Статья «Формирование школьного коллектива через внеклассные воспитательные мероприятия»

4
0
Материал опубликован 28 August 2021 в группе

Комазенкова Анна Александровна

ОАНО «Средняя школа  «Центр образования Столичный», учитель начальных классов

89855344735

annushka25@mail.ru

Педагогический стаж: 12 лет

t1630177841aa.jpg


Тема: «Формирование школьного коллектива через внеклассные воспитательные мероприятия»

Аннотация:

В данной статье представлен опыт работы с 3 классом по формированию дружного сплоченного коллектива путем проведения внеклассных воспитательных мероприятий.

«Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. В педагогической технике эта завтрашняя радость является одним из важнейших объектов работы. Сначала нужно организовать самую радость, вызвать ее к жизни и поставить как реальность. Во-вторых, нужно настойчиво претворять более простые виды радости в более сложные и человечески значительные. Здесь проходит интересная линия: от примитивного удовлетворения каким-нибудь пряником до глубочайшего чувства долга». ¹

А.С.Макаренко

Со слов А.С.Макаренко - величайшего педагога современности мне бы хотелось начать свою статью. Совсем недавно, а, быть может, уже давно, волею судьбы мне довелось стать классным руководителем 3 А класса. У ребят часто менялись педагоги, при этом они легко со всеми вступали в контакт, ожидая тепла и поддержки взамен.

Передо мной встала важнейшая задача – понять каждого ребенка, найти к ним подход, не разобщить, а сплотить воедино, как живой организм, чтобы система работала слаженно, «как часы». Дети присматривались ко мне, к моим требованиям, поскольку каждый педагог использует свою методику, приемы, не всегда принимаемые детьми. Первым шагом стала консультация со специалистами, чтобы разобраться в общей концепции жизни класса. Изучение личных дел, наблюдение за ребятами во вне рамок урока, что является явным показателем общей атмосферы. Не считаю правильным с первых дней устанавливать «свои» жесткие правила, поскольку это давление ни к чему хорошему не приводит. Опросы ребят, индивидуальные беседы, неформальная обстановка – лучшие условия приблизить к себе ребят, стать для них не просто учителем, а другом, которому можно доверять. Позволить себе показать слабость, попросить ребят научить, объяснить – вот те опорные точки, помогающие мне быть частью нашей команды.

В классе существовала и по сей день имеет место быть традиция: отмечать дни рождения. Приходили родители, организовывали сладкий стол, за которым дети дружной компанией поздравляют именинника. Мною было принято решение дать детям возможность показать свою «взрослость», возложив ответственность за накрытие стола на самих себя. С каким удовольствием они это делали и делают! t1630177841ab.jpg

Теперь эта «малая радость» стала ответственным делом, когда сами ученики делегируют полномочия, учитель выполняет лишь роль наблюдателя и советчика. В нашей школе активно взаимодействуют в образовательном процессе родители, это очень значимо. Без их поддержки и помощи сложно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Прекрасно понимая, что каждый ученик – уникален, проводились индивидуальные беседы с каждым родителем. Теперь в конце недели взяла за правило обзванивать каждого родителя и сообщать о каждом ученике информацию (успех ли, неудача), чтобы в правильном направлении организовывать образовательный процесс, работать на опережение.

Важно, привлечение специалистов, работа в тандеме: физкультура, психолог, педагог-организатор, логопед, танцы, хор и др. t1630177841ac.jpgВозвращаясь к вопросу о работе с родителями, нельзя не отметить участие родителей в организации праздников, тематических вечеров, экскурсионных выездов, викторин, вовлеченность в конкурсах, благотворительности и многом другом. В качестве наглядного примера отмечу факт помощи со стороны родителей в демонстрации мастер-класса по «Теневому театру». Ребятам было очень интересно, каждый ученик после практической работы по изготовлению фигуры, стал частью театрального действия, смог проявить свои театральные способности. Обращу внимание, что дети помогали друг другу в озвучке героев, после мероприятия делились впечатлениями, не перебивали друг друга, слушали!

t1630177841ad.jpgt1630177841ae.jpg

В преддверии нового года мы участвовали в конкурсе: «Лучший снеговик». На прогулке лепили снеговика, обсуждали его внешний облик, ученики принесли атрибуты для его украшения. Каждый ребенок внес свою малую долю в творческий процесс, что принесло большую радость, о которой я писала в начале статьи. t1630177841af.jpgt1630177841ag.jpg

При подготовке новогоднего номера от класса сложно было распределить роли. Творческие способности у всех разные. Особое внимание следовало уделить ребенку с невысокими показателями объема памяти, поскольку в сценке его тоже надо было задействовать, никто не должен оставаться в стороне. Совместными усилиями нам это удалость. Кто-то учил стихи, кто-то танцевал, в процессе репетиций дети помогали друг другу учить сценарий, запоминать последовательность выхода, придумывали движения танца. Родители подготовили яркие тематические костюмы, что повысило эффект восприятия выступления.

Проведение спортивных мероприятий между параллелями классов формирует дух единения, сплочения. Шахматные турниры между учениками помогают уважать соперника, достойно принимать поражение. Праздничные гуляния на Масленице, организация сладкого тематического стола, переезд из класса в класс во время ремонта, организация уборки кабинета, проведение субботника по расчистке школьного участка, помощь товарищу во поиске личных вещей – все это и многое другое способствует укреплению взаимоотношении между детьми. Каждый участник классного коллектива в подобном варианте отношений становится связующим звеном крепкой надежной цепочки под названием «Класс». И если в силу каких-либо обстоятельств хотя бы одно звено выпадает, то подобная потеря будет ощущаться особенно остро.

Таким образом, говоря о вопросе «завтрашней радости» в ближайшем будущем мы, надеемся возобновить экскурсионные выезды, поскольку это способствует не только развитию общего кругозора, но помогает понять, изучить друг друга в неформальной остановке. В таком варианте класс – уже не просто группа, людей, объединенная общей целью, а Семья, где царит радость и тепло. Подобный вариант взаимоотношений стимулирует плодотворность образовательного процесса, повышает качество успеваемости. Ученик идет в школу с ожиданием той малой радости, которая стимулирует на новые свершения в совместной деятельности.

1. Макаренко А.С. «Педагогическая поэма»/ Сост., вступ. ст., примеч., пояснения

С.Невская – М.: ИТРК, 2003. – 736 с., илл.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации