Формирование soft skills у обучающихся учреждений дополнительного образования посредством технологии дизайн-мышления
Формирование soft skills у обучающихся учреждений дополнительного образования посредством технологии дизайн-мышления.
В условиях пандемии и масштабного мирового кризиса стремительно меняется привычный уклад жизни, глобальные изменения происходят во всех сферах жизни общества, и конечно, образование не остаётся в стороне, в том числе и дополнительное.
Обучение, как образовательный процесс, перешло от просто трансляции знаний к приоритету формирования и развития универсальных навыков и компетенций, которые можно использовать в любой сфере деятельности. При этом роль педагога все еще остается ведущей: он способствует формированию у детей «навыков XXI века» и ему просто необходимо поспевать за всеми изменениями.
Навыками XXI века называют гибкие (или мягкие) навыки (англ. soft skills) — это комплекс неспециализированных, надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, то есть не связанными с конкретной предметной областью. Их роль и значимость неуклонно растёт, как в рабочей деятельности, так и в повседневной жизни. Современная наука на сегодняшний день не дает четкого определения термину «soft skills». Большинство исследователей сходятся во мнении, что «мягкие навыки» — это личные качества человека, позволяющие ему более эффективно и гармонично взаимодействовать с другими людьми для эффективного достижения поставленных задач. Гибкие навыки наиболее эффективно позволяют применить и продемонстрировать твердые (профессиональные) навыки и именно это делает их столь необходимыми в любой сфере и в любом виде деятельности.
Ключевыми навыками в современном мире являются: языковая компетенция, умение грамотно выражать свои мысли; навык работы с цифрами и данными; научная грамотность; компьютерная грамотность; финансовая грамотность; культурная и гражданско-правовая грамотность. Выявлены существенные качества характера: адаптивность, инициативность, стрессоустойчивость, лидерские качества, социальная и культурная информированность. Временем определены важные компетенции: критическое мышление и умение решать проблемы; креативность; способность к коммуникации; умение сотрудничать.
Адаптивность это одно из самых необходимых качеств на сегодняшний день. Умение учиться и приспосабливаться к новым условиям и задачам, быть гибким становится значительнее многих традиционных навыков.
Специалисты выделяют четыре ключевые компетенции– «Четыре К» в российском образовании XXI века:
Коммуникативность
Коммуникативные навыки — умение общаться, доносить свою мысль, слышать собеседника, договариваться.
Критическое мышление
Критическое мышление — способность критически оценивать информацию, поступающую из вне, анализировать ее и проверять на достоверность, видеть причинно-следственные связи, отбрасывать ненужное и выделять главное, делать выводы.
Креативность
Креативность — умение нешаблонно мыслить, находить неожиданные решения проблемы, гибко реагировать на происходящие изменения.
Кооперация (командная работа)
Кооперация — способность работать в команде, брать на себя как лидерские, так и исполнительские функции, распределять роли, контролировать выполнение задач.
Все компетенции XXI века основаны на умении рассматривать проблему с разных точек зрения, мыслить нестандартно, учитывать интересы других людей и умении согласовать собственные интересы с интересами других, эффективно коммуницируя. Развитие данных компетенций может происходить достаточно эффективно средствами дизайн-мышления в образовательном процессе.
Дизайн - мышление – это система решения проблем, которая использует умственные, творческие и аналитические навыки. Дизайн-мышление является современным методом создания проектов, продуктов или услуг, который направлен на решение конкретных проблем и интересы конкретного потенциального пользователя. Главная цель дизайн-мышления — выйти за пределы существующих стереотипов и привычных способов решения задач.
Дизайн-мышление развивает такие качества мышления как гибкость, системность, подвижность; развивает эмоциональный интеллект, навыки систематизации и структурирования информации, способность использовать творческие ресурсы для решения поставленных задач.
Дизайн-мышление в образовательном процессе предполагает создание проблемных практических задач, основанных на потребностях и интересах различных участников образовательного процесса или других адресатов, самостоятельную поисковую деятельность и достижение результата через творческую деятельность.
Процесс дизайн-мышления представляет собой набор конкретных шагов (этапов). Их классический алгоритм установлен стэндфордской школой дизайна d.school.
Эмпатия. Максимальное погружение в проблемную область, где центральный объект исследования – адресат проекта, его физические и эмоциональные потребности, поведение, мысли. Сбор информации.
Фокусировка. Анализ, систематизация и интерпретация собранной информации. Трансформация информации в конкретные задачи.
Генерация идей.
Прототипирование. Отбор наиболее подходящих идей и создание моделей (прототипов) для тестирования, получение первоначального пользовательского опыта.
Тестирование. Получение обратной связи от адресатов об уже созданных прототипах, проверка работоспособности идеи.
Эти этапы не всегда должны быть последовательными, часто они могут происходить параллельно и повторяться. Конкретные этапы лучше всего понимать, как разные режимы, каждый из которых вносит вклад в создание проекта.
Рассмотрим подробнее как с помощью метода дизайн-мышления развиваются некоторые важные компетенции у обучающихся.
1. Критическое мышление. Это вид мышления, который используется для анализа вещей и событий, позволяет выносить обоснованные оценки. Психолог Дайана Халперн рассматривает критическое мышление как использование таких методов познания, которые отличаются контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью, увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата. Эти методы используются при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений и требуют навыков, которые обоснованы и эффективны для конкретной ситуации и типа решаемой задачи
Д. Халперн дополнительно указывает, что для критического мышления характерно построение логических умозаключений, создание согласованных между собой логических моделей и принятие обоснованных решений, касающихся того, отклонить какое-либо суждение, согласиться с ним или временно отложить его рассмотрение. Все эти определения подразумевают психическую активность, которая должна быть направлена на решение конкретной исследовательской задачи.
Рассмотрим педагогическое воздействие принципов Дизайн-мышления на развитие критического мышления воспитанников.
— Выход за пределы существующих стереотипов (thinking outside the box), творческий подход к решению задач развивает критическое мышление обучающихся, заставляя их мыслить оригинально. Преподавание, основанное на дизайн-мышлении, поощряет любопытство, энтузиазм, креативность и изобретательность. Творческий подход к решению задачи/проблемы не требует специального оборудования и может быть частью любого вида деятельности на каждом этапе технологии дизайн-мышления.
— Принцип действия. Стимулирование обучающихся закреплять полученные навыки решения задач постоянным применением их на практике на этапах «прототипирование» и «тестирование»;
— Принцип интерации. При выдвижении идеи сразу происходит её тестирование. Полученный результат и опыт используются для поиска ещё более лучшего решения.
Кроме того, в основе используемых в дизайн-мышлении средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что в общем сближает эту технологию с критическим мышлением.
2. Комплексное многоуровневое решение проблем. Данный навык имеет прямую зависимость от умения мыслить системно, рассматривать ситуацию с разных сторон. Начальные этапы Дизайн-мышления— «Эмпатия» и «Фокусировка» — предполагают, в прямом смысле слова, многоуровневое изучение субъекта, объекта, ситуации, системы. У обучающихся развивается тип мышления, характеризующихся целостным восприятием предметов и явлений. Системное мышление становится не просто навыком, а автоматизмом, а человек обладающий «прокаченным» системным мышлением, рефлекторно стремится к комплексному многоуровневому поиску и решению проблем.
3. Эффективная коммуникация. Пандемия и дистанционное образование существенно ограничили непосредственное «живое» общение, сократив его до мессенджеров, электронной почты и видеозвонков. Поэтому в коммуникациях сегодня особенно важно уметь понятно выражать свои мысли и также доступно интерпретировать полученную информацию. Способность облекать сложные вещи в простые слова сразу делает человека желанным собеседником. Навык эффективной коммуникации вышел на 1 место, среди наиболее востребованных работодателями в 2021 году (по версии сайта hh.ru).
Эффективная коммуникация подразумевает также умение убедительно доносить свою позицию собеседнику вербальными и невербальными средствами. Как итог, формируется умение достигать компромисса - решения, удовлетворяющего каждую из сторон. На каждом этапе метода дизайн-мышления обучающимся необходимо доступно и понятно объяснить свою позицию другим (например, при выборе темы проекта, обсуждении его цели и задач, генерации идей по его воплощению), предлагать варианты решения проблем, в случае их возникновения, эффективно совместно взаимодействовать, чтобы достичь общей цели.
4. Креативное мышление. Творческое мышление занимает важнейшее место в пятёрке важнейших soft skills. Чтобы творчески мыслить, не обязательно рождаться талантливым гением. Креативное мышление — навык, который поддаётся тренировке. Креативное мышление позволяет мыслить за рамками общепринятого и находить нестандартные решения для стандартных ситуаций.
Дэвид Келли в своей книге «Креативная уверенность» говорит о том, что дизайн - мышление опирается на естественную (и развиваемую) человеческую способность быть интуитивным, находить закономерности и придумывать идеи, которые не только эмоционально привлекательны, но и функциональны, именно поэтому дизайн – мышление может являться достаточно эффективным средством развития творческого потенциала и умения мыслить нешаблонно у учащихся как среднего, так и старшего звена.
Кооперация. Командная работа – это основа применения метода дизайн-мышления. Взгляд на проблему с неожиданной стороны и превращение её в вопрос, на который затем можно сообща найти ответ может возникнуть только при коллективном взаимодействии. Основной инструмент этапа «Генерация идей» - мозговой штурм - один из самых интенсивных и сложных процессов для командной работы, но в нем формируются навыки позитивного взаимодействия, умение генерировать и развивать свои идеи с помощью идей других, делегировать полномочия.
Метод дизайн-мышления применим в образовательном процессе при проектной деятельности. Это самое очевидное, что приходит в голову при определении его области применения.
Педагог дополнительного образования также может использовать эту методику для улучшения собственной педагогической практики, установив проблемной задачей, например, возможность создания пространства занятий более привлекательным и мотивирующим, привлечения большего внимания и интереса к выставкам творческих работ (иным отчетным мероприятиям) объединения и.т.д.
Кроме того, метод дизайн мышления возможно применять и в практике руководителей учреждения дополнительного образования. В таком случае проблемными вопросами могут быть «Как ускорить процесс освоения педагогами новых информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе?», «Как сделать процесс обмена опытом педагогами более эффективным?» и др.
Но сущность дизайн-мышления намного шире, его можно и нужно применять во всех сферах жизни. Зная этапы и инструменты дизайн-мышления человек сможет менять мир вокруг себя к лучшему, обязательно используя эмпатию – понимание чувств других людей – для всеобщего блага. Если научить детей воспринимать мир с такого ракурса, можно решить множество проблем и конфликтов повседневной жизни.