни. Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека. В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что в основе свободного творческого развития личности лежит самооценка, определяющая активность человека, его отношение к людям, к самому себе.



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.   В.В. Абраменкова Социальная психология детства: развитие отношений ребёнка в субкультуре. М, 2016г .

2.   Б.С.Валков, Н.С.Волкова Детская психология. Схемы. Москва ГИЦ «ВЛАДОС», 2002г. .

3.   А.Я.Варга Типы родительского отношения. Самара, 1997г.

4.   В.В.Столин Самосознание личности. М, 1986г. .

5.   Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 2000. - 240с. .

6.   Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии - 1985. - №2. - С. 186 - 187. .

7.   Голод С.И. Стабильность семьи. - Л.: Наука, 1984. - 136с. .

8.   Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. - М.: Знание, 1976. - 40с. .

9.   Демьянов Ю. Г. Основы психопрофилактики и психотерапии. - СПб., 1999. - 224с. .

10. https://nsc.1sept.ru/view_article.php?ID=200900408





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.