Статья на тему «Формирование положительного климата в коллективе через личностные качества педагога»

3
0
Материал опубликован 3 April 2020 в группе

Формирование положительного климата в коллективе через личностные качества педагога.

Одним из важнейших показателей психологически компетентного педагога является создание благоприятного психологического климата в классе обучающихся. Я являюсь классным руководителем, поэтому вопрос о создание благоприятного климата в коллективе является насущным. В процессе постоянного взаимодействия педагога с учениками решаются актуальные задачи воспитания по сплочению коллектива подростка, приобретение опыта межличностного взаимодействия, группового сотрудничества, социальной ответственности. В психологию понятие «климат» пришло из метеорологии и географии [1, с.24]. Сейчас это устоявшееся понятие, которое характеризует психологическую сторону взаимоотношений между людьми. Под психологическим климатом, В.М. Шепель понимает эмоциональную окраску психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей [2, с.98]. Это устойчивое состояние класса как группы, относительно стабильный и типичный для него эмоциональный настрой, который отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений.

Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата:

В классе преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу, присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, ребята позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных.

В классе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, он заметно разделяется на "привилегированных" и "пренебрегаемых", здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.

Такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете.

Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, класс невозможно поднять на общее дело.

Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.

В классе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности.

В трудных случаях класс не способен объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения; коллектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами.

Для изучения и формирования социально-психологического климата в классе используются различные психолого-педагогические приемы, направленные на:

определение неформальной структуры класса, выявление лидера и его роли в группе;

коррекцию формальной и неформальной структуры класса (например, посредством перевыборов формального лидера);

определение уровня сплоченности класса и его психологической атмосферы;

применение игр, направленных на сплочение коллектива;

определение причин конфликтов в классе и применение социально-психологических способов их конструктивного разрешения;

изучение индивидуальных особенностей школьников;

развитие коммуникативных навыков;

определение влияния личности педагогов и классного руководителя, их педагогических стилей на взаимодействие со школьниками:

социально-психологическая коррекция взаимоотношений в коллективе (проведение социально-психологических тренингов и психологических консультаций).

К условиям, определяющим эффективность влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие:

личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность)

профессиональные качества педагогов (теоретическая и методическая вооружённость).

ориентация педагогов на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.

Личностные качества классного руководителя оказывают существенное влияние на характер и форму применения различных методов управления коллективом школьников. Это проявляется в стиле деятельности руководителя, который зависит от многих факторов, а в частности от личностных качеств, которые развиваются в зависимости от потребностей руководимого им коллектива обучающихся, что обосновывает актуальность поведенного эмпирического исследования.

Исследование включало несколько этапов:

- на первом этапе изучила социально-психологический климат в классе («Психологический климат классного коллектива» В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева);

- на втором этапе провела диагностики черт личности у руководителя (16 – факторный опросник Р. Кеттелла); - на третьем этапе с помощью корреляционного анализа выявляла связь личностных особенностей классного руководителя и психологического климата в классе подростков.

Далее осуществлялось проведение корреляционного анализа между показателем социально-психологического климата в классном коллективе и чертами личности классного руководителя, которые представлены на рисунке 1. 

t1585909542aa.jpg

Рис. 1. Плеяда корреляционных связей между показателем благоприятного

социально-психологического климата в классе и чертами личности педагога.

 

Как видно из рисунка 1, в результате корреляционного анализа, с помощью компьютерной программы SPSS, между показателем благоприятного социально-психологического климате в классном коллективе и чертами личности классного руководителя выявлены 4 положительные корреляционные связи. Так, благоприятный социально-психологический климат в классе положительно коррелирует с такими чертами личности: открытость, эмоциональная уравновешенность, самодостаточность и контроль желаний. Следовательно, мы можем предположить, что данные черты личности классного руководителя будут способствовать поддержке благоприятного климата в классах подростков.

Далее рассмотрим корреляционные связи между показателем неблагоприятного социально-психологического климата в классном коллективе, где выявлены три положительные связи.

Так, неблагоприятный социально-психологический климат в классе положительно коррелирует с такими чертами личности классного руководителя: доминантность, эмоциональная неуравновешенность, подозрительность. Следовательно, мы можем предположить, что данные черты личности классного руководителя будут оказывать влияние на развитие не благоприятного климата в классах подростков.

 Плеяда корреляционных связей между показателем

социально-психологического климата и чертами личности педагога. 

Таким образом, в ходе проведенного исследования была выявлена тенденция о том, что развитие благоприятного социально-психологического климата обусловлено чертами личности классного руководителями такими как, открытость, эмоциональная уравновешенность, самодостаточность и контроль желаний. А неблагоприятный социально-психологический климат связан со следующими чертами личности классного руководителя: доминантность, эмоциональная неуравновешенность, подозрительность. В связи с этим целесообразно, для школьных психологов, разработка практических рекомендаций по стабилизации климата в учебных классах и работе направленной на развитие личностного роста с педагогическим составом школ.

 Способы формирования и поддержания благоприятного психологического климата в классе аналогичны способам формирования и управления детским коллективом. Любой коллектив представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны, отражает, а с другой, обуславливает характер взаимодействий между членами коллектива.

Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для педагогов.

Наиболее эффективными способами формирования и поддержания социально-психологического климата в классе, которые могут использоваться и педагогами и школьными психологами, являются следующие:

так как, социально-психологический климат - это результат совместной деятельности учащихся класса, их межличностного взаимодействия, то для его укрепления необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность;

находить общие интересы, которые объединили бы детей класса и на их основе организовывать общие дела;

формировать традиции класса, участвовать в общешкольных традиционных делах;

если есть свободное время - привлекать ребят проводить его вместе: сходить в поход, отдохнуть и т.п.

создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка. Для этого важно наличие активной позиции педагога по отношению к детям и классу;

привносить общечеловеческие ценности в жизнь классного коллектива, поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций; не навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;

создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранению стабильно - положительных отношений между учителями и учащимися;

развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;

развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение

Примеры игр и упражнений, направленных на формирование и укрепление благоприятного социально-психологического климата в классе

1. Игра-тест "Альпинист". В ней происходит наглядное определение степени сплоченности / разобщенности класса.

На доске делается рисунок (рис.1) и поясняется: "Итак, представьте себе, что каждый из вас альпинист. Альпинист - это человек, покоряющий горные вершины. Да, кстати, а какая самая высокая в мире (ответы детей) - Эверест! Его высота почти 10 тысяч метров - 10 километров! Теперь представьте, что пик - это вершина горы - это по-настоящему дружный класс, это коллектив, где все помогают друг другу, не сплетничают и не обзываются... Какой высоты достигли вы? Группа альпинистов - это твои одноклассники... (от 1 до 10), подумайте и ответьте".t1585909542ab.gif

Учитель подходит к ребятам, узнает их мнение и суммирует баллы. После этого сумма делится на количество опрошенных. Получаем средний балл. Этот балл озвучивается и на доске делается соответствующая отметка. Как правило, это 6-7 баллов.)

2. Игра-проект "Символика моего класса"

"Видите, ребята, что мы только чуть больше половины пути прошли. Давайте попробуем покорить вершину все вместе! Вы готовы? (Ответ детей.)

Попробуем!? С чего же начать? Знаю! Чем отличается Россия от других стран? А какие атрибуты? (Флаг - триколор, герб - двуглавый орел, гимн.) Они символизируют наше государство, в котором мы все живем - Россию!

Есть идея: а что если мы придумаем герб (символ, эмблему) класса и девиз - краткое изречение, выражающее суть нашего объединения - класса. Предлагаю поработать над проектами герба и девиза класса. Главное условие - они, эти символы, должны выразить мнение всех и способствовать объединению. Вы согласны?.. (Ответ детей.) Тогда начинаем. Нам понадобятся цветные карандаши и, главное, хорошее настроение.

1 этап "Объединение": Работу мы выполнять будем в группах по 4 человека. Для того чтобы образовать группы, каждому из вас необходимо подойти ко мне и взять фрагмент картинки, а после найти еще 3 человек, у которых находятся оставшиеся три части картинки. В результате сложить части и получится целое. Эта работа оценивается по двум критериям: 1 - быстрота объединения в группу и 2 - вежливость и такт при объединении. Таким образом, действия каждого участника оцениваются по пятибалльной шкале, а сумма оценок четырех участников - это результат (балл) группы!

2 этап: Раздаются ватманы, из расчета по половине листа на группу. Дается установка на то, что сейчас от каждого в группе зависит общий итог работы. Учитель также говорит о том, что защита проектов будет проходить по трем номинациям:

название класса;

девиз класса (краткое изречение, можно привести любой пример);

символ класса.

Главное условие - проект должен объединить весь класс.

3 этап: Защита группами своих проектов.

4 этап: Обсуждение (какие работы понравились больше, какие трудности и удачи испытали при работе над проектом, все ли мнения учитывались)

3. Упражнение "Создание правил и законов нашего класса".

Необходимым условием для ощущения защищенности, безопасности и комфортности является наличие правил, по которым функционирует класс. Эти правила должны быть понятны детьми, приниматься ими. Кроме того, известными должны быть и последствия, к которым приводят нарушения этих правил. Дети должны иметь возможность принять участие в создании правил своего класса.

Учитель напоминает ребятам, что такое правила, что только тогда они становятся законами, когда они записаны на бумаге, принимаются и понимаются людьми.

Творческое задание ребятам: методом "мозгового штурма" разработать правила класса, обсудить их и принять голосованием. После голосования - записать на листе ватмана и поставить подписи.


 

4. Создание "Дневника класса"

Нужно предоставить возможность каждому ученику и учителю написать что-то о себе, например, на тему "Что я люблю и чего я не люблю". Эти записи можно поместить в специальный альбом под фотографией каждого ребенка. Туда же поместить фотографию всего класса. Этот альбом можно дополнять рассказами детей о жизни класса и фотографиями. Важно, чтобы учитель и дети принимали равное участие в создании подобного дневника. Лучше всего использовать такой альбом, в который можно вставлять дополнительные листы в любое место - ведь в классе могут появляться новые ученики. Кстати, стоит продумать и ритуал принятия новых учеников - рассказать им о правилах класса, показать "Дневник" и т.д.

Примеры игр и упражнений на сплочение класса:

1. Дотронься до цвета: по команде ведущего необходимо дотронуться до определенного цвета, причем нельзя касаться этого цвета на себе и на ведущем. Игра "на вылет", то есть последний коснувшийся выбывает, однако на тех, кто не играет касаться цветов можно.

2. "Атомы". Все играющие хаотично бродят по площадке, по команде ведущего оно должны объединиться в молекулы с заданным числом атомов (например, по пять). Игра тоже "на вылет".

3. "Гусеница" - класс становиться друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений, ведущий объясняет, что команда - это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку; все, что придет в голову.

4. "Подъемный кран". Эта игра, требует групповой работы и ориентированной на развитие умения действовать согласованно.

Один из участников игры ложится, а остальные участники поднимают его, поддерживая каждый одной рукой. При дружных совместных условиях группа легко поднимает любого участника, даже самого грузного. Те, кого поднимают, придумывают себе роль и сообщают ее всем. Роли могут быть следующими: тренер победившей команды; полковник, выигравший битву; балерина, взметнувшаяся ввысь в танце; пловец, поднявшийся на гребень волны; облако, летящее по небу в жаркий день; бревно на субботнике и т.п. По завершению игрового действия проводиться анализ происходившего.

И, наконец, хочется перечислить принципы создания здоровой рабочей атмосферы, предложенные Дэвидом Мейстером в книге "Делай, что исповедуешь", которые могут быть полезны педагогам:

Всегда исходите из того, что самый большой грех - это нежелание хотя бы попытаться что-либо сделать.

Действия руководителя должны свидетельствовать о его заинтересованности в личном успехе каждого члена коллектива.

Активно помогайте ребятам подняться на качественно новую ступень.

Предоставляйте детям возможность испытать себя в различных видах деятельности.

Будьте последовательны, никогда не нарушайте своего слова.

Поддерживайте в себе твёрдую веру в собственное предназначение.

Забудьте о покровительственном тоне.

Создавайте условия, а не диктуйте их.

Верьте людям, с которыми работаете.

Являйте собой пример, будьте таким, каким хотели бы видеть своего коллегу.

Найдите индивидуальный подход к каждому ребенку, не управляйте людьми так, как вам это удобно. Для этого требуется обычная человеческая чуткость.

Будьте полны энтузиазма, помните: энтузиазм заражает.

 

Список литературы:

1. Андреева, Г.М. Социальная психология /Г.М. Андреева. – Москва: ИНФРА-М, 2015. – 180 с.

2. Афанасьева, Т.А. Социально-психологический климат / Т.А. Афанасьева. – Москва: ИСИ МГУДТ, 2003. – 178 с.

3. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М.: Просвещение, 1989

4. Афанасьева Т.А. Социально-психологический климат организации/ http://psi.lib.ru/soveti/sbor/spkliorg.htm

5. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность.- М.: Мысль, 1998.

6. Леванова Е. А. Волошина А. Г. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. - СПб.: Питер, 2008.

7. Маккена П., Мейстер Д. Первые среди равных: Как руководить профессионалами - М.: "Издательство АСТ", "Ермак", 2004

8. Микляева А.В., Румянцева П.В. "Трудный класс": диагностическая и коррекционная работа. - СПб.: Речь, 2006.

9. Савченко М.Ю., Обухова Л.А. Формирование коллектива класса: Сценарии занятий с учащимися. Работа с родителями. Диагностика учащихся. Занятия, тренинги. - М.: "5 за знания", 2006.

10.Прокопьева С."О связях психологического климата и особенностей личности кл руководителя"Махачкала. 2016 infooprobasia.ru
 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации